Технологическая карта урока географии Хождение за три моря

Технологическая карта
урока географии в 5-А классе МБОУ лицея № 1 г. Усмани,
данного учителем географии Афанасьевой О.А.

Автор УМК по географии под редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.
Тема урока_ Хождение за три моря
Тип урока_ изучение и первичное закрепление
Задачи урока: Раскрывать значение терминов, сформировать представление о вкладе русских путешественников в изучение регионов мира на примере путешествия Афанасия Никитина. Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества. Методы обучения, используемые на уроке: словесные, наглядные, практические; методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение; методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности; информационные методы – работа с картой, планом местности , учебником, дополнительной литературой.
Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; усвоение темы в процессе проблемного диалога и исследования; выполнение заданий, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме. Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания. Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.  Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания; Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни, развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей. Сформировать у обучающихся личное отношение к вопросу о путешествии русского купца Афанасия Никитина.
Основные понятия, изучаемые на уроке: Тверь, Афанасий Никитин, Каспийское море, Волга, Индия, Аравийское
море, Персия, Чёрное море, Смоленск, «Хождение за три моря».




Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1.Организационный момент
Цель:  мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

Приветственное слово учителя:
Здравствуйте дорогие друзья, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке. Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие к далёкой и загадочной Индии.


Приветствуют учителя,  Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.



2.Актуализация
знаний








На прошлом уроке мы изучали тему «Первые европейцы на краю Азии».

Вспомните: 1.Кто являлся первыми путешественниками? (слайд 1)
2.Кто по профессии были первые путешественники?
3.Путешествие Марко Поло: его цель, маршрут исследования, значение.
4.Используя физическую карту Евразии совершите воображаемое путешествие от берегов Китая к берегам Европы.
5.Зачем европейцы искали путь в Китай? Молодцы!
Создание проблемной ситуации. Афанасий Никитин – первый ученый-географ Руси или предприимчивый купец?


Диалог с учителем.
Вспоминают изученный ранее материал: о путешествии Марко Поло в Китай
Отвечают на вопросы
Применяют карту для получения информации.
Учащиеся высказывают свои суждения, чувства в предложенной ситуации.

Принцип деятельности.
УУД: регулятивные - выстраивать последовательность необходимых операций т.е. алгоритм действий.
Оценивать результаты своей и чужой деятельности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.


3. Этап изучения новых знаний и способов действий Постановка учебной цели.
Поиск информации.
















































Физкульт-ка





















-Давайте, определим тему нашего урока.
-Итак, тема нашего урока « Хождение за три моря». (слайд 2)
Подумайте, какова цель нашего урока?
Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания?
· Запишите тему урока в тетрадь. Вы узнаете: (слайд 3)
1. Кто такой Афанасий Никитин.
2. Какие три моря пересёк А. Никитин во время своего путешествия.
3. Зачем Афанасий Никитин отправился в Индию.
Нам предстоит ответить на главный вопрос:
Афанасий Никитин – первый ученый-географ Руси или предприимчивый купец?
Почему многие путешественники пытались найти путь в Индию?

- Индия всегда оставалась загадкой для русских людей, хотя эта страна была известна своими богатствами уже в античные времена. Вспомним великого римского полководца Александра Македонского.
- С какой целью он совершил военные походы в Северную Индию, пройдя вместе со своим войском тысячи километров?

Постановка проблемы:
- Так что же управляло русскими в организации путешествий: неизвестность об Азии или богатства стран региона?

- Как видим путешествия по Азию уже совершались, но глубоко в Средние века европейцы почти не проникали. Первым русским путешественником, посетившим Индию и зафиксировавшим свои наблюдения письменно, был Афанасий Никитин.

- Давайте вместе посмотрим, что мы можем с вами узнать об этих путешествиях.
Афанасий Никитин (слайд 4):
- В 1466 году Афанасий вместе с группой тверских купцов отправился на челнах вниз по Волге.
- Через какие географические объекты проходил его путь?
- Переправился Афанасий Никитин через Каспийское море и отправился в Индию.
- Как он добрался до Индии?
- В странствиях по Индии Афанасий Никитин провёл три
года. Затем он засобирался домой.
- Каким путем возвращался Афанасий Никитин домой?

-?!Как называется книга, рассказывающая о путешествии А. Никитина?

- Маршрут мы изучили, а как проходили сами путешествия, какие события им сопутствовали? Как все это мы можем узнать?
- Какую цель мы для себя поставим?

Задание «Описание маршрута путешествий»
1. Первое море
2. Второе море
3. Третье море


Давайте немножко отдохнём.
Гимнастика для глаз
Тверь, Афанасий Никитин, Каспийское море, Волга, Индия, Аравийское море, Персия, Чёрное море, Смоленск.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
Покорчим рожи.
Изобразить мордочки различных животных, обитаемых на материке.

Ребята давайте на практике поработаем в группах
На контурную карту нанесите:
Черное море
Каспийское море
Аравийское море
Персидский залив
Ирак
Индия
А теперь давайте ответим на главный вопрос нашего урока
Афанасий Никитин- первый учёный-географ или предприимчивый купец?

Целеполагание. Формирование новых знаний. Род занятий А. Никитина. Историческое название морей, через которые проходил маршрут путешествия А. Никитина.



Отвечают на вопросы

Учащиеся высказывают свои мнения, опираясь на ранее изученное.
Отвечают на вопросы:

- В поисках сокровищ






(Беседа)





Изучают маршрут путешествия
Афанасий Никитин – (слайд 4)




- Изучить текст.
-Узнать, как проходило это путешествие

Деятельность учащихся
читают стр. 54-57 и заполняют таблицу

Отчет работы (сопровождается презентацией












Выполняют упражнения





Выполняют задания на новый материал в группах, работают с контурной картой и учебником, стр. 55.






Пытаются ответить на вопрос
Формулируют собственное
мнение и аргументируют его.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.














ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

УУД: регулятивные (прогнозировать, слушать собеседника, умение выражать свою точку зрения).
познавательные : формировать умения работать с информацией, с текстом учебника.выполнять логические операции самостоятельно...

Коммуникативные Регулятивные УУД проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
















ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.
Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

4. Этап информации о домашнем задании

П.11. вопр стр.57-58, работа с контурной картой.
Представьте, что вы Афанасий Никитин. Разработайте свой маршрут из Твери в Индию и обратно.

Записывают д/з.



5.Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации

1.С какой целью А. Никитин отправился в Индию?
2.Назовите три моря?
3. Как называется книга, написанная А. Никитиным?
4.Почему тверские купцы могли плавать до Каспийского моря?
5.Какими товарами славилась Индия?


Отвечают на вопросы
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.

Личностные: формирование мотивации
Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном)
Познавательные: анализ, синтез.

6.Этап подведения итогов
Выставление оценок за урок



7.Этап рефлексии
сегодня я узнал(слайд 10) было интересно было трудно я приобрел я научился урок дал мне для жизни мне захотелось

Учащиеся в устной форме рассказывают о полученных на уроке знаниях и умениях.

Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.


15