Синдром эмоционального выгорания в учебной деятельности старшеклассников


Синдром эмоционального выгорания в учебной деятельности старшеклассников
Тишевский А.А. аспирант третьего года
обучения по специальности (дек.2013 г.)
19.00.07. - "Педагогическая психология"
Еромасова А.А., д. филос. н.,
профессор кафедры психологии
На сегодняшний день в психологической литературе накопилось большое количество работ по развитию синдрома эмоционального выгорания у представителей различных профессий. Считается, что синдром эмоциональном выгорания (СЭВ) свойственен работающим людям, в частности людям коммуникативных профессий: преподавателям, врачам, полицейским, социальным работникам, воспитателям, банковским работникам и т.д.
Не вызывает сомнения тот факт, что синдром эмоционального выгорания является негативным образованием, накладывающим свой отпечаток на качество профессиональной деятельности человека и его жизнь в целом.
На Европейской конференции ВОЗ в 2005 г. отмечено, что стресс, связанный с работой, является серьезной проблемой для одной трети трудящихся стран Евросоюза. Стоимость решения проблем с психическим здоровьем в связи с этим составляет в среднем 3-4% валового национального дохода [7].
Впервые об эмоциональном выгорании заговорил американский психиатр Х. Фрейденбергер. В 1974 г. он описал данный феномен и дал ему название "burnout" для характеристики психологического состояния здоровых людей, которые находятся в интенсивном и тесном общении с пациентами (клиентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [1, с. 7].
В 1976 году социальный психолог К. Maслач определила данное состояние как синдром физического и эмоционального истощения, включающий в себя развитие отрицательной самооценки, негативного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам. Изначально под синдромом эмоционального выгорания подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Позднее, за счет включения в СЭВ психосоматического компонента, количество симптомов данного синдрома значительно увеличилось. Исследователи все больше связывали синдром с психосоматическим самочувствием, относя его к состояниям, предшествующим болезни [6].
К 1982 г. в англоязычной литературе было опубликовано свыше тысячи статей по «burnout» - «эмоциональному сгоранию». Представленные в них исследования носили в большей степени описательный и эпизодический характер. Изначально, количество профессий, подверженных «эмоциональному сгоранию», было незначительно. К ним относились работники медицинских учреждений и различных благотворительных организаций. Р. Шваб расширяет группу профессионального риска: это - прежде всего учителя, полицейские, юристы, тюремный персонал, политики, менеджеры всех уровней [9].
Эмоциональное выгорание относят к феноменам личностной деформации, определяют, как многомерный конструкт, набор отрицательных психологических переживаний, возникающих вследствие каждодневного напряженного и эмоционально насыщенного общения или когнитивной сложностью, ответственностью. В настоящее время СЭВ внесен в международную классификацию болезней под номером 10: Z73 - проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью.
Первым из отечественных психологов о феномене эмоционального выгорания заговорил Б.Г. Ананьева, употребляя термин «эмоциональное сгорание» для обозначения отрицательного явления, которое возникает у работников профессий типа «человек-человек» и связанного с межличностными отношениями. Следует отметить, что данный феномен был только зафиксирован, но не подтвержден дальнейшими эмпирическими исследованиями [8].
Особый интерес среди отечественных исследований феномена выгорания вызывает процессуальная модель В.В. Бойко. Он рассматривает данное явление с позиции протекания основных фаз стресса, указывая симптомы, характерные для каждой фазы. По мнению автора, основное отличие эмоционального выгорания от всевозможных форм эмоциональной ригидности заключается в том, что СЭВ формируется в процессе жизнедеятельности человека. В. В. Бойко определяет эмоциональное выгорание как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций или понижения их энергетики в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Компоненты и стадии развития синдрома эмоционального выгорания
В психологической литературе стадии развития СЭВ рассматриваются по-разному. Например, Х. Дж. Фрейндербергер на первых этапах своих исследований различал только две стадии развития синдрома - раннюю и последующую. Ранняя характеризуется тем, что чувства еще сохранены, в то время как последующей стадии эмоции полностью отсутствуют. Позже он выделил 12 стадий развития синдрома. Первая стадия характеризуется присутствием навязчивого стремления проявить себя, включаясь в активную деятельность. На следующих стадиях наблюдается пренебрежение к собственным потребностям, переоценка ценностей, отрицание возникающих проблем. Наконец, на заключительной стадии встречается феномен отступления (апатия, человек внутренне «сдается»), деперсонализации, внутренней пустоты вплоть до полного эмоционального и физического истощения.
К компонентам эмоционального выгорания относятся следующие: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений [3, с. 23].
Первый компонент выгорания - эмоциональное истощение - рассматривается как главная составляющая профессионального выгорания. Оно проявляется в ощущении эмоционального перенапряжения и чувстве опустошенности. Происходит истощение эмоциональных ресурсов, и человек теряет прежний интерес к работе, в следствие чего возникает ощущение «приглушенности» эмоций.
Второй компонент - деперсонализация (цинизм) - проявляется в негативном, бездушном, циничном отношении к партнерам по общению. Контакты с людьми становятся поверхностными и формальными. Возникающие негативные установки первоначально имеют скрытый характер и проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении. Со временем раздражение уже не поддается контролю, вырываясь наружу в виде вспышек гнева, влекущих за собой конфликтные ситуации.
Третий компонент - редукция личных достижений - проявляется в снижении чувства компетентности в своей работе. Работа теряет былую ценность, в следствии чего снижается трудовой мотивации, происходит ограничение и уклонение от своих обязанностей по отношению к другим. Замечая за собой негативные чувства или проявления, человек начинает винить себя, появляется чувство собственной несостоятельности, безразличие, апатия к работе.
Условия развития синдрома эмоционального выгорания.
В литературе выделяют три фактора, играющих значительную роль в развитии синдрома эмоционального выгорания: личностный, ролевой и организационный.
Среди личностных особенностей, способствующих эмоциональному выгоранию, Х. Дж. Фрейденбергер выделяет эмпатию, гуманность, увлекаемость, идеализированность, интровертированность, фанатичность.
В. И. Ковальчук отмечает, что людям с низким уровнем самооценки и экстернальным локусом контроля больше подвержены эмоциональному выгоранию [4].
В. В. Бойко выделяет следующие личностные факторы, наиболее способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств в профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. 
Распространенность синдрома эмоционального выгорания.
Среди профессий, в которых СЭВ встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов. Почти 80% врачей психиатров, психотерапевтов, психиатров-наркологов имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания; 7,8% - резко выраженный синдром, ведущий к психосоматическим и психовегетативным нарушениям. По другим данным, среди психологов-консультантов и психотерапевтов признаки СЭВ различной степени выраженности выявляются в 73% случаев; в 5% определяется выраженная фаза истощения, которая проявляется эмоциональным истощением, психосоматическими и психовегетативными нарушениями [7].
Сегодня есть известные авторы, не ограничивающие сферу проявления эмоционального выгорания только помогающими профессиями. А. Пайнз Е. Аронсон, например, рассматривают эмоциональное выгорание как признак переутомления, который может встречаться в любой профессии, а также и за пределами профессиональной деятельности (например, в работе по дому). Существуют работы, рассматривающие выгорание вне профессиональной деятельности, например, в обучении, спорте.
Несмотря на это проблема развития эмоционального выгорания в старшем школьном возрасте остается не изученной.
Автор считает, что сложности учащихся старшего школьного возраста, прохождение старшеклассниками стадии подросткового периода, наличие большого количества факторов стресса, оценка успехов ученика преподавателем, сформировавшиеся индивидуальные особенности, наличие экзаменов в старших классах (предэкзаменационный стресс), сдача ЕГЭ, принятие решения при выборе будущей профессии, самоопределение, подготовка к поступлению в ВУЗ/устройству на работу, негативная или несформированная Я-концепция, гипертрофированные поведенческие реакции: эмансипации, группирования, увлечения, сексуальные, детские (отказ от контактов, игр, пищи, имитация, компенсация и гиперкомпенсация) могут способствовать развитию синдрома эмоционального выгорания уже в школьном возрасте.
Эмоционально выгоревший ученик не способен полноценно обучаться и в будущем быть профессионалом в своем деле. Необходимо научиться выявлять, предотвращать и нивелировать СЭВ еще в школьном возрасте, что позволит подготовить школьников к будущим трудностям в учебе в ВУЗе и профессиональной деятельности и даст возможность вовремя предпринять меры для предотвращения развития данного синдрома.
Литература
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд., перераб. и доп. Спб.: - Питер, 2008. 336 с.
Золотова Т.Н. Психология стресса. - М., 2008. 189 с.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - Спб.: - Питер, 2002. 221 с.
Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. №11. С. 2-16.
Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания. - М., 2006. 424 с.
Модели эмоционального выгорания [электронный ресурс] // ПСИ-ФАКТОР. URL: http://psyfactor.org/personal/personal12-01.htm (дата обращения: 05.12.2013).
Синдром эмоционального выгорания [электронный ресурс] // Русский медицинский сервер. URL: http://medgazeta.rusmedserv.com/2005/43/article_1322.html (дата обращения: 10.12.2013).
Эмоциональное выгорание в процессе профессиональной педагогической деятельности [электронный ресурс] // Ваш психолог. URL: http://vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/134-other-psychology/1872-emoczionalnoe-vygoranie-v-proczesse-professionalnoj-pedagogicheskoj-deyatelnosti- (дата обращения: 30.11.2013).
Эмоциональное выгорание и его сущность [электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. URL: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/trening-dlya-pedagogov-emotsionalnoe-vygoranie-pedagoga-i-ego (дата обращения: 10.12.13).