Синдром эмоционального выгорания педагога


ПРОГРАММА ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают "педагогический кризис", "истощение", "выгорание". В связи с этим существуют психопрофилактические занятия.
Целями данных занятий являются:
повышение сплоченности коллектива;
снятие тревожности и агрессивности;
приобретение навыков позитивного мышления;
нахождение внутренних ресурсов, их творческое самораскрытие.
Основные понятия: диагностика, коррекция, синдром ЭВП, ритуал приветствия/прощания.
На занятиях планируется передача педагогам следующих ценностей:
нет безвыходных ситуаций;
каждый человек ценен и уникален;
жизнь каждого человека – это то, что он позволил себе иметь;
пока мы живы, нет ничего, чего нельзя было бы исправить.
Предполагается, что в ходе занятий у педагогов появится возможность:
неформально общаться с коллегами по вопросам, связанным и не связанным с учебным процессом, что позволит им лучше узнать друг друга;
обмениваться опытом по разным вопросам, что поможет приобрести навыки взаимной поддержки в трудных ситуациях, а также решения производственных проблем совместными усилиями;
развивать способность прислушиваться к мнению другого человека, общаться, избегая директивности;
учиться здоровой самокритике, высказыванию своих истинных мыслей и чувств;
прислушиваться к себе, чтобы находить причины внутренних и внешних конфликтов, а также обретать внутренние ресурсы для дальнейшей полноценной жизни и работы.
Основные симптомы синдрома эмоционального выгорания педагога:
ухудшение отношений с коллегами и родственниками;
нарастающий негативизм по отношению коллегам;
злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином;
утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи и вины;
повышенная раздражительность - и на работе, и дома;
упорное желание переменить род занятий;
рассеянность;
нарушение сна;
обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям;
повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего
рабочего дня.
Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания:
старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки;
учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;
проще относитесь к конфликтам на работе;
как ни странно это звучит – не старайтесь всегда и во всем быть лучшими.
Помните: работа – всего лишь часть жизни!
Тематический план
№ Тема Время (мин) Содержание занятий Техника
1 «Здравствуй, это Я!» 30 Установление межличностных контактов между участниками группы. Выработка правил группы. Выполнение игр и упражнений, создающие благоприятные условия для профилактики синдрома ЭВП Игры и упражнения
2 «Мир эмоций. Снятие эмоционального напряжения» 30 Выполнение игр и упражнений, корректирующие эмоции Игры и упражнения
3 «Всё в моих силах» 30 Рефлексия своего настроения, упражнения, корректирующие самоуверенность. Ритуал настроения на конец занятия. Игры и упражнения
4 «Вместе тесно, а врозь скучно» 30 Ритуал приветствия. Выполнения упражнений, которые направлены на оптимизацию психологического климата. Ритуал прощания Игры и упражнения
5 «Пора прощаться» 30 Ритуал приветствия. Выполнения упражнений, которые направлены на оптимизацию психологического климата учащихся начального звена. Ритуал прощания Игры и упражнения

ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Занятие № 1
Цель занятия: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья учителей.
Задачи занятия:
актуализировать процесс самоанализа сотрудников;
познакомить с приемами саморегуляции;
научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния;
оптимизировать самооценку педагогов;
снять эмоциональное напряжение;
сформировать позитивное мышление учителей (самовосприятие и восприятие окружающей действительности).
Материалы и оборудование: — интерактивная доска, проектор или компьютер (ноутбук) для демонстрации слайдовой презентации (теоретическая часть семинара);
— заранее приготовленные картинки из журналов для проведения разминки (упражнение «Картинка»);
— карточки с незаконченными фразами для проведения упражнения «Откровенно говоря»;
— калоши, желательно цветные и большого размера, и карточки с ситуациями, рефлексивный кубик к упражнению «Калоши счастья»;
— анкеты «Обратная связь».
Время проведения: приблизительно 1,5 часа. Общее время зависит от количества участников.
Участники: педагоги, работающие в начальном звене, молодые специалисты. Упражнения могут быть использованы также в работе со старшеклассниками, студентами, родителями.
Формы, методы и приемы работы: слайдовая презентация, анкетирование, метод рефлексии (обсуждение), элементы арт-терапии.
Ход занятия по профилактике синдрома ЭВП:
Вводная часть
1. Разминка (15 мин.)
Упражнение «Картинка»
Цель: раскрепощение, сплочение, неформальное общение педагогов.
Материалы и оборудование: картинки различной эмоциональной нагрузки, вырезанные из старых журналов.
Инструкция: «Выберите одну или несколько картинок, которые отражают ваше настроение, мироощущение, убеждение или которые вам просто понравились. Расскажите, почему вы выбрали эти картинки». (Учителя объясняют свой выбор)
Ожидаемый результат: педагоги эмоционально раскрепощаются, становятся сплочёнными.
Теоретическая часть
3. Слайдовая презентация (20-25 мин.)
Цель: введение в тему семинара, знакомство педагогов со способами профилактики эмоционального выгорания.
Демонстрируется слайдовая презентация.
Практическая часть
4. Упражнение «Откровенно говоря» (10–15 мин.)
Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.
Материалы: карточки с незаконченными фразами (см. приложение 1).
Инструкция: «Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно».
Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.
5. Упражнение «Молодец!» (10–15 мин.)
Цель: оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: «Разделиться на два круга — внутренний и внешний, встать лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о своих достижениях, а во внешнем круге — хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец — раз! А это ты молодец — два!» и т.д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется. Затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна».
Ожидаемый результат: эмоциональная разрядка педагогов (как правило, это упражнение проходит очень весело), повышение самооценки педагогов.
6. Упражнение «Калоши счастья» (15 мин.)
Цель: развитие позитивного мышления педагогов. Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.
Материалы и оборудование: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями, рефлексивный кубик.
Инструкция: «Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста».
Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
Подведение итогов занятия
Цель: шеренг — вербальная рефлексия занятия, подведение итогов.
Инструкция: «Наше занятие подошло к концу, и вам предлагается в завершение заполнить небольшую анкету, где вы сможете написать свои впечатления от занятия. Ваше мнение для нас очень важно. После того как вы напишете ваши впечатления, по очереди расскажите о них».
Ожидаемый результат: педагоги заполняют анкеты, говорят, что им понравилось, а что нет, и вы сказывают свои пожелания.