«Как максимально эффективно организовать проектную деятельность младшего школьника?»


В настоящее время все большую популярность приобретает проектный метод, эффективность и возможность применения которого доказана экспериментальными исследованиями педагогов и психологов. И на смену вопросу «Доступна ли учащемуся начальной школы проектная деятельность?» приходит вопрос «Как максимально эффективно организовать проектную деятельность младшего школьника?»
Одним из возможных путей оптимизации применения проектного метода является подключение родителей к проектной деятельности.
Во-первых, в силу своих возрастных особенностей младшие школьники далеко не сразу способны быть абсолютно самостоятельными на всех этапах выполнения проекта. Более того, многие из них испытывают трудности в решении ряда организационных, технических, оформительских и других вопросов. Безусловно, главную помощь оказывает учитель. Однако младшему школьнику нужна еще и поддержка родителей, особенно в тех проектах, выполнение которых происходит во внеурочное время.
Во-вторых, объединение в совместном творческом процессе не только детей и педагога, но также и родителей особенно важно в ситуации дефицита внутрисемейного общения, широко распространенного в наше время.
В- третьих, существует такая разновидность проектов, как семейные (например, «Моя родословная», «Моя семья», «Семейные традиции», «Великая Отечественная война в истории нашей семьи» и др.). Они обладают огромным развивающим потенциалом для младших школьников, и для их осуществления участие родителей просто необходимо.
Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности -сотрудничество, содействие, партнерство с собственным ребенком. Очень важно, чтобы взрослые осознавали это и не принимали на себя функции учащегося (не делали за него все), иначе теряется смысл выполнения проекта. Поэтому привлечение родителей к проектной деятельности должно быть организовано учителем. Это и родительские собрания - семинары, на которых объясняется смысл проектной деятельности, и демонстрация детских проектов, и презентации детьми свои работ, и присутствие родителей на презентациях в классе, и др.
Какая же поддержка может потребоваться ребенку на разных этапах проектной деятельности?
Мотивационная. Заключается в стимулировании интереса к выполняемому проекту, развитии у ребенка стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы. Осуществление мотивационной поддержки индивидуально для каждого ребенка, зависит от особенностей его развития и самооценки.
Информационная поддержка актуальна на этапе сбора информации и необходимых материалов для выполнения проекта. Нередко сам родитель выступает для ребенка источником информации.
Организационная поддержка- одна из самых необходимых в силу возрастных особенностей младших школьников.
Техническая. Эта помощь может потребоваться на самых разных этапах и подразумевает участие родителей в проведении фото и видеосъемок, монтаже материалов, подготовке компьютерных презентаций, техническом оснащении докладов, проведении праздников и т.д.
Поддержка по самооценке проекта важна не только в конце проекта, но и в процессе, чтобы ребенок мог скорректировать свои действия. Важно обсудить достоинства и недочеты работы, отметить реальные достижения ребенка.
Все перечисленные виды поддержки должны оказываться родителями, если они действительно необходимы, и ребенок сам обращается за помощью. Взрослому необходимо учитывать опыт ребенка в выполнении проектов, стремясь к постепенному уменьшению своего участия и созданию условий для становления инициативности и самостоятельности ученика.
Кроме того, учителю важно привлекать родителей не только к процессу подготовки проекта, но и к оценке его эффективности.
По свидетельству опросов родителей, их сотрудничество с детьми в процессе работы над проектом взаимно обогащает партнеров, способствует открытию нового в друг друге, эмоциональному сближению.