Специфика работы учителя — логопеда с детьми ЗПР

Специфика логопедической работы с детьми с задержкой психического развития.
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с ЗПР уделяется значительное внимание. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.
Дети с ЗПР – многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеют негрубые нарушения со стороны ЦНС, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС (соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания). Еще одной причиной ЗПР у детей, это педагогическая запущенность, неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации.
К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР помимо того, что не развиваются предпосылки логического мышления, снижены речевые возможности, ограничен словарный запас об окружающем. Речь детей с задержкой психического развития отличается бедностью словаря и грамматических конструкций, у них недостаточно развит фонематический слух.
И, как следствие, эти дети испытывают большие трудности в обучении и адаптации к школе (С. Г. Шевченко, 2003). Практически все дети с задержкой психического развития имеют различные речевые нарушения. В обязанности учителя-логопеда входят всестороннее изучение речевой деятельности детей, проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми, которые имеют задержку психического развития, осложнённую нарушениями звукопроизношения, фонетико-фонематическим недоразвитием, элементами общего недоразвития речи. В работах различных авторов делается попытка классифицировать детей с ЗПР с учетом характера их речевых нарушений.
Так, Е. В. Мальцева выделяет три группы детей.
Первая группа  дети с изолированным дефектом, проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения связаны с аномалией строения артикуляторного аппарата, недоразвитием речевой моторики.
Вторая группа  дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются преимущественно в заменах фонетически близких звуков. Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа.
Третья группа  дети с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность и недифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы.
В задачи коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР входят:
развитие и совершенствование общей моторики;
развитие и совершенствование ручной моторики;
развитие и совершенствование артикуляционной моторики;
развитие слухового восприятия, внимания; 
формирование произносительных умений и навыков;
дифференциация звуков;
коррекция нарушений звуко-слоговой структуры 
совершенствование лексических и грамматических средств языка 
развитие навыков связной речи
обогащение коммуникативного опыта.
Организация логопедической работы предусматривает соблюдение следующих необходимых условий:
взаимосвязь осуществления коррекции речи дошкольников с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления).
Соответствие с программами по подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи;
проведение логопедических занятий на любом этапе над речевой системой в целом (фонетико-фонематической, лексической и грамматической);
максимальное использование при коррекции дефектов речи у дошкольников с ЗПР различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического).
Использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой активности, стимулирования мыслительных операций, повышение интереса к занятиям
Учитывая, что ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игровая деятельность, в каждое занятие необходимо включать игровые упражнения, что значительно повысит эмоциональную и умственную активность детей.
Осуществление коррекционной работы условно разделено на два периода, которые взаимосвязаны друг с другом: подготовительный и основной. В подготовительный период основной целью является восполнение пробелов в формирований психофизиологических предпосылок развития речи на сенсомоторном уровне, созданий базы, необходимой для коррекции нарушений речи у дошкольников с задержкой психического развития. 
В этот период проводится развитие общей, ручной, речевой моторики, развитие слухового, зрительного восприятия, внимания, памяти, развитие ритма, формирование произвольных умений и навыков.
В задачи основного этапа входит:
совершенствование лексических и грамматических средств языка;
развитие навыков связной речи;
обогащение коммуникативного опыта (удивление, радость, восторг, огорчение, рассуждение и др.).
Обучение детей с задержкой психического развития резко отличается от традиционного обучения следующим:
1.В подготовительный период дети овладевают интонационным выделением звуков, являющихся основным средством осуществления звукового 
анализа слова;
Без внимание уделяется артикуляции выделенных звуков для 
создания четких речедвитательных образов и для дифференциации звуков (гласных - согласных, твердых - мягких, звонких глухих);
Проводится работа над зрительными образами букв, включая анализ пространственного расположения их элементов, сравнение букв, сходных по количеству элементов с разным их расположением, с лишними и недостающими элементами;
Вводится моделирование звукового состава слова, определяется наиболее целесообразная последовательность действий ребенка, осуществляющего звуковой анализ.
Очень важный элемент успешности обучения - это благоприятный эмоциональный фон, на котором протекает этот процесс.
Для эффективной коррекционно-логопедической работы в структуру индивидуального и подгруппового занятия, которое подразумевает учёт речевых возможностей ребёнка и этапа логопедического воздействия, обязательно включаю динамические паузы – физминутки.
Для поддержания интереса к занятиям используем игровые приемы, дидактические и сюжетные игры. Стержневым моментом на этом этапе обучения являются специально организованная игра с определённой задачей
Для уточнения, расширения словарного запаса, развития понимания речи, организации доступного детям диалога, я провожу игры по различным лексическим темам.
Работу по выработке правильного, четкого произношения звуков и по совершенствованию фонематического восприятия веду параллельно.
Работа по развитию тонкой моторики осуществляется как педагогами, а также в виде рекомендаций родителям. Детям предлагается большое разнообразие игровых пособий по развитию мелкой моторики: шнуровки, мозаики, конструкторы, мячи, нанизывание бус, бельевые прищепки, шаблоны по лексическим темам, игрушки из «киндер – сюрпризов» для вытаскивания из «сухих бассейнов»; горох, фасоль (выкладываем из них буквы, цифры, предметы).
Обучаем детей приемам самомассажа кистей рук. Проводим с детьми пальчиковые игры, их мы подбираем к каждой лексической теме.
Неотъемлемой частью коррекционной работы на различных этапах логопедического воздействия является работа с родителями. Логопед работает в тесном сотрудничестве с родителями. В начале учебного года на родительском собрании знакомит со спецификой коррекционной группы, с результатами диагностики в индивидуальном порядке. Приглашает родителей на консультации, занятия. Для родителей оформлен стенд, где вывешиваются консультации, памятки для выполнения домашних заданий. Работа по выполнению домашних заданий заключается в том, что родитель совместно с ребенком закрепляет те умения и навыки, которые были приобретены на групповых и индивидуальных занятиях (развитие лексико грамматических средств языка, обучению грамоте и звукопроизношению).

Таким образом, логопедические занятия становятся но и одним из важнейших условий коррекции психического развития, активизации познавательной деятельности и всестороннего развития личности










15