Групповые и индивидуальные занятия Занимательный русский язык (5 класс)



1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Предназначена для обучения обучающихся 5 класса. Данная рабочая программа рассчитана на 0,5 учебных часов в неделю, что составляет 17 часов в год.
Содержание и методы обучения по данной программе содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические загадки. Всё это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностными результатами изучения курса в 5-ом классе является формирование следующих умений:
осознавать роль речи в жизни общества;
уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;
понимать необходимость быть носителем правильной речи;
проявлять интерес к изучению родного языка.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя,
проговаривать последовательность действий,
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией в рабочей тетради,
работать по предложенному учителем плану,
отличать верно выполненное задание от неверного,
давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя,
делать предварительный отбор источников информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя,
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса,
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать, анализировать, планировать, комбинировать, рассуждать,
преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста),
слушать и понимать речь других,
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им,
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса в 5-ом классе являются формирование следующих умений:
распознавать орфограммы, уметь обосновывать выбор правильного написания;
отличать признаки основных языковых единиц;
различать понятия: «синонимы», «антонимы», «омонимы», «многозначные слова», «архаизмы», «неологизмы»; приводить их примеры;иметь представление о многообразии речевых ошибок и способах их устранения;
знать историю происхождения и лексическое значение наиболее часто употребляемых слов и фразеологизмов;
уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, достраивать недостающие элементы в логическом ряду;
творчески мыслить прирешении кроссвордов, анаграмм, шарад, ребусов, криптограмм; использовать воображение, фантазию.3. Содержание учебного предмета, курса
№ Название тем Кол-во часов
1 И снова о русском языке! 1 час
2 Крылатые слова и афоризмы. 1 час
3 Об именах и фамилиях. 1 час
4 Праздник творчества и игры 5 часов
5 Учимся распознавать речевые ошибки. 1 час
6 Фразеологизмы 2 часа
7 Я не поэт, я только учусь 2 часа
8 Словесные забавы 4 часа
Итого 17 часов
Содержание курса «Занимательный русский язык»
Тема 1. И снова о русском языке!(1ч.)
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .Тема 2. Крылатые слова и афоризмы. (1ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка .Тема 3. Об именах и фамилиях.(1 ч.)
История возникновения древнерусских и современных имён и фамилий. Разнообразие имён и их форм.
Тема 4. Праздник творчества и игры. (5 ч) Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов. КВН по русскому языку. Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актёр- тёрка ). Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
Тема 5. Учимся распознавать речевые ошибки. (1ч.)
Распространённые типы речевых ошибок, их распознавание и устранение.
Тема 6. Фразеологизмы (2 ч.) Беседа о фразеологизмах. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. Вычленение фразеологизмов из речи. Замена словосочетаний фразеологизмами.
Тема 7. Я не поэт, я только учусь (2 ч.) Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .Тема 8. Словесные забавы(4 ч.) Игры со словами. «Спунеризмы», «Буриме», «Палиндромы»