Социальный проект «Твори добро»


Социальный проект «Твори добро»
Раздел - внеклассная работа
Кобылкин Д. Н. «Ваша жизнь – это пример трудолюбия, стойкости, ответственности за порученное дело. И сегодня многие из вас активно участвуют в общественно-политической жизни региона, вносят большой вклад в воспитание подрастающего поколения. Наша задача – создать все условия для вашей спокойной и благополучной жизни. Мы многое уже сделали, и впредь будем делать всё возможное для ямальцев почтенного возраста».

Этапы реализации проекта:
1. Выбор проблемы.
Выявление и анализ проблемы
Подведение итогов этапа выбора проблемы
2. Сбор информации
Анализ нормативно-правовой базы
Анализ материалов СМИ по проблеме
Встречи с компетентными специалистами, интервью с ними.
3. Разработка плана действий
4. Реализация плана
Осуществление программы действий
Результаты работы над реализацией проекта «Милосердие»
I ЭТАП
Актуальность и социальная значимость проекта
В условиях современного общества всё чаще встречаются люди, готовые совершенно бескорыстно потратить несколько часов в неделю на доброе дело. Таких людей называют – волонтёры. Волонтер – не профессия, не хобби, не общественная нагрузка. Это образ мышления, удивительная по нынешней поре способность – находить время и силы для совершенно чужих людей. Ведь, казалось бы, есть семья, работа, друзья. Но что-то заставляет ехать на другой конец города к бездомным, сиротам, старикам, страдающим от одиночества, и согревать их самой простой заботой, вовремя приправленной добрым словом. Или покрасить лавочку в чужом дворе. Или починить окно незнакомой бабушке. Или накормить бомжа. Или… Да мало ли тех, кто нуждаются в помощи здесь и сейчас?
Вот и мы попробовали организовать такое движение среди учащихся нашей школы.
С каждым годом людям все тяжелее и тяжелее материально. Но, несмотря на все тяготы современной жизни, еще встречаются в России люди, желающие поделиться теплом, временем, сердцем.
Мы помогаем не столько материально, сколько душевно и психологически – исключительно из желания поддержать стариков – сирот. Старые люди нуждаются в близких не меньше маленьких детей. 
Самое главное – это наше участие в их жизни. Это заинтересованный и неспешный разговор об их самочувствии, настроении, судьбе. Это принесенные печение и мармелад, когда они уже давно не ждут никаких гостинцев. Это выполнение их мелких просьб. Уже после нескольких посещений Вас будут с радостью ждать, будут скучать по Вас, будут помнить Ваши имена и мелкие детали ваших предыдущих разговоров.
Способами выявления социально значимой проблемы мы выбрали социальный опрос. (Приложение 1, Приложение 2). В результате чего было выявлено несколько социально значимых проблем. При рассмотрении путей решения этих проблем, мы определили, что собственными силами можем решить лишь одну: благотворительная помощь. Эмоциональная угнетенность может быть вызвана как одиночеством и связанными с этим затруднениями в быту, так и мыслями о том, что человек превращается в «обузу» для родственников, особенно в случаях, когда он не может самостоятельно передвигаться и обслуживать себя.
Старики страдают от одиночества и заброшенности. Они нуждаются в нашем сочувствии, моральной поддержке, помощи. К ним редко приезжают родные. Эти люди ощущают себя забытыми, отрезанными от мира.
Я старалась находить нужные слова, но часто создавалось впечатление, что они повисают в воздухе… Все-таки многие из этих несчастных людей были рады – хоть кто-то пришел, помог…»
II ЭТАП
1. Анализ нормативно-правовой базы
Право на свободную деятельность по социальному проектированию позволяет целый пакет правовых документов:
Принципы ООН в отношении пожилых людей:
Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста Генеральная Ассамблея, высоко оценивая вклад, который вносят пожилые люди в жизнь своего общества, учитывая, что в Уставе Организации Объединенных Наций народы Объединенных Наций выражают, в частности, решимость вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций, а также решимость содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе.
Принимая во внимание разработку этих прав во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах, а также в других декларациях с целью обеспечить осуществление универсальных норм в отношении конкретных групп населения, во исполнение Международного плана действий по проблемам старения, принятого Всемирной ассамблеей по проблемам старения и одобренного Генеральной Ассамблеей в резолюции 37/51от 3 декабря 1982 года, признавая огромные различия в положении пожилых людей не только между странами, но также в рамках отдельных стран и между отдельными лицами, что требует принятия различных мер в области политики, учитывая, что во всех странах как никогда прежде возрастает число лиц преклонного возраста, состояние здоровья которых лучше, чем когда-либо ранее, учитывая результаты научных исследований, опровергающие многие стереотипные представления о неизбежном и необратимом ухудшении здоровья с возрастом, будучи убеждена в том, что в мире, дня которого характерно увеличение числа пожилых людей, заинтересованным и дееспособным пожилым людям необходимо обеспечить возможности участвовать в каждодневной жизни общества и вносить в нее вклад,
сознавая, что трудности, выпадающие на долю семьи, как в развитых, так и в развивающихся странах, требуют оказания поддержки лицам, обеспечивающим уход за слабыми пожилыми людьми, принимая во внимание стандарты, уже определенные в Международном плане действий по проблемам старения, в конвенциях, рекомендациях и резолюциях Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения и других учреждений Организации Объединенных Наций, призывает правительства включить — когда это представляется возможным — в свои национальные программы следующие принципы:
Независимость
1. Пожилые люди должны иметь доступ к соответствующим требованиям продовольствию, воде, жилью, одежде и медицинскому обслуживанию через посредство обеспечения им дохода, поддержки со стороны семьи, общины и самопомощи.
2. Пожилые люди должны иметь возможность работать или заниматься другими видами приносящей доход деятельности.
3. Пожилые люди должны иметь возможность участвовать в определении сроков и форм прекращения трудовой деятельности.
4. Пожилые люди должны иметь возможность участвовать в соответствующих программах образования и профессиональной подготовки.
5. Пожилые люди должны иметь возможность жить в условиях, которые являются безопасными и могут быть адаптированы с учетом личных наклонностей и изменяющихся возможностей.
6. Пожилые люди должны проживать дома до тех пор, пока это возможно.
Участие
7. Пожилые люди должны быть по-прежнему вовлечены в жизнь общества, активно участвовать в разработке и осуществлении политики, непосредственно затрагивающей их благосостояние, и делиться своими знаниями и опытом с представителями молодого поколения.
8. Пожилые люди должны иметь право искать и расширять возможности для деятельности в интересах общины и выполнять на добровольной основе работу, отвечающую их интересам и возможностям.
9. Пожилые люди должны иметь возможность создавать движения или ассоциации лиц пожилого возраста.
Уход
10. Пожилым людям должны быть, обеспечены уход и защита со стороны семьи и общины в соответствии с системой культурных ценностей данного общества.
11. Пожилые люди должны иметь доступ к медицинскому обслуживанию, позволяющему им поддерживать или восстанавливать оптимальный уровень физического, психического и эмоционального благополучия и предотвращать или сдерживать начало периода недугов.
12. Пожилые люди должны иметь доступ к социальным и правовым услугам в целях повышения их независимости, усиления защиты и улучшения ухода.
13. Пожилые люди должны иметь возможность на соответствующем уровне пользоваться услугами попечительских учреждений, обеспечивающих защиту, реабилитацию, а также социальное и психологическое стимулирование в гуманных и безопасных условиях.
14. Пожилые люди должны иметь возможность пользоваться правами человека и основными свободами, находясь в любом учреждении, обеспечивающем кров, уход или лечение, включая полное уважение их достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода за ними и качества их жизни.
Реализация внутреннего потенциала
15. Пожилые люди должны иметь возможности для всесторонней реализации своего потенциала.
16. Пожилые люди должны иметь доступ к возможностям общества в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха.
Достоинство
17. Пожилые люди должны иметь возможность вести достойный и безопасный образ жизни и не подвергаться эксплуатации и физическому или психологическому насилию.
18. Пожилые люди имеют право на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, и их роль должна оцениваться независимо от их экономического вклада.
Конвенция о правах ребенка от 1959 г. 
Статья 15. Государства-участники признают право каждого ребенка на  свободу ассоциации и свободу мирных собраний.            
Статья 27. Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.
Конституция РФ от12 декабря 1993 г.
Статья 39. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статья 44. Каждый имеет право на участие в культурной жизни
 Федеральная целевая программа "Старшее поколение"
Цель программы: создание условий для повышения качества жизни пожилых людей на основе развития сети и совершенствования деятельности учреждений социального обслуживания, обеспечения доступности, медицинской помощи, социальных, образовательных культурно-досуговых и иных услуг, внедрения новых стратегий ухода, содействия: активному участию пожилых людей в жизни общества.
Всеобщая декларация прав человека
Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Статья 22. Каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.Статья 25.
1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
Статья 26.
1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами, расовыми или религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
Статья 27.
1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.
2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.
Устав МБОУ СОШ № 2 г. Салехарда определяет среди основных задач школы создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, воспитание у обучающихся гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье, Родине. Программа развития школы, определяет своими целями модель формирование гармонично развитой личности, ориентированной в современный социум. Таким образом, социальное проектирование по теме «Милосердие» правомерно.
2. Анализ материалов СМИ.
Проанализировав материалы СМИ (Интернет-ресурсы, газеты), команда соцпроекта пришла к выводу, что проблема качества жизни одиноких пожилых людей актуальна и активно обсуждается на Ямале, в стране и за рубежом.
Материалы СМИ:
Комплексная программа «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста на территории муниципального образования город Салехард в 2014-2016 годах»
Газета «Красный Север»
Общественно-политический еженедельник «Ямальский меридиан»
Агентство новостей «Вести Ямала» Международный день пожилых людей 
«Волонтёры милосердия»
Цель проекта: Улучшение качества жизни одиноких пожилых людей.
Задачи:
Организация сбора средств на покупку гостинцев для пожилых людей.
Разработка программы посещения пожилых людей.
Формирование у молодежи навыков заботы о людях старшего поколения.
Распространение опыта в школе, городе.
Тактические задачи:
Освоить технологию социального проектирования;
Овладеть приемами делового общения и психологическими особенностями общения с представителями старшего поколения;
Организовать и провести акцию «Милосердие»
Перспективы развития проекта –  стать волонтерской традицией школы.
Взаимодействия
Проект поддерживается
Коллектив учителей и работников школы.
Родительский комитет
III ЭТАП
Разработка плана действий
Подготовительный этап (октябрь 2014-май 2015г.)
Выявление сложностей и особенностей проекта
Определение ресурсов и средств реализации
Формирование команды проекта
Проведение дополнительных социологических исследований
 Основной этап.
Сбор средств на покупку подарков. (Приложение 3)
Определение графика работы волонтеров.
Покупка продуктов.
Активное участие в мероприятиях, посвященных торжественному празднованию 70-летия Победы.
Ресурсы.
Технические                                                             
Мультимедийные средства для организации работы волонтеров
Кадровые
Учителя – организаторы
Дети – участники
Родители – спонсоры
IV ЭТАП
Реализация плана действий
В школе систематически (в октябре и в канун 9 мая) проводится акция «Твори добро».
Приложение 1.
Вопрос №1 « Есть ли среди ваших знакомых одинокие пожилые люди?»
Да Нет
Вопрос №2 «Как Вы думаете, нуждаются ли они в посторонней помощи?»
Да Нет Не думал об этом
Вопрос №3 «Готовы ли Вы помогать одиноким пожилым людям?»
Да Нет
Вопрос №3 « Какую именно помощь Вы можете оказать нуждающимся людям
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
« Есть ли среди ваших знакомых одинокие пожилые люди?»
571515557500
«Как Вы думаете, нуждаются ли они в посторонней помощи?»
1073156477000

«Готовы ли Вы помогать одиноким пожилым людям?»
10731514922500

Приложение 2.
Выявление и анализ проблемы
АНКЕТА
ФИ________________________________________
Дата__________
Проблема:
Помощь пожилым одиноким людям
Считаете ли вы, что эта проблема является важной? Почему?_____________________________________________________
_____________________________________________________________
Какие органы управления отвечают за решение этой проблемы?
_____________________________________________________________
Проводится ли этим органом управления какая-либо политика для решения этой проблемы?___________________________
Если такая политика существует, то ответьте на следующие вопросы:
*Каковы ее преимущества и недостатки___________________________________________________
_____________________________________________________________
*Где можно получить информацию по данной проблеме?
_____________________________________________________________
Существуют ли какие-нибудь другие проблемы в нашем городе, которые можно было решать силами класса, школы?__________________________
______________________________________________________________________
В результате анкетирования были выявлены следующие проблемы
-622935-3810Улучшение жилищных условий ветеранов ВОВ
Улучшение качества медицинского обслуживания пенсионеров
Обеспечение детей – инвалидов современными тсоБлаготворительная помощь нуждающимся пожилым людям
Необходимость посторонней помощи
Собствен ными силами
Невозможность решить собственными силами
В о з м о ж н о с т ь р е а л и з а ц и и00Улучшение жилищных условий ветеранов ВОВ
Улучшение качества медицинского обслуживания пенсионеров
Обеспечение детей – инвалидов современными тсоБлаготворительная помощь нуждающимся пожилым людям
Необходимость посторонней помощи
Собствен ными силами
Невозможность решить собственными силами
В о з м о ж н о с т ь р е а л и з а ц и и
Приложение 3
Уважаемые ребята!
Объявляется благотворительная акция
С … по …
в нашей школе будет проходить сбор благотворительных средств для
пожилых людей.
Благотворительные средства
можно сдать
в … кабинет.
Ответственные за сбор – старосты классов.
ОТЧЕТ
о проведении благотворительной акции «Твори добро»
Всего было собрано …..
Администрация школы благодарит всех учащихся и учителей, принявших активное участие в благотворительной акции.
По вопросу предоставления информации, подтверждающей благотворительность, обращаться в …. кабинет.
Приложение 4
Отчет (предварительный)