Гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках русского языка и литературы


Гражданско – патриотическое воспитание школьников
на уроках русского языка и литературы
Будущее любого цивилизованного государства зависит от правильно сформированной гражданско-патриотической позиции молодежи. К сожалению, в последнее время в России существует тенденция снижения духовной культуры молодого поколения. И здесь трудно не согласится со словами В.В. Путина, который говорил, что «утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». Именно поэтому сейчас как никогда современной школе следует большое внимание уделить гражданско – патриотическому воспитанию обучающихся.
Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы. Русский язык как предмет уже сам по себе уникален, ведь он и прививает любовь к родному языку, и помогает осмыслить общечеловеческие ценности, и воспитывает чувства патриотизма. Еще К. Д. Ушинский говорил: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка. Таков этот великий народный педагог – родное слово».
Каждый урок русского языка, какой бы темы он ни касался, - это непременно экскурс в историю родного языка, разговор об исключительном богатстве его ресурсов. Например, работая над темой «Слитное и раздельное написание не с существительными», узнаёшь, что слово негодяй первоначально связано с рекрутским набором на Руси: так называли человека, не годного к службе.
В работе над формированием чувства патриотизма на уроках русского языкахорошим подспорьем является правильный подбор дидактического материала. В процессе работы над ним можно предложить учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявился патриотизм русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?
Широкое поле деятельности для учителя – работа с текстами в разделе «Стилистика». Сочинения, изложения с дополнительным заданием: «Я гражданин России», «Что значит жить для людей?», «Что важнее: кем быть или каким быть?», «Что важнее: как жить или для чего жить?»
Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать на этапе мотивации почти по всем темам русского языка: “Тире между подлежащим и сказуемым” (8 кл.) - Родная сторона - мать, чужая – мачеха; Родина - мать, умей за неё постоять; “Прилагательные полные и краткие” (5 кл.) - Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило; “Степени сравнения имен прилагательных” (6 кл.) - Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти и «Имя числительное» - Одна голова хорошо, а две лучше»; Один в поле не воин; «Местоимение» -Других осуждать - себя не уважать;Кто рано встает, тому Бог подает и т.д.
Немаловажное воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в “Школьном толковом словаре” и “Словаре иностранных слов” словарные статьи, посвященные слову “патриот, патриотизм”. Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему “Что значит – быть патриотом”. Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?
Одним из проявлений любви к Родине является любовь к родной природе, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к творчеству писателей, поэтов. В упражнениях учебников много текстов - описаний природы классиков русской литературы, систематическая работа с такими образцами позволяет перейти к составлению собственных сочинений “Любимый уголок природы”, “Любимый край”, «Достопримечательности моего города» и др.
У учителя богатый арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика, кроме уроков русского языка важнейшее место среди них, на мой взгляд, занимают уроки литературы. Ведь именно художественная литература призвана воспитывать личность, оказывать влияние на её духовный мир, на выбор нравственных ориентиров, ведь у учителя – словесника всегда в руках книги, которые помогают воспитывать истинно духовного человека. Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям.
Художественная литература любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости – мы видим в древнерусской литературе, в летописи «Повести временных лет», которая изучается на протяжении трех лет. Рассматривая «Житие Александра Невского», ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единению Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения – вот основной вывод, к которому приходят учащиеся при изучении «Слова о полку Игореве».
В среднем звене огромный материал для патриотического воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино», учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, размышления автора о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и мн. др. На этих уроках происходит беседа о войне 1812 года и значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?».
Высокое патриотическое чувство, всенародный патриотический подъем передает басня И.А. Крылова «Волк на псарне». В ее основе лежит конкретный исторический факт – попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В результате анализа школьники определяют мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка: «С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой». И тут же выпустил на Волка гончих стаю». Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом.
При изучении романа «Дубровский» ребята должны увидеть в А.С. Пушкине писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины. На уроках при анализе текста можно использовать сопоставительную характеристику Троекурова и Дубровского, беседу.
Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне, которые изучаются в разделах «Ради жизни на Земле» (5 класс), «Произведения о Великой Отечественной войне» (6 класс), «На дорогах войны…» (7 класс), «Стихи и песни о Великой Отечественной войне» (8 класс). В них помещены стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. Дорога к сердцам детей лежит через память о тех, кто погиб за наше Отечество. Память вбирает в себя многое: и чувство благодарности к героям войны, и чувство долга, и неприятие зла, и стремление утвердить справедливость в мире. Мы должны знать, что война в действительности – зло, жестокость, смерть. И помогут нам в этом произведения о Великой Отечественной войне.
Литературные произведения, изучаемые в школе – это лишь небольшая часть культурного достояния народа. Но именно они укореняют нравственный стержень личности. Многое зависит от волшебной встречи с книгой. Они увлекают читателя «течением мыслей», гражданственностью деяний, благородством чувств человека предшествующих эпох, воспитывают у каждого нового поколения умение быть благородным, памятливым.
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание обучающихся – дело важное и ответственное. Каждый рано или поздно задумывается о себе, о своем предназначении, судьбах Родины. А на плечи современного учителя ложится львиная доля ответственности за воспитание детей – будущих патриотов, но, главное, людей думающих и чувствующих.