Гражданско-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

Автор: Н. А. Некрасов

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы.

Цель данного направления – это формирование чувств патриотизма у школьников, высокой гражданской позиции.
Расскажу о методах, которые использую на своих уроках (6 класс)
Русский язык.
Изучение языковых тем на текстовой основе.
Тема «Причастие» (На Бородинском поле плечом к плечу стояли солдаты, офицеры русской армии, сплотившей в своих рядах людей разных национальностей.) Перед тем, как ученики найдут причастия и причастные обороты в тексте, мы постараемся определить тему и идею текста.
Написание сочинения-рассуждения. («А как воспитать дух патриотизма у современного поколения?», «Патриотизм и любовь к Родине обитают в человеческом сердце», «Что значит быть патриотом?»)
Составить словарную статью (по данному плану)
Творческое задание (предложены иллюстрации, например, по теме «Защита брестской крепости»). Дети должны определить, что общего между этими картинками. Историческая справка. Составление предложений (в сослагательном наклонении)
При изучении имен прилагательных можно дать детям задание – охарактеризовать города-герои, после чего ответить на вопрос «Почему мы можем об этих городах так много сказать?»
Использование пословиц по данной тематике, например, при изучении знаков препинания, краткой формы имен прилагательных (родная сторона – мать, чужая – мачеха, своя земля и в горести мила).
Литература
Стихотворения о ВОВ (Симонов, Самойлов)
«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»
Историческая справка о том, что такое Смоленщина. Какие исторические факты нашли отражение в стихотворении К. М.Симонова?
Исследовательская работа «Откуда ваши корни»
Фрагмент из произведения Н. С. Лескова «Левша».
Дети составляют опорную схему (почему Левшу можно назвать патриотом?)
Проект «Литературно-патриотические места России». Составление карты. (Бородино (125 км от Москвы), Смоленщина (Иркутский район), С. Есенин (Рязанская область), Левша (Петербург).
РГ Творческое задание. Видеоролик на основе песни о Тюмени. (Презентация).
Использование эпиграфов.

Такой подход вызывает интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой Родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь. А это помогает становлению гражданина, патриота великой России, которая, по моему мнению, обязательно станет таковой.
При необходимости в содержание урока включаю видеоматериал.
Для более активного эмоционального отклика используется музыкальный материал. В обратной связи дети сказали, что просмотренные слайды и текст музыкального произведения произвели очень сильное впечатление. Рассуждая о жизненных ценностях, сказали то, о чем не говорили в начале урока.
15