Реферат Тема: Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Плотавская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области
Реферат
Тема: Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков.
Выполнил: учитель физической культуры I квалификационной категории Власова О.В.
2016 г.
Содержание:
Введение....................................................................................................................3-5
Глава I Психологические аспекты девиантного поведения
1.1. Понятие девиантного поведения.....................................................................6-7
1.2.Причины девиантного поведения…................................................................7-8
1.3.Формы девиантного поведения........................................................................8-10
1.4.Классификация девиантного поведения……………………………………..10-11
Глава II Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения……..12-24 Список литературы........................................................................................................25
Введение
В настоящее время тщательно изучаются психологические причины нарушений поведения у детей разных возрастов, разрабатываются программы психопрофилактики и коррекции.
В педагогике коррекция – это система психолого-педагогических воздействий, направленных не только на преодоление или ослабление отрицательных качеств личности ребёнка, но и формирование противоположных по отношению к ним положительных качеств [12, c. 58].
В психологии отклоняющегося поведения применяется термин «психокоррекция» – это комплекс мероприятий, направленных на исправление недостатков психики или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой устойчивые качества, формирующиеся в раннем возрасте и практически не изменяющиеся в дальнейшем.
Однако при исследованиях и проведении коррекционной работы основное внимание обращается на функциональные отклонения в развитии ребенка. Они могут быть разнообразными, но обычно это нарушения содержательного (личностно-смыслового) компонента деятельности и общения. В то же время основному, базальному компоненту - динамическому - уделяется неоправданно мало внимания.
Существующие в современной психологической науке психоаналитический, фрустрационный и бихевиористский подходы, объясняющие происхождение девиантного поведения, безусловно, обладают определенными достоинствами. К сожалению, ни один из них не представляет собой собственно психологическую модель девиации. В них недостаточно четко определяются психологические причины возникновения девиантного поведения, не описывается динамика и взаимосвязь психических процессов, сопровождающих протекание агрессивной реакции, не даются представления о механизмах психологической регуляции проявления агрессивности и других форм девиантного поведения.
Данная работа посвящена исследованию феномена девиации и исследованию подходов для корректировки отклоняющегося поведения.
Девиации — это отклонения от нормы поведения, принятой в данном обществе, может иметь различные проявления в виде аутизма, агрессивности, аддикций, коммуникативной девиации и др.
Актуальность выбранной проблематики обуславливается тем, что коррекция проявлений девиантного поведения подростков в последние годы является одним из наиболее приоритетных направлений в современной педагогической науке. В условиях сложных, динамичных и противоречивых социально-экономических перемен появляются многочисленные факторы возникновения девиаций в подростковой среде. В настоящее время наблюдаются такие негативные явления, как ослабление влияния государственных органов на воспитание и формирование личности, падение нравственных и духовных ценностей, имущественное неравенство, социальная дезадаптация, криминализация общества, падение статуса семьи как социального института и т. д. В результате констатируется рост таких видов и форм поведенческих отклонений, как проявление жестокости и агрессивности, тяжелые формы зависимого поведения, криминальное и антисоциальное поведение. Наибольшую остроту данная проблема приобретает в подростковом возрасте в процессе формирования, самоопределения и самоутверждения личности.
Обозначенные тенденции предполагают усиление профилактической и воспитательной работы, создание действующих и эффективных программ коррекции девиантного поведения подростков
Глава I Психологические аспекты девиантного поведения
1.1. Понятие девиантного поведения.
Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от наиболее распространенных, общепринятых, а также устоявшихся норм и стандартов. Девиантное, негативное поведение устраняется путем применения определенных формальных, а также неформальных санкций (лечение, изоляция, исправление, наказание нарушителя). Проблема девиантного поведения является центральной проблемой прикованного внимания со времен возникновения социологии. [13, c. 38].
Социология не выступает оценочной в суждениях относительно девиации. Поскольку под девиацией в социологии понимается отклонение от общепринятых общественных стандартов, и она не квалифицируется, как систематическая болезнь. Существуют различные определения для девиантного поведения.
Социология под девиантным поведением понимает реальную угрозу для физического, а также социального выживания человека в определенной социальной среде, коллективе или ближайшем окружении. Девиации отмечаются нарушениями социально-нравственных норм, культурных ценностей, процессом усвоения, а также воспроизводства ценностей и норм. Это может быть единичное действие индивида, которое не соответствует нормам. Как пример это криминализация общества, развод, коррупция чиновников. Понятие о норме и отклонение определяется социально.
Медицина к девиантному поведению относит отклонение от общепринятых норм межличностных взаимодействий. Это действия, поступки, высказывания, совершаемые в формах нервно-психической патологии, а также в рамках психического здоровья и пограничного состояния.
Психология к девиантному поведению относит отклонение от социально-психологических, а также нравственных норм. Для отклонений характерно нарушение общественно принятых норм или же нанесение ущерба себе, общественному благополучию, окружающим.
1.2.Причины дивиантного поведения.
У подростков причины девиаций социальные, это недостатки воспитания. От 25%-75% детей — неполная семья, 65% подростков имеют серьезные нарушения характера, 65% — акцентуанты. Больных пациентов с делинквентными отклонениями до 40%. Половина из них имеет такое состояние как психопатия. Бродяжничество и побеги из дома в большинстве случаев объясняются делинквентностью. Самые первые побеги осуществляются от страха наказания или выступают реакцией протеста, а потом превращаются в условно-рефлекторный стереотип.
Причины девиантного поведения подростков кроются в недостаточном надзоре, отсутствии внимания со стороны близких, в тревоге и страхе за наказания, в фантазерстве и мечтательности, в желании устраниться от опеки воспитателей и родителей, в жестоком обращении со стороны товарищей, в немотивированной тяге изменить скучную обстановку[13, c. 153].
Отдельно хочется отметить раннюю алкоголизацию и наркотизацию подростков. Среди делинквентных подростков большая часть знакома с наркотиками и злоупотребляет алкоголем. Мотивы такого употребления это желание быть в компании своим и стать взрослым, удовлетворить любопытство или изменить психическое состояние. В последующие разы принимают наркотики и выпивают для веселого настроения, а также для самоуверенности, раскованности. Возникновение групповой зависимости напиваться на встрече друзей несет угрозу алкоголизма. А стремление подростка к наркотизации является ранним признаком зависимости от наркотика.
1.3.Формы девиантного поведения
Формы отклонений от норм у подростков включают гиперкинетическое расстройство, несоциализированное расстройство; расстройство поведения, ограничивающееся семьей; социализированное расстройство; делинквентное нарушение.
Характеристика девиантного поведения подростков с гиперкинетическим расстройством включает недостаточную настойчивость, где требуется умственное напряжение, а тенденция переключаться от одного занятия к другому приводит к не завершению ни одного дела. Для ребенка характерна импульсивность, безрассудность, тенденция попадать в несчастные случаи, а также получать дисциплинарные взыскания. Взаимоотношения со взрослыми отмечаются отсутствием дистанции. У детей наблюдается расстройство поведения, а также заниженная самооценка.
Расстройство поведения, ограничивающееся семьей, включает антисоциальное, а также агрессивное поведение (грубое, протестующее), которое проявляется дома в личных взаимоотношениях с родственниками. Имеет место воровство, разрушение вещей, жестокость, поджоги дома.
Несоциализированное расстройство отмечается сочетанием антисоциального, а также агрессивного поведения. Для расстройства характерно отсутствие продуктивного общения со своими сверстниками, а также проявление изоляции от них, отвержение друзей и эмпатических взаимных взаимосвязей с ровесниками. С взрослыми подростки проявляют жестокость, несогласие, негодование, гораздо реже бывают хорошие взаимоотношения, но без доверительности. Способны возникать сопутствующие эмоциональные расстройства. Зачастую ребенок одинок. Такое расстройство отмечается вымогательством, драчливостью, хулиганством или нападением с насилием, а также жестокостью, грубостью, непослушанием, сопротивлением авторитетам и индивидуализмом, неконтролируемой яростью и тяжелыми вспышками гнева, поджогами, разрушительными действиями.
Социализированное расстройство отмечается стойкой асоциальностью (лживостью, уходами из дома, воровством, прогулами школы,  вымогательством, грубостью) или стойкой агрессией, возникающей у общительных подростков и детей. Зачастую они состоят в группе асоциальных сверстников, однако могут пребывать в составе неделинквентной компании. У таких подростков с взрослыми, представляющими власть, очень плохие отношения. Им присущи поведенческие, смешанные и эмоциональные расстройства в сочетании с асоциальными, агрессивными или вызывающими реакциями с симптомами тревоги или депрессии. Одни случаи имеют описанные расстройства в сочетании с постоянной депрессией, выражающейся в проявлениях сильных страданий, утратой удовольствия, потерей интересов, имеют место самообвинения и безнадежность. Другие нарушения проявляются в тревоге, боязливости, страхах, навязчивостях и переживаниях из-за своего здоровья.
Делинквентное нарушение подразумевает проступки, мелкие провинности, не имеющие степень криминала. Выражаются отклонения в форме пропусков классных занятий, хулиганстве, общении с антисоциальными компаниями, издевательстве над слабыми и маленькими, вымогании денег, угоне мотоциклов и велосипедов. Нередко встречается спекуляция, мошенничество, домашние кражи [8, c. 75].
Как отдельная форма девиантного поведения подростков выступает  девиация сексуального поведения. Подростки зачастую имеют недостаточно осознанное, а также повышенное половое влечение. Поскольку до конца не закончена половая идентификация, то по этой причине возникают отклонения сексуального поведения. Таким изменениям подвержены подростки с замедленным и ускоренным созреванием. Отстающие в развитии становятся объектом совращения старшими подростками.
Девиации сексуального поведения у подростков зависят зачастую от ситуации и являются преходящими. К ним относят визионизм, эксгибиционизм, манипуляции половыми органами животных или младших детей. По мере взросления девиантное поведение исчезает, а при неблагоприятных случаях превращается в дурную привычку, сохраняясь наряду с нормальным сексуальным поведением. Приходящий подростковый гомосексуализм зачастую обуславливается ситуацией. Он свойственен для закрытых учебных заведений, где пребывают подростки одного пола.
Следующая форма девиантного поведения подростков выражается в психогенном патологическом формировании личности. Аномальное формирование незрелой личности осуществляется под влиянием хронических психотравмирующих ситуаций, уродливого воспитания, тяжелых переживаний трудностей, хронических заболеваний, затяжных неврозов, дефектов органов тела и чувств. Поведенческие нарушения зачастую приводят в тупик родителей и опытных педагогов.
Коррекция девиантного поведения подростков осуществляется психологом, поскольку воспитательных мер педагогов оказывается недостаточно. Задача психологов вскрыть истинные причины девиантного поведения, а также дать необходимые рекомендации [2, c. 128]..
1.4.Классификация девиантного поведения
Классификация включает различные типы девиантного поведения: криминогенный уровень, докриминогенный уровень, преддевиантный синдром.
Докриминогенный уровень, не представляющий общественной серьёзной опасности: нарушение норм морали, мелкие проступки, нарушение правил поведения в общественных местах; употребление наркотических, алкогольных, токсических средств; уклонение от общественно-полезной деятельности.
Криминогенный уровень, выражающийся в уголовно-наказуемых преступных деяниях. Ядром девиантного поведения выступают преступность, наркомания, самоубийство, алкоголизм. Выделяют и преддевиантный синдром, включающий в себя комплекс симптомов, которые приводят индивида к стойким формам отклоняющегося поведения. А именно: семейные конфликты, аффективный тип поведения; агрессивный тип поведения; отрицательное отношение к учёбному процессу, антисоциальные ранние формы поведения, низкий уровень интеллекта.

Глава II Психолого - педагогическая коррекция девиантного поведения.
По данным исследования доля преступлений, совершенных несовершеннолетними, по-прежнему сохраняет тенденцию к росту в общем числе лиц, совершивших преступления. Число лиц, отбывающих наказание в воспитательных колониях, уменьшается, однако последнее связано, скорее, с процессом гуманизации, чем «искоренением» подростковой преступности и ее причин.
            Портрет среднестатистического несовершеннолетнего осужденного 2013-2014 годы характеризовался следующим образом: воспитывающиеся в семье с одним родителем – 41,8%; учащиеся – 61,5%:, состоящие на учете в органах внутренних дел – 4.6%.; ранее судимых – 31,3%. Доля групповых преступлений – 51,1%. Каждый второй осужден за совершение кражи, а каждый пятый подросток совершил преступление в состоянии алкогольного опьянения.
      Характеристика подростков склонных к совершению преступлений: в школе учатся плохо или посредственно, систематически прогуливают занятия, четверть из них оставалась на второй год обучения в пройденном классе: «… учиться вообще не стоит…, лучше повеселиться, прогулять, как это все делают…. «Свой» – значит, свободный, надежный. Ему наплевать на уроки и на разговоры «предков»… Поможет в любой беде, даст крышу, денег, предоставит хату…». Об учениках, которые хорошо учатся, мнение почти однозначное: «… зубрилы, слабаки, маменькины сынки, зануды, боятся раскрутиться на полную катушку…» [3, c. 216]..
        Результаты проводимых исследований показали, что сами подростки, совершившие преступления, в индивидуальных собеседованиях оценивали свое прошлое практически одинаково: «… учителя видели во мне хулигана и старались от меня избавиться. Относились ко мне, будто я и не человек вовсе. Дома – то же самое, постоянная ругань, угрозы сдать в колонию, вопли, что ничего путного из меня не выйдет, что я позор всей семьи…». Выход многие их них находили на улице: «… там ждали меня друзья, только они и понимали меня. Многие уже сидели в колонии. Меня тянула к ним их сила и независимость, среди них я чувствовал себя взрослым…». На вопрос, чем же вы занимались на улице, следовал почти стандартный ответ: «… болтали…, … за пивом, сигаретами…, шмонались… Мы хотели делать то, что нам нравилось и ходить там, где нам хотелось. … Нет, мы не дрались, только защищались…».
Около 20 % подвергались в процессе семейного воспитания физическому воздействию и издевательствам: «… отчим, как только разозлится, бил меня шнуром от утюга…, … бил кулаком по голове…».
Результаты обследования показали, что преобладающими оказались следующие типы акцентуаций характера:
 эпилептоидно-возбудимый (35 %). Характерна аффективная взрывчатость, озлобленность, тоскливое настроение, недовольство окружающими, а также повышенная агрессивность, конфликтность, недисциплинированность, низкий уровень самоконтроля;
 аффективно-экзальтированный (25 %). У осужденных подростков наблюдается большой диапазон эмоциональных состояний. Так, в период подъема характеризуется такими проявлениями, как неуравновешенность, высокий уровень агрессивности, негативизм, а в период спада проявляется уныние, беспричинная тревога, раздражительность, грубость в ответ на замечания. На момент обследования у большинства подростков диагностировали стрессовое негативное состояния из-за неудач, желание уйти от проблем («оставили бы все меня в покое»); 
 шизоидно-экспансивный (27 %). Проявляют жесткость, высокую активность, агрессивность, мерам воспитательного характера поддаются с трудом. Во время обследования 5 подростков признались, что испытывают большую ненависть ко всему окружающему. У данной категории высокий уровень склонности к суицидальным реакциям.
 психоастенический тип (13 %). Характерна нерешительность, тревожность, мнительность. Являются предметом притеснения и унижения со стороны осужденных с эпилептоидным типом акцентуации. Часто безвольные, эмотивные, со сниженным фоном настроения, характерна фиксация на мрачных сторонах жизни, со слов осужденных «хочется повеситься», «мне очень плохо здесь». Диагностируется состояние стресса, фрустрация, повышенная тревожность.
Данные психодиагностики показали, что у большинства подростков, совершивших преступления в психике и поведении преобладают деструктивные процессы – систематические нервные срывы, депрессивные состояния, стрессы, фрустрация, психические заболевания.  Нами выявлены осужденные подростки, находящиеся в состоянии стресса, дезадаптации и вытекающими отсюда последствиями: агрессией, направленной на окружающих, и аутоагрессией, выражающейся в стремлении совершить членовредительство, самоубийство.
     Набор личностных качеств как потенциально криминогенные: низкий интеллектуальный уровень в сочетании со своеволием, акцентуации характера, агрессивность, тревожность, враждебность, склонность к риску, отсутствие стремления к умственному и физическому труду.
  Наиболее «угрожаемым» в плане девиантного поведения, склонностью к употреблению алкоголя или наркотических веществ, а также ресоциализации является неустойчивый тип акцентуации (по Личко А.Е.), который следует отличать от трансформаций по неустойчивому типу других видов акцентуаций (например, гипертимно-неустойчивого, лабильно-неустойчивого и т.д.).
У таких подростков отмечается полное отсутствие интереса к учебе, не было любимого учителя, который бы «понимал их». Любимым предметом иногда называется физкультура, но только тогда, когда она состояла лишь из спортивных игр и не требовала прилагать систематических усилий. Прогулы и нарушения обычны с младших классов.
Попросите подростка рассказать о наиболее запомнившихся ему событиях, происшедших за последнее время.
При вопросах о злоупотреблениях алкоголем и, тем более, наркотиками, следует помнить о тенденции к диссимуляции или, наоборот, аггравации со стороны опрашиваемого подростка. Диссимуляция может быть обусловлена сознательным или неосознанным желанием скрыть или значительно преуменьшить злоупотребления.
Следует помнить, что чем менее критично подросток относится к своему злоупотреблению, тем оно расценивается как более тяжелое.
Аггравация (преувеличение болезненного состояния) злоупотребления встречается в случаях желания подростка показать себя «совсем пропащим» или браваде (часто у истероидных личностей) [1, c.78]..
Злоупотребление различными психоактивными веществами, такими как алкоголь, наркотики, никотин, лекарственные препараты, впоследствии трансформируются в различные виды аддиктивного поведения – химические аддикции.
    «Аддиктивное поведение по определению Короленко характеризуется стремлением к уходу от реальности посредством своего психического состояния». 
Для выяснения истинной степени алкоголизации или наркотизации следует уточнить, какие вещества употреблялись, в каком количестве, как часто, на протяжении какого времени. В процессе беседы необходимо оценить степень знакомства со сленгом наркоманов и «естественность» при его использовании. Чем свободнее общается на нем подросток, тем, скорее всего, он чаще находился в компаниях, употребляющих наркотики.
В процессе выяснения обстоятельств злоупотребления алкоголем или наркотическими веществами следует учитывать возможность не только сознательного искажения сведений о себе, но и бессознательные механизмы психологической защиты.
Подростки «забывают» («вытеснение») о целом ряде субъективно неприятных для них обстоятельств, связанных со злоупотреблениями (шантаж собственных родителей, издевательства над ними самими в их собственной компании и т.д.), либо стараются оправдаться в собственных глазах посредством механизма «рационализации» («обстоятельства довели», «необходимо было отключиться», «от этого наркоманом не станешь» и т.д.).
Психологическая защита в виде «проекции» («все пьют», «многие колются»).
С целью систематизации работы специалистами Центра был разработан проект «Защита права на жизнь несовершеннолетних осужденных группы риска суицидального поведения через создание системы непрерывного психологического сопровождения». В рамках проекта была разработана программа и методика проведения занятий, направленные на формирование у осужденных нравственных установок, позитивного настроения, навыков и умений социально приемлемого поведения. В программе используется широкий спектр набора методических приемов и техник: коррекционные трансовые методики, методики устранения последствий психических травм подростков, жестокого обращения, депривации, гештальт-терапии, арт-терапии, эмоционально ориентированной терапии и т.д.
В работе следует определить истинное отношение подростка к собственному злоупотреблению и попытаться скорректировать на него отрицательную установку.
В работе с подростком рассмотреть: как оценивает свои перспективы на будущее (негативно; о будущем не думал; имеет вполне реальные, соответствующие способностям и ситуации планы, знает, как будет их добиваться; строит планы, далекие от реальности; себя в будущем представляет законопослушным гражданином; не собирается порывать со своим  окружением сверстников и т.д.).
Задача коррекционных мероприятий с подростками. 
Снять страх, напряжение, тревогу, дискомфорт. Установить рапорт, помочь разгрузиться от переживаний по типу: «Есть человек, который меня понимает, как мне плохо сейчас».  Все виды присоединения, задача присоединения хорошо определена Киплингом «Мы с тобой одной крови, ты и я». Если бы родители на самом деле могли так присоединяться к ребенку, устанавливать доверительные отношения, не было бы   ЧП с подростками. Эмоционально быть близкими, разделять убеждения и ценности ребенка, идентифицировать его, например, «ты мужик и я мужик, давай поговорим» [5, c. 158].
     Иногда родители не понимают, что ситуация «непонимания и непринятие его сверстниками» - большое горе. Он переживает, горюет по утрате любимой игрушке, домашнему животному, разрыв с девушкой и т.д.
  Обратите внимание внешние (визуальные) признаки психической травмы: у ребенка однообразная поза, скупые жесты, скелетные мышцы напряжены, тремор рук, бледные покровы кожи, лицевые мышцы напряжены, тикообразное подергивание, «тусклые глаза», тихий голос. Могут быть сильные реакции гнева и агрессии.
    Научить управлять своими эмоциями, снизить уровень отчаяния, изменить негативную установку, стеснение, недоверие, убрать напряжение, подавленность, улучшить настроение.
           Научить управлять собой!  
Методы психологической коррекции.
     Психологическая коррекция – это целенаправленный процесс развития личности и коррекции крайних проявлений черт характера. Воздействие на подростка с целью изменения его личностных качеств, развитие умений контролировать свое психическое состояние (агрессия, депрессия) и благоприятного взаимодействия с окружающими [1, c.215].
    Педагоги не всегда осознают важность психологической коррекции. Существуют две формы психологической коррекции: индивидуальная и групповая. Индивидуальная коррекция -  психологическое консультирование, обсуждение вариантов решения проблемы, рациональная терапия – учить подростка сопоставлять, делать выводы, методы НЛП, трансовые методы, символдрама, создание ресурса безопасности., «психокоррекция страха», работа с горем, потерей, избавление от сильных эмоциональных переживаний.
     Групповая коррекция  - социально-психологические тренинги, в том числе личностного роста.
    Даже индивидуальная беседа педагога – это тоже коррекция.
Оказание помощи  подросткам по преодолению негативных  психических состояний.
Психическое состояние -  временная  характеристика психической деятельности, оно может иметь разную продолжительность, но всегда определено какими-то границами. В течение дня психическое состояние у подростка может меняться [10, c. 77].
    Возникновение  и степень выраженности того или иного психического состояния зависит от конкретного человека. Так, в новой обстановке у сангвиника возникает состояние активного действия, а меланхолик теряется, испытывая состояние тревожности и подавленности.
Депрессия.
Ключевая эмоция в депрессии – страдание.  Человек замыкается, уходит «в себя», у него заметно ослабевают социальные контакты. Характерно проявление обреченности. Появляются уныние пассивность, ослабевает чувство собственного достоинства. Ухудшается психическое и физическое самочувствие: нарастает общая усталость, быстро проявляется утомляемость, снижается общий жизненный тонус.
Состояние депрессии в отдельных случаях может привести к самоубийству.
  Рекомендации педагогам:
   - прежде всего, выяснить  причину депрессивного состояния, либо подключить сразу специалистов: психолога, психиатра;
   -  постараться больше уделять внимания этому подростку, чаще беседовать, одобрять, замечать малейший успех (не доводить до выражения жалости);
  - ликвидировать «состояние никомуненужности» (например, давать вполне выполнимые поручения, преподнося их как очень важное дело).
   Повышенная тревожность.
 Состояние тревожности характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями напряжения, беспокойства, озабоченности, нервозности. Высоко тревожные подростки находятся в постоянной готовности к защите. Они вспыльчивы,  раздражительны и постоянно готовы к конфликту. Для них характерна неадекватная реакция на замечание, требование, даже на советы и просьбы педагога – они видят в этом угрозу своему престижу.
    Рекомендации педагогам:
   - при неудачах – оградить от насмешек, исключить публичное обсуждение ошибок, применять наказание только после спокойной, длительной беседы, убедив их в неправоте и необходимости наказания;
  - вызвав к себе, не сразу начинать беседу с главного, а отвлечь внимание, т.к. высоко тревожный, скорее всего, будет находиться в состоянии реактивной тревожности на Ваш вызов и нужного разговора может не получиться;
 - в разговорах и беседах не следует допускать никаких намеков, никаких угроз и излишней доброжелательности.
Агрессия
Что такое насилие?  Обычно насилие проявляется в форме физического нападения на человека. Однако насилие может проявляться и в форме словесного оскорбления и агрессии. Подобная агрессия часто может содержать угрозы физического насилия и во многих случаях за словесным оскорблением может последовать фактическое физическое насилие по отношению к окружающим [9, c. 134].
Информация, которая  может помочь определить склонность подростка к насилию, включает следующее:
- злоупотребление наркотиками и алкоголем;
- участие в драках и бытовых конфликтах;
- попытки самоубийства;
- угрозы совершить самоубийство;
- нестабильное здоровье, или медицинские проблемы;
- проблемы с психическим здоровьем;
 Определение тревожных знаков на вербальном уровне:
- рассерженный, или угрожающий тон голоса;
- произвольные словесные угрозы;
- неразумные требования;
- иррациональные высказывания, не имеющие смысла;
- брань или крик;
- показное оспаривание правил, или высмеивание сотрудников;
- угрозы физической расправы.
Определение тревожных знаков на невербальном уровне:
- подросток бросает раздраженные взгляды;
- начинает сжимать челюсти или кулаки;
- подросток крепко сжимает свои вещи в руках;
- проявляет нетерпимость или ходит взад и вперед;
- речь неразборчива;
- агрессивные жесты.
Рекомендации педагогам в случае проявления агрессии:
Сохраняйте спокойствие. Несмотря на то, что вам будет нелегко сохранять спокойствие внутри, значение будет иметь именно ваше внешнее состояние. Старайтесь дышать нормально, говорить тихо, но уверенно, не вставая со стула, если вы сидите. Часто естественной реакцией на то, что подросток встает и проявляет агрессию, будет желание встать самому. Это расценивается как конфронтация и усугубляет ситуацию.
Постарайтесь сохранить между собой и подростком какой-нибудь барьер. Если вы чувствуете, что он может начать проявлять агрессию, важно, чтобы между вами находился стол. Это помогает сохранить дистанцию и позволяет почувствовать себя защищенным. Постарайтесь сохранить диалог. Во время разговора постарайтесь быстро найти что-то общее, что позволит правонарушителю сконцентрироваться на чем-то ином, а не на своих агрессивных чувствах. Необходимо сохранить вежливое обращение и поддерживать связь с подростком во время инцидента.
Не идите на компромисс. Вы педагог, и вы выполняете свою работу. Вы должны оставаться объективным. Демонстрируйте понимание подростку. Говорите ясно и повторяйте, чего вы ожидаете от него в плане изменения из поведения. Не пытайтесь объяснять им сложные вопросы на данном этапе. Предложите им выбрать какой-либо из вариантов завершения ситуации, приемлемых для вас.
Не -  принимайте замечания на свой счет
Не -  показывайте раздражение
Не -  относитесь к подростку снисходительно
Не -  принимайте чью-либо сторону/ не противоречьте
Не -  вторгайтесь в личное пространство подростка
Не -  делайте ложных заявлений/не давайте обещаний.
      Необходимо предотвратить дальнейшее проявление агрессии в отношении вас. Для этого необходимо использовать приемы активного слушания, которые бывают очень эффективными:
-  Определение эмоций. Навык требует реакции сотрудника на голос, чем на слова. Например: «Ты расстроен?», или «Я слышу в твоем голосе раздражение».
-  Перефразирование. Умение педагога повторить в сокращенном виде то, что он услышал. Это продемонстрирует подростку, что его слышат. Подобный прием позволяет создать  атмосферу взаимопонимания и показывает, что педагог услышал и понял. Например: «Ты говоришь мне, что…?».
- Отражение. Педагог повторяет последние слова, произнесенные подростком. Говорит мягко, медленно и четко. Например: «Итак, ты говоришь, что сердишься из-за того, что…»
-  Эффективные паузы. Молчание будет эффективным, если оно будет служить вашим целям. Большинство людей чувствуют себя неловко при возникновении паузы и будут пытаться заполнить ее разговором. С помощью пауз можно снизить растущее напряжение и разочарование подростка. Паузы имеют максимальную эффективность, если педагог собирается сказать что-то важное, подросток пытается манипулировать педагогом.
-  Побуждающие реплики. Это звуки, которые вы произносите, чтобы показать, что вы слушаете. Они часто помогают создать взаимопонимание. Побуждающие реплики могут помочь подростку продолжать разговор. Например: «Да-да, я тебя слушаю».
Помните, что поведение агрессивного подростка непредсказуемо и что случаи проявления агрессии или насилия происходят не по вине педагога.
Список литературы
1.Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М.: Аргументы и факты. 1993г. 2.Алешина Ю.Е., Данилин К.Е., Дубовская Е.М. Спецпрактикум по социальной психологии: опрос, семейное и индивидуальное консультирование. М.:МГУ. 1989г. 3.Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. (Учебное пособие). М.: МГУ. 1996г. 4.Барнз Д.Г. Социальная работа с семьями. М. 1993г. 5.Битянова М.Р. Социальная психология. М. 1994г. 6.Волков А.Г. Семья - объект демографии. М.1986г. 7.Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Книжный дом «Университет», 1999. 8. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д., Педагогика и психология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2001. 9.Дружинин В.Н. Психология семьи. М.: КСП. 1996г.
10.Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - С. - 315. 12.Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. 13.Клейберг Ю.А.Социальная психология девиантного поведения. М., 2004.190с. 14.Радугин А.А. Педагогика. Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Центр, 2002.