Презентация для педагогов и родителей Профилактика суицидального поведения детей


Государственное образовательное учреждение «Республиканский украинский теоретический лицей-комплекс»“Профилактика подросткового суицида” Подготовила: Слободенюк А.В. – педагог – психолог “Мы выбираем жизнь, они - смерть.Мы пишем письма, они – предсмертные записки.Мы строим планы на будущее, у них……У них нет будущего.Кажется, что мы и они – из разных миров.Но как велика пропасть между нами,Читающими эти строки,И тем, кто решился на самоубийство?Как сильно нужно измениться человеку, Чтобы сделать этот шаг? Всего лишь - шаг.Они не были рождены самоубийцами, но умерлиС этим клеймом.Они продолжают умирать”. Статистика Согласно статистике, в России, на 100 тыс. молодых людей в возрасте 10-19 лет приходится почти 20 случаев суицида, что превышает мировой показатель в 2,7 раза. Об этом заявил Павел Астахов, Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка.  Россия в последние годы находилась в мировых лидерах по количеству самоубийств. Всего с 1995 по 2012 год в России покончили с собой более 500 тыс. человек. В начале 2008 года сайт телекомпании BBC сообщал, что по этому показателю (36 самоубийств в год на 100 тысяч населения) Россия занимает четвертое место в мире, и вдвое превосходит США, а по абсолютному числу самоубийств (почти 60 тысяч ежегодно) уступает лишь Китаю. Психологический смысл суицида ПризывПротест, местьИзбежание страданияСамонаказаниеОтказ (Тихоненко, Сафуанов, 2004)Суицидент хочет, чтобы его желание умереть было принято и понято Физическая смерть не всегда цель суицида Причиной суицидальных действий подростков в 26% случаев явились болезненные состоянияпсихозы - 10%, пограничные состояния - 15%, соматические заболевания - 1%,12% - трудная семейная ситуация, в 18% - сложная романтическая ситуация,в 15% - нездоровые отношения со сверстниками, особенно в неформальных группах, в 8% - нездоровые отношения со взрослыми в том числе с учителями, в 7% - боязнь ответственности и стыд за совершенное правонарушение, в 5% - пьянство и употребление наркотиков и в 9% - прочие, в том числе и невыясненные, причины. 15 ПРАВИЛ ОБЩЕНИЯ С ЧЕЛОВЕКОМ С СУИЦИДАЛЬНЫМИ МЫСЛЯМИ 1. Попытайтесь убедить человека обратиться к специалистам (психолог, врач, невропатолог).2. Разработайте стратегию помощи, если человек отказывается от помощи специалистов.3. Будьте заинтересованы в судьбе этого человека и готовы помочь4. Оцените его внутренние резервы – найдите их5. Позвольте выговариваться – человек почувствует облегчение6. Не оставляйте в одиночестве 7. Поддерживайте его и будьте ненавязчиво настойчивы в позитиве - дайте ему эмоциональную опору8. Давайте больше позитивных установок, т.к. в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. 9. Будьте компетентны в данном вопросе - соблюдайте такт, терпение, обратитесь за консультацией к специалисту10. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь11. Помогите ему осознать или вспомнить его способность анализировать и воспринимать советы окружающих12. Помогите осознать, что следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, муллы к которым можно обратиться13. Помогите отвлечься от негативных мыслей, что поможет вернуть душевные силы и стабильность14. Внушите ему чувство уважения к собственной жизни и к себе самому15. Примените технику 2 колонок – негатив превратите в позитив Педагогам и родителям важно знать, в чем заключается проявление пред суицидального поведения. Признаки эмоциональных нарушений: • потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость; • частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость); • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду; • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти; • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие; • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку; • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы; • погруженность в размышления о смерти; • отсутствие планов на будущее; • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей; • пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание неприятных событий• пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем К внешним проявлениям относятся: тоскливое выражение лица (скорбная мимика), гипомимия, амимия; тихий монотонный голос, замедленная речь; • краткость ответов, отсутствие ответов;ускоренная экспрессивная речь; общая двигательная заторможенность, бездеятельность, адинамия, двигательное возбуждение;стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью; эгоцентрическая направленность на свои страдания Вегетативные нарушения • Чувство физической тяжести, душевной боли в груди• Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха • Нарушение менструального цикла.• Пища ощущается безвкусной • То же в других частях тела (голове, животе) • Нарушение ритма сна • Слезливость • Ощущение комка в горле• Повышенное артериальное давление• Сухость во рту («симптомы сухого языка») • Головные боли• Снижение веса тела• Повышение веса тела• Снижение аппетита• Отсутствие чувства сна • Запоры • Повышенная сонливость • Тахикардия • Расширение зрачков• Бессонница ПРИЗНАКИ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О СУИЦИДАЛЬНОЙ УГРОЗЕ Поведенческие Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно отдаляющие от близких Склонность к неоправданно рискованным поступкам. Чрезмерное употребления алкоголя или таблеток. Посещение врача без необходимости. Нарушение дисциплины или снижения качества работы или учебы. Расставание с дорогими вещами или деньгами Приобретение средств для суицида Подведение итогов, приведение дел в порядок, приготовление к уходу. Пренебрежение внешним видом, аккуратностью в быту. Словесные Уверения в беспомощности и зависимости от других Прощание Разговоры или шутки о желании умереть. Сообщение о конкретном плане суицида. Высказывание самообвинения. Двойственная оценка значимых событий. Медленная, маловыразительная речь. Эмоциональные Амбивалентность Беспомощность – безнадежность Переживание горя Признаки депрессии: нарушение сна или аппетита, повышенная возбудимость, отсутствие удовлетворения, печаль, грусть. Несвойственная агрессия или ненависть к себе. Вина или ощущение неудачи, поражения Чрезмерные опасения или страхи Чувство мало значимости, никчемности, ненужности. Рассеянность или растерянность Риск суицидального поведения увеличивается в случае: • Наличия предыдущей (незаконченной) попытки суицида. • Тенденции к самоповреждению (аутоагрессия). • Наличия суицидальных попыток в семье. • Алкоголизма. Длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые часто предшествуют суициду. • Хронического употребления наркотиков и токсических препаратов. Они ослабляют мотивационный контроль над поведением человека, обостряют депрессию, вызывают психозы. • Аффективных расстройств, особенно тяжелых депрессий. • Хронических или смертельных болезней. • Тяжелых утрат, например смерти родителя, особенно в течение первого года после потери. • Лично-семейных конфликтов (развод, болезнь, одиночество, неудачная любовь, оскорбления со стороны окружающих, половая несостоятельность). • Конфликтов, связанных с антисоциальным поведением, в том числе опасение уголовной ответственности; боязнь иного наказания или позора. • Материально-бытовых трудностей. • Конфликтов, связанных с учебой (неуспехи в учебе). Требования к проведению беседы с подростком, размышляющим о суициде. Для начала рекомендуется не просто принять суицидента как личность, способную на самоубийство, но и признать за человеком формальное право совершить такой шаг. А во время самого диалога взрослому рекомендуется: 1. Внимательно слушать собеседника, так как подростки очень часто страдают от одиночества и не возможности излить перед кем то свою душу. 2. Правильно формировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о какая помощь необходима. 3. Не выражать удивление от услышанного и не осуждать за любые, самые шокирующие высказывания. 4. не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, ему живется лучше других, по сколько высказывания типа “у всех есть такие же проблемы” заставляют ребенка ощущать себя более ненужным и бесполезным. 5. Постараться изменить романтико – трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти. 6. не предлагать не оправданных утешений, поскольку подростки зачастую не способны принять советы, но подчеркнуть временный характер проблемы. 7. Привести конструктивные способы ее решения.Одновременно стремиться вселить в подростка надежду, которая, однако, должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей. Мифы и Факты о суициде Миф: Все приводящие к самоубийству действия являются импульсивными. Факт: Большинство людей обдумывают свои планы, сообщая о них окружающим. Миф: Самоубийство невозможно предотвратить. Факт: Знания о том, куда следует обратиться за помощью, могут предотвратить много самоубийств. Миф: Самоубийцы редко обращаются за помощью. Факт: В течение последнего полугода жизни 50% совершивших самоубийства людей обращались к врачам.Миф: Самоубийства и суицидальные попытки – явления одного порядка. Факт: Суицидальная попытка представляет собой крик о помощи в невыносимой ситуации, а не по каким-то причинам неудавшееся самоубийство. Миф: Помочь самоубийцам могут только профессионалы. Факт: Профилактика самоубийства является делом каждого человека. Миф: Злоупотребление алкоголем и наркотиками не имеет отношение к самоубийству. Факт: Зависимость от алкоголя и наркотиков является фактором риска суицидального поведения. Миф: Суицид характерен для людей, относящихся к группе риска.Факт: Принадлежность к группе риска не означает фатальной неизбежности самоубийства. Миф: Если не оставлена предсмертная записка, то случившееся нельзя считать самоубийством.Факт: Только четвертая часть из всех лиц, совершивших самоубийство, оставляют предсмертные записки. Психолог ГОУ «РУТЛ-К» Слободенюк А.В.