Урок «Взгляд на историю»

Дискуссия «Взгляд на историю»

Методическая цель: формирование гражданской позиции личности обучающихся через сотрудничество с людьми разного социального положения для успешной социализации в современном обществе.

Звучит песня «Каждый выбирает по себе»

1. Ведущий знакомит участников с темой и представляет участников дискуссии.
- Добрый день, ребята, уважаемые гости, приглашённые. Мы собрались сегодня в этом зале, чтобы поговорить о вопросах, которые волнуют сегодня наше молодое поколение.
По результатам опроса, проведённого в нашей школе, определился ряд тем, и выяснились самые неожиданные для нас проблемы. Наряду с обыденными - влияние средств массовой информации на сознание ребёнка, поведение современной молодёжи в общественных местах, отношение к вредным привычкам более волнующими для опрошенных стали проблемы переименования городов, сёл, улиц и уничтожение исторических памятников культуры.
Слайд 2

%

Влияние средств массовой информации на сознание ребёнка
10

Поведение современной молодёжи в общественных местах
10

Отношение к вредным привычкам
40

Переименование городов, сёл, улиц
80

Уничтожение исторических памятников культуры
90


По итогам социального опроса было проведено анкетирование. Результаты вы видите на экране:
Слайд 3

отрицательно
положительно
нейтрально
безразлично

Влияние средств массовой информации на сознание ребёнка
13
11
6
-

Поведение современной молодёжи в общественных местах
15
3
8
4

Отношение к вредным привычкам
19
-
8
3

Переименование городов, сёл, улиц
20
7
2
1

Уничтожение исторических памятников культуры
25
-
5
-


Наибольшее количество наших детей отрицательно относятся к переименованию улиц, сёл, городов и уничтожению памятников.
Эти проблемы мы объединили. И дали одно общее название «Взгляд на историю».

И сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить от сердца к сердцу, обсудить, попытаться проникнуть в суть исторических проблем. На нашей встрече присутствуют люди разных поколений, разного социального статуса.
Наши гости – Л.В. Золотова - заведующая центром оценки и качества знаний управления образования, заместители директоров по воспитательной работе. В качестве экспертов мы пригласили: Л.Е. Гончарову – почётного жителя села, бывшего учителя истории, находящегося на заслуженном отдыхе; А.Ф. Приймакову- председателя совета ветеранов Соколовского сельского поселения; А.Р. Гладырь – подполковника в отставке. И непосредственные наши участники – обучающиеся 9 класса за красным столом, 10 класса - за синим столом и наши выпускники - обучающиеся 11 класса – за белым столом.
Пусть наша беседа будет искренней, проникнута дружбой, согрета теплом и открытым чувством. И если в дискуссии нам выскажут своё мнение наши гости, мы будем рады выслушать их мнение.

2. Ведущий напоминает правила ведения дискуссии:
- чтобы начать обсуждение нашей проблемы давайте вспомним правила этически корректного ведения дискуссии:
(варианты возможных ответов)
С уважением относиться друг к другу
Поднимать руку, чтобы высказаться
Любое мнение или позиция аргументируется фактами или примерами из жизни, литературы, жизни
Признаётся право иметь свою точку зрения, своё мнение
Обсуждаются точки зрения и взгляды, а не люди и личности
Порядок выступлений определяет ведущий
Моя цель не в том, чтобы переспорить оппонента, а в том, чтобы прийти к правильному решению
Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен
Я критикую идеи, а не людей
Ведущий :
- Следуя этим правилам, начинаем нашу беседу.

Ход дискуссии
1. В 20-80 годах нынешнего века прошли под знаком массовых переименований названий, с которыми Россия жила сотни лет. Представьте себе состояние жителей, например, старинного русского города Рыбинска (Ярославская область), первое упоминание о котором в летописи было в 1137 году. Так вот, в советское время, всего то за 43 года он переименовывался 4 раза! Рыбинск- Щербаков - снова Рыбинск- Андропов - и опять Рыбинск!
А.С. Пушкин воспел Царскосельский лицей и Петергофские фонтаны, но ни Царского села, ни Петергофа нет ныне на географических картах. Так нарушается связь времён. Так начинается беспамятство и забвение самых светлых страниц собственной истории и культуры.
Надо сказать, что в последние годы всё возвращается на круги своя: городам, улицам, районам возвращаются подлинные названия. А нужны ли эти переименования? И первый вопрос, который мы будем рассматривать - нужно ли переименовывать города, сёла, улицы.
Я предлагаю выслушать мнение наших младших участников дискуссии. (9 класс).
Согласны ли с высказанными точками зрения старшие товарищи?
(10, 11 класс).
Предполагаемые ответы детей:
Бывает, что и нужно. Скажем кто-то, когда-то дал городу или селу неблагозвучное название. Например, в Тверской губернии была деревенька Соплино, в Вологодской губернии- Дураково, в Нижегородской – Разгильдеевка.
Бывают улицы с некрасивым названием. Например, Коровий брод, Кочки малые, Кладбищенский переулок. Это реальные названия, существовавшие когда-то в Москве и Санкт- Петербурге. Поэтому, я считаю, нужно переименовывать.
Наверное, стоит, только спешить при этом не надо.
Я считаю, что не нужно, потому что изменение географического названия по любой причине – это вмешательство в историю, попытка её перелицевать, лишить памяти население страны.
Когда хотят переименовать улицы на дореволюционные названия и говорят – это история, для меня печально. А разве всё остальное время - это не история? Это целое поколение! Ладно переименовать на новые, прославляющие новых «замечательных людей». А то на старые, которых никто не помнит и не знает. Вот это печально.

- А что думают по этому поводу наши эксперты. Давайте выслушаем мнение председателя совета ветеранов А.Ф. Приймаковой.

Эксперт (предполагаемый ответ) Переименование города, села, улицы – это ведь не просто смена букв на табличке, это чаще всего сигнал обществу: пришла новая власть, новая идеология. Такие переименования коснулись и меня лично. Из слов моей бабушки, я знаю, что нынешний посёлок Мичуринский, где я родилась, имел другие названия: Козино, в честь помещика Козина, совхоз Будёново, а в годы Великой Отечественной войны назывался совхоз Марии, после победы стал Отделением имени Мичурина. На таком маленьком примере, можно проследить историю всей нашей страны. Являясь председателем совета ветеранов, мне приходится сталкиваться с проблемами пожилых людей. Не понаслышке знаю, как болезненно относится старшее поколение ко всем изменениям. И считаю, что не нужны эти переименования, так как тем самым мы уничтожаем нашу память, нашу историю.

- Спасибо. А что думает по этому поводу А.Р. Гладырь?

Эксперт (предполагаемый ответ) Я полностью согласен с мнением А.Ф и считаю, что изменение географических названий не нужны, но хочу добавить, что переименования несут большие финансовые затраты в государстве.

- Спасибо. А теперь, я хочу обратиться к учителю истории с большим стажем и выслушать её мнение по данному вопросу. Как вы считаете, нужны ли эти переименования?

Эксперт (предполагаемый ответ) Можно по-разному воспринимать все происходящие изменения в названиях городов, сёл, улиц. Все они отражают нашу историю, связаны с именами своего времени. Кто-то скажет «мы помним и гордимся», а им ответят «хватит цепляться за прошлое». Разные подходы - разная власть - разные времена. Меняя их в случае крайней необходимости, следует делать это, прежде всего, грамотно, со знанием страны и любовью к ней.

2. В рамках месячника военно-патриотического воспитания в феврале в нашей школе прошёл конкурс чтецов «И помнит мир спасённый», на котором мы впервые услышали стихотворение Олега Юрьева «Памяти Ленинграда и Сталинграда» в исполнении ученицы 6 класса Шинкаревой Марии. Строки этого произведения перекликаются с темой нашей дискуссии. Давайте посмотрим запись этого мероприятия.

Стихотворение «Памяти Ленинграда и Сталинграда» (Олег Юрьев)
Герой наш город Ленинград,
Ты стойкости Советской символ
Стереть тебя фашист был рад,
Но битым стал под Ленинградом

Герой наш город Сталинград,
Победы над фашизмом символ
Стереть тебя фашист был рад,
Но битым стал под Сталинградом.

Минули годы, стёрты с карт
Названья городов - героев,
И прихвостень фашистов рад,
Что так он победил героев.

- Как вы понимаете последние строки данного стихотворения? Выскажите своё отношение к переименованию городов. И я хочу дать слово нашим десятиклассникам.

Предполагаемые ответы детей
Я считаю, что в последних строках этого стихотворения отражается проблема переименования этих городов. Мы знаем, что Ленинград в настоящее время переименован в Санкт- Петербург, а Сталинград в Волгоград.
Я бы вернул жителям Волгограда – Сталинград, не ради Сталина, хотя он был исторической личностью, а ради памяти тех, кто остался навечно лежать около его стен, в память о погибших защитниках Сталинграда. Так как в историю вошла не Волгоградская битва, а Сталинградская, поэтому я за возвращение ему его имени 1942 года – имени его битвы.
А я против такого переименования, данное название имеет место быть, потому что город находится на реке Волга. Из средств массовой информации я слышала, что предлагается в дни воинской славы Волгоград называть Сталинградом. Поэтому история не будет забыта.
Что касается Санкт- Петербурга, то я за то, чтобы город сохранил своё историческое название, связанное с его основателем Петром 1. а существование Ленинградской области поможет сохранить память о жертвах блокады Ленинграда.

- Мы услышали мнение наших участников, давайте обратимся к нашим экспертам. И первому, я хочу предоставить слово Анатолию Романовичу.

Эксперт (предполагаемый ответ) Я считаю, что данная проблема имеет различную точку зрения. И каждая может быть правильной. Но для меня, человека военного, не приемлемо менять названия, так как я глубоко чту историю нашего героического народа и считаю, что данные названия отражают глубокий исторический смысл, а переименование их связано с чисто субъективным мнением стоящего у власти.

- Спасибо за вашу точку зрения. А сейчас мы хотим обратиться к мнению Любовь Ермолаевны, которая знает историю, как ученик послевоенного времени, учитель советского периода и человек, умудрённый жизненным опытом.
Эксперт (предполагаемый ответ) Свою точку зрения я хочу выразить словами Д.С. Лихачёва «Исторические названия это культурообразующие скрепы между прошлым, настоящим и будущим». Да, сегодня актуален вопрос о том, стоит ли возвращать исторические названия нашим городам, и если да, то как соблюсти меру в этом процессе, чтобы он не стал очередным отрицанием истории России, а служил лишь благому делу сохранения ее культурного наследия. Я считаю, что не нужно менять историю коренным образом, потому что это вполне известный вариант развития событий, если мы не осознаем одну истину, что нет плохого прошлого. Прошлое, настоящее и будущее взаимосвязаны незримой нитью.
- Ну что ж, продолжим.

3. Всё чаще с экрана телевизора, из средств массовой информации мы слышим о переименовании улиц и возвращении им исторических названий. Повальное обезличивание городов с одинаковыми названиями площадей и проспектов подверглось критике ещё при советской власти. Все мы помним историю, приключившуюся в знаменитом доме на улице Строителей. К счастью, для героев фильма Э. Рязанова «Ирония судьбы или с лёгким паром», возникшая ситуация закончилась благополучно. Однако до сих пор чуть ли не в каждом населённом пункте области остались свои «улицы Строителей», носящие имена Ленина, Маркса и других деятелей, имеющих отдалённое отношение к истории конкретного города.
Проблема переименования улиц коснулась и нашего областного центра. Что вы знаете об этом? И я хочу обратиться к нашим выпускникам, которым в этом году предстоит более тесно столкнуться с улицами города.

Предполагаемые ответы детей:
1. Мои родственники проживали на улице Фрунзе, а в настоящее время живут на проспекте Славы. Это не связано с их переездом, а связано с переименованием улицы.

Моя бабушка поехала в гости к сестре, которая живёт на улице Преображенской, но она не знала каким транспортом можно туда доехать. Ей очень долго пришлось выяснять, где находится эта улица, потому что обращалась к людям своего поколения, которые знали её прежнее название - Коммунистическая.

Мне не приходилось сталкиваться с переименованием улиц. Бывая в Белгороде, я не акцентировал внимания на названиях, просто знаю, как проехать в нужное место.

- Как мы видим, не всем приходилось сталкиваться с этой проблемой. Обратите внимание на экран. Здесь вы видите двойные названия улиц. А как вы относитесь к такому решению проблемы, что улицы имеют двойное название. Прошу наших участников высказать свою точку зрения.

Предполагаемые ответы детей:
1. Я считаю, что двойное название является решением возникающей проблемы переименования улиц у граждан разного возраста. Юное поколение будет знать прежнее название улиц, что позволит увидеть историческую связь времён, а новые названия не будут шокировать людей старшего возраста и легче привыкнут к новым названиям.

2. Готовясь к сегодняшнему мероприятию, я познакомилась с постановлением В.Потрясаева о переименовании улиц исторического центра Белгорода. В нём сказано, что в названиях улиц центральной части города необходимо отразить многовековую историю, возвратить улицам их былые названия, увековечить исторические события и людей, внёсших огромный вклад в развитие города и Белгородчины. Согласно этому постановлению были разработаны эскизы с указателями новых наименований улиц, которые по цвету и шрифту отличаются от существующих и памятных табличек с прежними названиями улиц и датами их существования. Также предусмотрено при установке дорожных указателей, наряду с новым названием улиц отражать в скобках старое название.

- Что думают по этому поводу уважаемые эксперты.

Эксперт (предполагаемый ответ):
Я согласна с участниками дискуссии и считаю, что двойное название улиц является хорошим решением проблемы для людей всех возрастов.

4. История нашей страны отражена не только в географических названиях, но и в памятниках культуры. - Какой смысл вы вкладываете в слово «памятник»?
Предполагаемые ответы детей:
1. Памятник  сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, объектов, иногда животных, а также литературных и кинематографических персонажей.
2. Памятник- это память об историческом наследии.
3. Памятники бывают не только историческим личностям, но и памятники архитектуры.

- В настоящее время остро стоит проблема о замене и уничтожении памятников. Памятники - это тоже наша история, уничтожая которые сегодня, нам памятников не поставят.
Создание памятников - это история наших предков, а уничтожение - история наших современников. Обратите внимание на слайд. Как вы можете его прокомментировать? Что вы здесь видите?
Предполагаемые ответы детей:
1. На слайде мы видим красивый новый храм и памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны.
- Данный факт наблюдался в городе Иваново. Как вы думаете, могут ли данные объекты существовать вместе?

Предполагаемые ответы детей:
1. Почему бы и нет, храм – это место, где можно помолиться за погибших воинов-освободителей.
2. А у меня возникает вопрос, кому пришло в голову построить храм рядом с уже существовавшим историческим памятником. Я считаю, что это не вполне уместно.
- Данный памятник называется «Народу Победителю», 13 сентября 2012 года он был разрушен. По мнению некоторых людей, старый памятник плохо смотрится с новым красивым храмом. Митинг коммунистов и других дееспособных людей не смогли защитить памятник народу- герою, победившему фашизм. Эта проблема не обошла и наш Белгород. В ночь с 12 на 13 марта на Соборной площади был демонтирован памятник В.И. Ленину, на месте которого предполагается поставить стелу.
Выскажите своё мнение.

Предполагаемые ответы детей:
Я считаю, что уничтожать памятники нельзя, потому что, уничтожая, их мы пытаемся зачеркнуть своё прошлое, отказываемся от него, то есть, отрицаем и свою жизнь.
Я считаю людей уничтожающих памятники вандалами. Думаю, что история не простит тем, которые сносят памятники. Памятники - наша история, её невозможно переписать.
А зачем сносить памятники, можно построить новые, так было бы правильнее или перенести в другое место.
Похожее можно наблюдать и на кладбищах: разорение и запустение на могилах. Не исключением был и наш район, когда на кладбище в селе Погореловка произошёл акт вандализма, в результате которого подверглись разрушению 126 захоронений, 99 из них не подлежат восстановлению. Я считаю что, таким образом, проявляются наши комплексы неполноценности или недостаток ума и культуры. Памятники - это наша память. «Это нужно не мёртвым, это нужно живым». И это нужно нам.


- Вновь обратимся к нашим экспертам.

Эксперт (предполагаемый ответ):
- На протяжении многих лет, являясь председателем Совета ветеранов, я тесно сотрудничаю со школой. Я воочию наблюдаю отношение наших детей к памятникам погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны, Гражданской войны. На территории нашего поселения 6 памятников, но как отрадно видеть, что дети чтят память погибших, не остаются в стороне и активно участвуют в операции «Обелиск».

- Я, как военный человек почитаю историю, преклоняюсь перед её прошлым, уважаю настоящее и надеюсь на вас, как на будущее нашей страны. Вы являетесь сегодняшними строителями завтрашней истории.

- Как мы уже сказали - историю не возможно переписать, но её нужно знать. А для этого, как сказал В. Путин, школьникам нужно наглядно показывать, что «судьба России создавалась единением разных народов, традиций и культур». Он заявил о необходимости разработать для российских школ единые учебники по истории, которые отличались бы отсутствием «внутренних противоречий и двойных толкований» и были бы написаны «хорошим русским языком».
Я думаю, что наша сегодняшняя встреча не прошла бесследно и оставила в ваших душах и сердцах неизгладимое впечатление. Я увидела, что вы являетесь истинными патриотами и гражданами своей страны, своей Родины. Вы знаете историю, переживаете все события, происходящие в стране, являетесь участниками истории и оставите свой след в ней.




















Заголовок 315