РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу Изобразительное искусство 1 класс для учащихся с УО и ОВЗ по ФГОС. Приложение к АООП.


Приложение к АООП

Рабочая программа
по учебному курсу
«Изобразительное искусство»
1 класс


Составитель:
Максимова Надежда Константиновна,
учитель

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Цель I-го этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
Уроки обучения изобразительному искусству в 1 классах направлены на:
Всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;
Формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;
Развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
Коррекция познавательной деятельности учащихся путём систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
Развитие аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
Коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координа-ции путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
Развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Название учебно-методического комплекта
1 класс
Учебно-методического комплекта по предмету «Изобразительное искусство» нет в федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего образования.
Количество учебных часов
Место учебного курса «Изобразительное искусство» - образовательная область «Искусство». Согласно учебному плану МБОУ «ОШ №23 для обучающихся с ОВЗ» на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе отводится 1 час в неделю, 28 часов в год:
Класс Количество часов
в неделю Количество
часов в год Количество контрольных работ
1 1 час 28 час -
Формы организации учебной деятельности
Основной формой организации обучения курса «Изобразительное искусство» является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является индивидуальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подходов.
Каждый урок «Изобразительного искусства» оснащён необходимыми наглядными пособиями, раздаточным и дидактическим материалом, техническими средствами обучения.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобрази-тельного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятель-ности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Результатами освоения курса «Изобразительное искусство» обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
«Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобрази-тельного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобрази-тельного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Тематическое планирование
1 класс
Количество учебных недель: 33
Количество учебных часов по учебному плану: 1
Количество учебных часов в год: 28
№ п/п Наименование раздела Количество часов
1 Вводное занятие 1
2 Обучение композиционной деятельности 5
3 Развитие у учащихся умений воспринимать н изображать форму предметов, пропорции и конструкцию. 10
4 Развитие у учащихся восприятия цвета пред-метов и формирование умений переливать его в живописи 9
5 Обучение восприятию произведений искусства 3
Итого: 28
Содержание программы учебного курса
1 класс
Обучение умению размещать рисунок (а в аппликации – готовое вырезанное изображение) на изобразительной плоскости.
«Обучение композиционной деятельности»:
Составление аппликации из вырезанных изображений объектов или их частей "Листопад".
Составление аппликации из вырезанных изображений объектов или их частей "Кувшинчик к цветам».
Рисование с помощью шаблонов "Листопад".
Рисование с помощью опорных точек: "Кораблик на воде".
Рисование с помощью опорных точек: "Флажки на верёвке".
«Развитие у учащихся умений воспринимать н изображать форму предметов, пропорции и конструкцию»:
Лепка (натура дается в сравнении): морковь и свёкла.
Лепка (натура даётся в сравнении): яблоко и груша.
Лепка (натура даётся в сравнении): грибы.
Лепка игрушек: русская матрёшка.
Лепка игрушек: утёнок.
Лепка сложно расчлененных объектов (поэтапно, под руководством учителя): человечек; барельефы: дом и дерево (из скатанных из пластилина отрезков "шнура").
Составление аппликации дома деревенского и городского типа из вырезанных из цветной бумаги квадратов, прямоугольников, треугольников (дорисовывание окон карандашом, фломастером).
Рисование с натуры предметов простой, слабо расчлененной формы: флажки квадратные и прямоугольные (в сравнении, с использованием вспомогательных опорных точек); воздушный шар, мяч, колесо велосипеда.
Рисование с натуры вылепленных предметов (барельефов "Дом" и "Дерево"; объёмных изображений); Рисование выполненных аппликаций.
Рисование по памяти нарисованных с натуры предметов (как упражнение в запоминании) в игровой форме: "Кто лучше запомнил?".
«Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений переливать его в живописи»:
Рисование сразу кистью - "Радуга".
Раскрашивание изображений предметов, нарисованных ранее (овощи, фрукты с ровной окраской; листья в осенней окраске).
Роспись игрушек, вылепленных из глины на уроках изобразительного искусства или ручного труда: "русская матрешка" (гуашь по глине).
Роспись игрушек, вылепленных из глины на уроках изобразительного искусства или ручного труда: "Птичка" (гуашь по глине).
Выполнение цветных кругов с тёмной и белой "оживкой", используемых в современной городецкой росписи; изображение ягод "тычком".
Рисование сразу кистью гуашью: веточки акации, (способом "примакивание") - "графический диктант".
Рисование сразу кистью гуашью: цветы "ромашка", "василек", "одуванчик" (способом "примакивание") - "графический диктант" (работа сразу кистью, гуашь).«Обучение восприятию произведений искусства»:
Картина В. Ван Гога "Кувшины".
Картина И. Левитана "Золотая осень".
Картины И. Шишкина "Рожь", "Зима".
Формы и средства контроля
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» в 1 классе не предусматривает проведение контрольных работ. Основные формы текущего контроля: устный опрос, оценивание письменных работ учащихся.
Критерии оценивания
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориенти-рованных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении социаль-ными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
В 1 классе система оценивания – безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.
Перечень учебно-методических средств обучения
№ Наименование объектов и средств % оснащенности
Литература
Основная
1.1 Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы/под редакцией В.В. Воронковой; Москва, Просвещение, 2014 г. 100
1.2 Учебно-методического комплекта по пред-мету «Изобразительное искусство» нет в федеральном перечне учебников, рекомен-дуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего образования, Дополнительная:
2.1 Наглядные и демонстрационные материалы по выше перечисленным темам.
Предметные картинки на разные темы.Наглядные пособия: «Овощи», «Фрукты», «Море», «Домашние птицы» «Перелётные птицы», «Посуда», «Ягоды», «Садовые цветы», «Полевые цветы», «Времена года», Дидактический материал: «Городецкая роспись», «Дымковская игрушка», «Русская матрёшка», «Жостовская роспись», «Филимоновские игрушки», «Хохлома»,
«Гжель», Картины Шишкина, Левитана, Ван Гога и др. художников 100