Таблица понятий по учебному предмету «Изобразительное искусство» в начальной школе по УМК «Школа России», «Школа 2100», «Перспектива»


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»
Таблица понятий по учебному предмету «Изобразительное искусство»
в начальной школе
(УМК «Школа России», Л.А. Неменская)
(УМК «Школа 2100», О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская)
(УМК «Перспектива», Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова)
Выполнила: Пасевин Валерия,студентка 2 «А» группы.
г. Камышлов 2016г.
Таблица понятий по УМК «Школа России», Л.А. Неменская
Основные понятия по учебному предмету «Изобразительное искусство» Определение
1 класс
Гуашь (с. 12-13) Материалы для уроков изобразительного искусства
Ножницы Клей Кисти Акварель Пластилин Карандаши Мелки Фломастеры Белая и цветная бумага Тень (с. 21) Это тоже пятно.
Объем (с. 24) Это то, что можно рассматривать с разных сторон, обходить, даже обнимать.
Линия (с. 28) След, который оставляют карандаш и ручка, фломастер и палочка.
Линия (с. 30) Рассказчица, она бежит из-под карандаша и рассказывает обо всем, что ты хочешь.
Художник Создают картины и скульптуру.
Цветы (с. 48) Украшение Земли.
Бабочки (с. 50) Царицы, изящные скромницы, таинственные ночные – всегда красивы, как будто собрались на бал.
Орнамент (с. 58) Рисунок узора повторяется много раз.
Коллаж (с. 98) Работа из разных материалов. На панно можно наклеивать рисунки, вырезки из цветной бумаги, кусочки разной материи, нитки, блестки, делать объемные детали из бумаги и ткани – все, что придумаешь, если это будет красиво и со смыслом.
2 класс
Художник (с. 7) Настоящий волшебник!
Живопись (с. 15) Изображения, выполненные акварелью, гуашью, масляными красками.
Алый цвет (с. 20) Более яркая красная краска.
Краплак (с. 20) Более темная красная краска.
Основные цвета (с. 25) Красный, синий, желтый.
Составные цвета (с. 25) Фиолетовый, зеленый, оранжевый.
Пастель (с. 36) Мелок мягкий, бархатистый.
Восковый мелки (с. 38) Более жёсткие мелки по сравнению с пастелью.
Графика (с. 41) Рисунки тушью, карандашом или углем.
Скульптура (с. 45) Изображение в объеме.
Аппликация (с. 50) Разноцветные кусочки бумаги, ткани, кожи, замши, наклеенный или нашитые на бумагу, ткань.
Мастер Изображения (с. 58) Художник, который передает в своих произведениях то, что видит вокруг, и то, что ему интересно: жизнь людей, природу, животных.
Мастер Украшения (с. 70) Художник, который создает украшения для человека. Он учится у природы и много фантазирует.
Мастер Постройки (с. 76) Создает различные постройки-конструкции: зданий, машины, мебель, светильники и многое другое.
Человек (с. 100) Главная тема в искусстве.
Желтый (с. 124) Главный солнечный цвет.
Синий и голубой (с. 126) Главные холодные цвета.
Ритм (с. 132) Повтор, чередование форм, линий, цветных, черных или белых пятен.
Ритм линий и пятен, цвет (с. 140) Средства выразительности любой композиции.
3 класс
Ритм (с. 27) Повторение похожих линий, пятен, одних и тех же элементов рисунка через определенные расстояния и в заданной последовательности.
Иллюстрации (с. 36) Изображение того, о чем рассказывается в книге.
Открытка (с. 40) Маленький подарок, поздравление или приглашение.
Памятники (с. 46) Хранители памяти.
Декорации (с. 81) Все на сцене, весь мир вокруг героев спектакля.
Макет (с. 83) Свой маленький театр - театр на столе.
Перчаточные куклы (с. 90) Куклы, которые одеваются на руку.
Тростевые куклы (с. 90) Огромные куклы, выше людей. Ей управляют несколько человек сразу.
Марионетки (с. 90) Куклы, которых приводят в движение за нити, прикрепленные к различным частям их тела.
Грим (с. 95) Искусство изменения внешности.
Шрифт (с. 99) Буквы, которые напечатаны в книгах, плакатах
Музей (с. 108) Особое место, куда люди приходят только для того, чтобы смотреть.
Экспозиция (с. 108) Размещение предметов так, чтобы легче было их рассматривать.
Коллекция (с. 108) Свой маленький музей чего-либо.
Художественные музей (с. 112) Дворцы, где никто не живет, но куда все могут приходить смотреть произведения искусства.
Эрмитаж (с. 113) Самый большой музей.
Пейзаж (с. 114) Картина, на которой изображена природа.
Оттенки цвета (с. 118) Оттенки чувств.
Натюрморт (с. 126) Картина, на которой изображены только предметы.
Исторические картины (с. 130) Картины, помогающие нам узнавать свою историю, свое прошлое.
Скульптура (с. 132) Памятники, которые посвящаются великим людям или знаменитым событиям.
Пьедестал (с. 132) Возвышение.
Художественные выставки (с. 138) Здесь могут быть произведения, привезенные из других музеев на время или совсем новые.
4 класс
Мастер постройки (с. 6) Человек, который обрабатывает и строит.
Украшения (с. 6) Знаки, которые помогают людям понимать друг друга.
Мастер украшения (с. 6) Человек, который создает украшения
Палитра (с. 9) Чистая поверхность для предварительного смешивания красок
Коллаж (с. 9) Совмещение различных материалов в одной работе путем наклеивания
Знакомство с истоками родного искусства (с. 11) Это знакомство со своей Родиной
Изба (с. 22) Жилище, которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода
Венец (с. 23) Каждый ряд скрепленных друг с другом бревен
Двускатная крыша (с. 24) Шапка здания
Окна (с. 24) Очи, глаза на лице дома, свет и связь с внешним миром
Наличники (с. 24) Самая украшенная часть дома
Причелины (с. 24) Узорные доски, прикрывающие края кровли и их концы
Полотенце (с. 24) Стык причелинЗнаки-обереги (с. 24) Защитники жилища от злых сил
Конек крыши (с. 24) Бревно-охлупень, которое закрывает стык обоих скатов крыши
Деревня (с. 27) Это целый деревянный мир построек разного назначения
Шатровый храм (с. 29) Четырехугольный сруб на котором стоит восьмигранное основание шатра
Четверик (с. 29) Четырехугольный сруб
Восьмерик (с. 29) Восьмигранное основание шатра
Образ птицы (с. 36) Древнейший символ добра, благополучия
Праздник (с. 40) Это не только веселье, а обряд в котором проявляется душа народа и его характер
Городить (с. 46) Строить крепость от вражеских набегов
Вежды (с. 48) Глаза, значит видеть и, значит знать
Пропорции (с. 51) Соотношение между собой частей одного целого
Собор (с. 54) Главный храм
Арка (с. 55) Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга
Закомары (с. 55) Наружу здания своды выходят полукружиями
Устройство храма (с. 55) Строго определенный порядок
Укрепленный кремль (с. 56) Главная часть города
Торг (с. 56) Большая рыночная площадь, людской центр, место народных собраний
Посад (с. 56) Поселение ремесленников
Благородная простота и мужество (с. 61) Характерные признаки новгородского искусства
Рельефы (с. 64) Скульптуры, которые лишь наполовину своего объема выступают над поверхностью стены
Ансамбль (с. 69) Центр могущественного государства
Изразцы (с. 72) Глиняные обожженные в печи яркие плитки – опоясали стены
Каллиграфия (с. 85) Искусство красивого и выразительного письма, так чтобы почерк выражал настроение текста
Пагода (с. 87) Здание японского храма похожее на изящную легкую башню
Кимоно (с. 88) Платье-халат с широкими длинными рукавами и большим роскошным бантом на спине
Яранги и чумы (с. 93) Дома из меха, которые легко собирать и перевозить
Аулы (с. 93) Поселение горцев напоминающие ласточкины гнезда
Юрта (с. 94) Дом из шерсти овец
Портал (с. 106) Вход, похожий на огромную букву «П», с высокой аркой, в затененной глубине которой еще такая же небольшая арка над дверью
Медресе ( с. 106) Религиозный университет
Мечеть (с. 106) Храм, где совершают молитву
Минареты (с.107) Башни, с которых служители храма призывают к молитве
Мавзолеи (с. 107) Усыпальницы
Древнегреческий храм (с. 111) Четырехугольное здание на высоком постаменте, окруженное со всех сторон колоннами
Пропорции (с. 112) Соотношение частей
Капитель (с. 113) Верх колонны
Парфенон (с. 114) Самый прекрасный храм Древней Греции
Акрополь (с.114) Обрывистый холм, где была городская крепость
Каркас (с. 128) Столбы, опоры и стельчатые арки
Витраж (с. 128) Цветные стекла, заполнившие пространство окна
Порталы (с. 130) Входы
Таблица понятий по УМК «Школа 2100», О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская.
Понятие Определение
1 класс
Художник с 5. Человек, который умеет видеть прекрасное в обыкновенном, запоминает свои впечатления и знает, как выразить на бумаге, в камне или в другом материале свои мысли и фантазии
Живопись с 8. «живое письмо» - искусство изображать человека и мир вокруг него с помощью красок
Дополнительные цвета с 9. Цвета, которые дополняют друг друга
Многоугольник с 14. Прямая и «жесткая» линия, образующая фигуры с разным количеством углов
Квадрат с 14. Четырёхугольник с равными сторонами
Овалы и круги с 14. Плавные, замкнутые линии, образующие округлые фигуры
Аппликация с 15. Картина, детали, которой нужно вырезать из любого материала, а затем наклеить на фон
Живописец с 16. Человек, создающий на бумаге или холсте многоцветные картины
Основные цвета с 22. Цвета, различные оттенки которых можно получить из красного, желтого и синего цветов
Теплые цвета с 16. Красный, оранжевый, желтый, напоминающие цвета солнца и огня
Холодные цвета с 16. Голубой, синий, фиолетовый похожие на лед или воду.
Орнамент с 20. Узор, в котором повторяется один и тот же рисунок.
Геометрический орнамент с 20. Самый древний орнамент, состоящий из простых линий, точек, кругов и квадратов
Натюрморт с 24. Картина, на которой изображены неживые предметы.
Вертикальный лист с 28. Лист, высота которого больше ширины.
Горизонтальный лист с 28. Лист, ширина которого больше высоты.
Графика с 34. Сочетание в рисунке черного и белого цветов
Иллюстрации с 35. Картинка в книжке, которая помогает увидеть мир сказок, стихов и рассказов словно наяву.
Пейзаж с 38. В переводе с французского означает «местность, страна». Картины, на которых изображены виды природы, виды городов и сел, море.
Художники – пейзажисты с 38. Художники, которые дают нам возможность увидеть красоту и разнообразие мира.
Акварельные краски с 44. Слово аква означает «вода». Акварельные краски перед началом работы разводят на палитре водой.
Сюжет с 48. То, о чем «рассказывается» в картинах.
Набросок с 49. Зарисовки, которые делает художник.
2 класс
Архитектура с 4. Искусство проектировать и строить здания.
Скульптура с 5. Вид изобразительного искусства, произведение которого имеет объемную форму.
Живопись с 6. Вид изобразительного искусства, произведение которого отражает самые разные явления.
Графика с 7с. Вид изобразительного искусства, который, как и живопись связан с изображением на плоскости.
Линия, точка, штрих, пятно с 7. Изобразительные средства графики.
Рисунок с 7. Графическое изображение, которое можно выполнить вручную в единственном экземпляре различными материалами.
Цветные карандаши с 8. Инструмент, которым можно рисовать линии и можно выполнять штриховку или плотно тушевать.
Картинная галерея с 12. Музей, в котором собрана коллекция картин, скульптур, графических произведений.
Набросок с 14. Быстро исполненное художником изображение, в котором отражены или отдельные наблюдения художника, или общий замысел будущего произведения.
Композиция с 17. В переводе с латыни означает «сочинение, составление, расположение»
Фактура с 20. Характерная для определенного предмета или материала поверхность.
Лубок с 21. Раскрашенная народная гравюра с забавной или поучительной подписью.
Рисунок с 22. Основа всего, «фундамент» работы.
Ритм с 23. Повторение разных групп элементов.
Орнамент с 25. Узор из повторяющихся в определённом порядке одинаковых рисунков – элементов.
Техника заливки с 27. Используется, когда надо передать плавные переходы цветов.
Техника «по-сырому» с 27. Позволяет создавать мягкие цветовые переходы и интересные цветовые эффекты.
Техника набрызга с 27. Используется для получения растекания брызг по листу.
Цвет с 51. Главное выразительное средство живописи.
Симметрия с 52. Свойство фигур или их частей совмещаться при сгибании по какой-либо оси.
Портрет с 53. Жанр живописи, в котором объектом изображения является конкретный человек.
Смысловой центр с 53. Центр изображения, к которому различными изобразительными средствами привлекается внимание зрителя.
Сюжетно-тематическая картина с 54. Жанр живописи, в котором объектом изображения является жизненная ситуация.
Иллюстрация с 55. Графическое или живописное изображение, в котором все средства художественной выразительности должны прояснять смысл литературного фрагмента, к которому выполняется иллюстрация.
Светотень с 61. Соотношение освещенных и затемненных деталей, дающее представление об объемной характеристике предметов.
Блик с 61. Самое яркое световой пятно на изображенном предмете.Эскиз с 62. Общий набросок композиции.
Коллаж с 65. Вид декоративной аппликативной композиции, при изготовлении которой используются различные материалы и техники.
Иероглиф с 65. Символ, обозначающий определенную букву в египетском письме.
Ключ с 65. База для разгадывания шифра.
Колорит с 66. Система соотношений цветовых тонов и оттенков.
3 класс
Живопись (4 стр.) Искусство работы с красками.
Искусствоведы (4 стр.) Специалисты по истории искусства.
Жанр (4 стр.) С французского «род» или «вид».
Этюд (8 стр.) Подготовительные зарисовки, наброски.
Импрессионизм (9 стр.) От французского слова «впечатление».
Портрет (14 стр.) Живописное произведение, в котором переданы черты определенного человека.
Модель (14 стр.) Изображенный на портрете человек.
Групповые портреты (15 стр.) На портрете изображено несколько человек.
Парные портреты (15 стр.) На портрете изображено два человека.
Индивидуальные портреты (15 стр.) На портрете изображен один человек.
Картины исторического жанра (20 стр.) Своеобразные «портреты времени».
Батальный жанр (21 стр.) Происходит от французского слова, означающего «сражение», «битва».
Художник - жанрист (24 стр.) Художники, которые обладают острой наблюдательностью, любят и знают людей.
Анималисты (25 стр.) Художники, которые изображают животных.
Цветовая гамма (26 стр.) Особое соотношение цветов.
Декор (30 стр.) «Украшение».
Декорировать (30 стр.) «Украшать».
Декоративное панно (30 стр.) Картина, выполненная с использованием различных материалов в смешанной технике, на любой плоской основе.
Соразмерность (35 стр.) Правильное соотношение целого и его частей.
Мимика (37 стр.) Постоянная смена выражений лица.
Кельты (40 стр.) Народ, живший на территории Великобритании в древнейшие времена.
Орнаменты звериного стиля (40 стр.) Узоры, в которых повторяются элементы, упрощенно изображающие животных.
Лубок (44 стр.) Народная гравированная картина.
Стиль (45 стр.) Сочетание особенностей композиции, рисунка, цвета.
Стиль художника (45 стр.) Манера работы, свойственная только этому художнику.
Буквица ( 50 стр.) Большие, искусно украшенные узорами начальные буквы текста.
Лицевые рукописи (51 стр.) Рукописи с рисунками.
Театр (52 стр.) Обозначает по-гречески и место для зрелища, и само зрелище.
Декорация (52 стр.) Оформление сцены и спектакля, общий вид места действия.
Синтез искусств (57 стр.) Объединение многих видов искусств для театрального спектакля.
Спектр (49 стр.) Цветовой ряд, в котором цвета расположены в соответствии с очередностью: красный-оранжевый-желтый-зеленый-голубой-синий-фиолетовый.
Дополнительные цвета (49 стр.) Цвета, расположенные в цветовом круге напротив друг друга. Эти цвета образуют наиболее выраженный цветовой контраст.
Родственные цвета (49 стр.) Цвета, расположенные рядом на цветовом круге.
Цветовая гамма(49 стр.) Гармоническое или контрастное соотношение цветов художественного произведения.
Композиция (50 стр.) В переводе с латинского «сочинять», «располагать», «составлять». Она является сочетанием всех средств художественной выразительности: цвета, формы, ритма и т.д.
Диагональная (вертикальная или горизонтальная) композиция (50 стр.) Композиция, основные выразительные элементы которой расположены по диагонали ( по вертикали или по горизонтали).
Светотень (51 стр.) Соотношение освещенных и затемненных деталей, дающее представление об объемной характеристике предметов.
Блик (51 стр.) Самое яркое световое пятно на изображаемом предмете.
Натюрморт (52 стр.) Жанр изобразительного искусства, в котором объектом изображения являются предметы неживой природы.
Эскиз (52 стр.) Общий набросок композиции.
Сценическая версия (53 стр.) Переработанный вариант литературного произведения, предназначенный для театральной постановки.
Задник (53 стр.) Фрагмент декорации заднего плана, выполняющийся обычно в виде живописного панно.
Кулиса (53 стр.) Боковая деталь декорации, выполненная в виде ширмы или занавеса.
Колорит (53 стр.) Система соотношений цветовых тонов и их оттенков. Он может быть теплым или холодным, спокойным или напряженным, светлым или темным, ярким или блеклым.
Пейзаж (53 стр.) Жанр живописи, предметом изображения которого является природа.
Портрет (55 стр.) Жанр изобразительного искусства, в котором объектом изображения является человек.
Пропорции (55 стр.) Соотношение размеров частей какого-либо предмета.
Орнамент (56 стр.) Узор из чередующихся в определенном ритме изобразительных элементов.
Элемент орнамента (56 стр.) Повторяющаяся часть орнаментального построения.
Таблица понятий по УМК «Перспектива», Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова
Понятие Определение
1 класс
Композиция (с.11) Основа художественного произведения. Она организует взаимное расположение его частей, составляющих единое целое.
Аппликация (с. 11) Соединение в целое различных элементов композиции с помощью приклеивания их на поверхность листа.
Натюрморт ( с. 24) Изображение предметов крупным планом, организованное в единую группу.
Ритм ( с.34) Равномерное чередование каких-либо элементов в узоре изделия.
Орнамент (с.34) Узор ,построенный на чередовании в определённом порядке(ритме) каких-либо декоративных элементов.
Травный орнамент (с.29) Самый древний вид золотой хохломской росписи.
Каргополья (с. 49) Землепашество.
Графика ( с. 59) Рисунки карандашом, углём ,тушью.
Графики (с.59) Художники, которые создают графическое произведение.
Симметрия ( с.68) Зеркальное расположение частей ( лева и с право) относительно центральной оси.
Дизайн ( с. 82) Художественное конструирование предметов, оформление интерьеров, проектирование эстетического облика промышленных изделий.
Дизайнер (стр. 82) Художник-конструктор, специалист по дизайну
Искусствознание, искусствоведение (стр. 145) Комплекс наук о всех видах художественного творчества, их месте в системе человеческой культуры; наука о пластических искусствах
Искусствовед (стр. 145) Специалист по искусствоведению (наука о всех видах художественного творчества)
Акварельная краска (стр. 150) Краска, которая разводится водой
Палитра (стр. 152) Это тоненькая дощечка, на которой смешивают краски
2 класс
Контраст (стр. 8) Резкое различие теплых и холодных цветов
Многосюжетное произведение (стр.9) Это произведение, в котором изображено несколько сюжетов
Линия горизонта (стр. 14) Линия соприкосновения неба и земли в пейзаже
Симметрия (стр. 19) Одинаковое расположение элементов узора по обе стороны относительно какой-либо оси или центра
Асимметрия (стр. 19) Отсутствие или нарушение симметрии
Ритм (стр.19) Повтор, чередование одинаковых элементов в узоре ( орнаменте)
Керамика (стр. 25) Изделия из обожженной глины
Гончар (стр. 25) Мастер, создающий глиняную посуду
Ритм (стр. 35) Это упорядоченное чередование каких-либо элементов с определённой частотой
Силуэт (стр. 35) Плоскостное однотонное изображение предмета на фоне другого цвета
Цветовой контраст (стр. 42) Взаимодействие основных и дополнительных цветов, которое дает ощущение особой яркости цвета
Тоновый контраст (стр. 55) Противопоставление в одной композиции черного и белого
Фотография (стр. 60) Совокупность способов получения изображения в результате действия света на специальные светочувствительные материалы и последующей химической обработки их
Маска (стр. 73) Повязка с вырезами для глаз, надеваемая на лицо, чтобы не быть узнанным; маска и изображением человеческого лица, звериной морды и т.д., надевая на лицо ряжеными в народных играх
Храм (стр. 85) Архитектурное сооружение, предназначенное для богослужения
Зодчество (стр. 86) Искусство возведения и оформления строений; архитектура
Перспектива (стр. 117) Учение о том, как добиться на плоском листе бумаги или холста ощущение глубины, пространства, т.е. изобразить окружающий нас мир таким, каким мы его видим
Миниатюра (стр. 126) Художественное произведение не больших размеров с очень мелкими изображениями
Колорит (стр. 137) Сочетание различных цветов в картине
Монотипия (стр. 138) Вид печатной графики, разовый оттиск с гладкой пластины, на которую нанесена краска
Искусствознание, искусствоведение (стр. 166) Комплекс наук о всех видах художественного творчества, их месте в системе человеческой культуры
Искусствовед (стр. 166) Специалист по искусствоведению
Критика (стр. 166) Один из видов научной, творческой деятельности, разбор, оценка и истолкование художественных произведений, оперативный анализ их в процессе современной культуры
Критик (стр. 166) Тот, кто занимается критикой
3 класс
Замалёвка (с. 18) Нанесения разбелённой краской силуэтов цветов и листьев.
Прокладка (с. 18) Плотное корпусное письмо.
Бликовка (с. 18) Завершение живописной лепки формы цветка и листьев.
Художественные лаки (с. 19) Это изделия из папье-маше или металла (шкатулки, панно, подносы и т.д.), покрытие лаком украшенные росписью. Художественные особенности лаков – блеск зеркальной полировки поверхности, яркие цвета росписи.
Нижний Тагил (Урал) (с. 20) Родина русского промысла лакирования и росписи подносов, столиков и других предметов с 18 века.
Федоскино (с. 20) Ныне село в Мытищенском районе Московской области, центр производства русских художественных лаков – росписи шкатулок, покрытых лаком. Возник в начале 19 века.
Жостово (с. 20) Деревня в Мытищенском районе Московской области, центр художественной росписи металлических подносов.
Рефлекс (с. 28) Отсвет, отражённый свет и цвет(от неба, соседних предметов) на какой – либо поверхности.
Блик (с. 28) Самое светлое пятно на освещённой поверхности.
Светлота цвета (с. 28) Одно из основных качеств цвета: светлота тем выше, чем выше количество отражённого света по сравнению с количеством поглощенного этой же поверхностью цвета.
Светотень (с. 29) Градация светлого и тёмного, распределение по яркости цветов и цветных оттенков, позволяющее воспринимать объём предмета и окружающую их световоздушную среду.
Тень (с. 29) Укрытые от источника света, наименее освещённые части предмета.
Уровень линии горизонта (с. 40) Зависит от замысла художника и может быть высоким, средним, низким. В пейзаже высокий уровень горизонта помогает изображать широкое земное пространство, дали; средний – небо и землю в равной мере; низкий – делает предпочтительным изображение небесного пространства.
Перспектива (с. 40) Правила для изображения на плоскости объёмных предметов, находящихся в пространстве, такими, какими они видятся нам в действительности, т.е. с изменениями, происходящими по мере удаления их от зрителя.
Шелом или охлупень (с. 46) Верхнее обрамление крыши крестьянской избы. Тяжёлое, толстое бревно, выдолбленное снизу, прикрывает стык скатов крыши.
Конёк (с. 46) Образное завершение охлупня и одновременно древнейший символ, связанный со всей жизнью крестьянина.
Фасад (с. 48) Наружная, лицевая главная (уличная) сторона дома.
Сруб (с. 48) Стены деревянного дома, собранные из обработанных брёвен, уложенных «в клеть» (одно на другое) и соединенных в пересечениях врубками.
Фронтон (с. 48) Завершение фасада дома, представляющее собой обычно треугольную плоскость, ограниченную по бокам двумя скатами крыши.
Причелина (с. 48) Доска на фронтоне деревянной постройки, украшенная резьбой.
Полотенце (с. 48) Вертикальная резная доска, прикрывающая стык между причелинами.
Наличник (с. 48) Обрамление оконного проёма. Оконные наличники украшены резьбой.
Горница (с. 48) Комната в верхнем этаже, чистая половина крестьянской избы.
Подклеть (с. 48) В русском зодчестве нижний, обычно нежилой, этаж дома.
Сени (с. 48) Помещение между жилым помещением и крыльцом.
Подпол (с. 48) Помещение под полом для хранения запасов.
Пропорция (с. 53) Определённое соотношение частей между собой, соразмерность. В истории искусства были созданы различные системы пропорции: архитектурные, для изображения человеческого тела и лица.
Техника живописи по сырому (алла прима) (с. 59) Простая техника акварельными красками исполнения изображения в один приём, за один сеанс.
Тени (с. 67) Одни из важнейших элементов светотени в натуре и искусстве.
Дизайн (с. 78) Художественное конструирование предметов, оформление интерьеров, проектирование эстетического облика изделия.
Дизайнер (с. 78) Художник – конструктор, специалист по дизайну.
Модельер (с. 78) Специалист по изготовлению моделей одежды.
Ряженье (с. 82) Один из наиболее ярких элементов традиционной культуры, основными чертами которого являются изменение облика человека и особая игровая форма поведения. Кремль (до 14 в. детинец, город, град), а также укрепленные монастыри (с. 98) Своеобразные типы крепостных сооружений, созданные русскими зодчими. Сохранившиеся крепостные сооружения являются ценными историко-архитектурными памятниками.
Архитектура, зодчество (с. 98) Здания, другие сооружения или их комплексы, образующие материальную художественно-организационную среду жизнедеятельности человека.
Бойницы (с. 101) Вертикальные щелевидные отверстия для стрельбы из ручного оружия.
Портрет (с. 120) Изображение человека или группы людей.
Марина (с. 140) Это вид, изображающий море.
Маринист (с. 140) Живописец, написавший морской пейзаж.
Павловский Посад (Московская область) (с. 146) Один из очагов народной культуры. Здесь около полутора веков назад начали создавать узорные цветные шали и платки.
Павловопосадская цветочная роспись (с. 146) Образ цветения земли, она воплощает праздничное чувство мира, характерное для народа.
Геральдика (с. 160) Наука о составлении, описании и расшифровке гербов.
Герб (с. 160) Отличительный знак государства, города, сословия, рода, изображаемых на флагах, монетах, печатях и т.п.
Герб (с. 160) Совокупное изображение условных или естественных фигур, составленных на основе правил геральдики.
Текстильный коллаж (с. 171) Аппликация, изображение, композиция, которая набирается из текстильного лоскута и наклеивается на основу.
4 класс
Набросок (с. 16) Рисунок небольших размеров, быстро и бегло исполненный художником. Главное назначение наброска – краткая фиксация отдельных наблюдений или возникших в ходе текущей работы замыслов художника.
Дерево (с. 17) Одно из наиболее почитаемых явлений природы, образ, которого воссоздан в разных видах искусства.
Национальный пейзаж (с. 18) Пейзаж, в котором запечатлён образ Родины.
Мотив (с. 18) Элемент художественного произведения определенного характера, образа, содержания; термин относится и к натуре, и к её изображению художником. В декоративно – прикладном искусстве мотивом называют повторяющийся декоративный элемент композиции.
Прялка (с. 27) Древнее и простейшее приспособление для изготовления пряжи.
Городецкая роспись (с.28) Известный традиционный русский художественный промысел росписи по дереву.
Городец (с.28) Город в Нижегородской области на Волге.
Панно (с. 44) Произведение декоративного назначения (живопись, мозаика, рельеф), прикреплённое к стене или потолку архитектурного сооружения.
Статичные произведения (с. 59) Произведения, в которых художник запечатлевает состояние относительного покоя.
Динамичные произведения (с. 59) Произведения, в которых передано состояние стремительного движения.
Групповой портрет (с. 76) Портрет включает группу персонажей (не менее трёх), соединённых в одной обстановке, сцене, часто связанных единым действием.
Эскиз (с. 82) Художественное произведение вспомогательного характера, являющееся подготовительным наброском для более крупной работы и воплощающее в основных чертах её композиционный или колористический замысел.
Иллюстрация (с. 82) Разновидность изобразительного искусства (чаще всего художественной графики), отличительные свойства которой обусловлены содержанием и важнейшими особенностями литературного произведения.
Платно (с. 87) Праздничная одежда царя.
Ферязь (с. 87) Особый вид праздничного кафтана из дорогой ткани, одна из праздничных одежд.
Ферезея (с. 87) Парадная одежда из золотых тканей, её носили внакидку, застёгивая лишь у шеи.
Открытка (с. 93) Вид прикладной графики малых форм.
Декоративность (с. 112) Одна из форм выражения красоты в искусстве; в декоративно – прикладном искусстве – главная форма выражения художественного образа.
Батальный жанр (с. 121) Исторические картины, в которых отражены темы сражений, битв, военных походов.
Круговая панорама (с. 124) Картина огромных размеров, напоминающая театральные декорации, создающая иллюзию реального военного действа, помещённая на стене круглого здания.
Дерево жизни (с. 128) Главный символ, воплотивший народный взгляд на строение мира, на его трёхъярусное членение.
Древний орнамент (с.128) Это своеобразное письмо, знаки которого, подобно словам, составляли целые фразы, предложения, имевшие для наших предков магическое значение.
Лубок (лубочная картина, народная картина) (с. 132) Произведение графики (печатной), отличающееся простотой и доходчивостью образа и предназначенное для распространения в народных массах.
Плакат (с. 145) Один из видов графического искусства, главное назначение которого – реклама, информация, агитация, призыв.
Вода (с. 146) Одна из природных стихий, которая во все времена была источником творчества для художников.
Коллаж (с. 148) Композиция, составленная из кусочков разных материалов (бумаги, тканей, фотографий и т.д.), приклеенных на основу.
Весенние пейзажи (с. 150) Это выражение радостного обновления всего живого, это новый жизненный ритм, новые краски и события.
Мемориальные сооружения (с. 157) Произведения архитектуры, изобразительного и декоративного искусства, создаваемые в память о значительных исторических событиях и лицах: памятник, монумент, триумфальная арка, обелиск и др.
Медаль (с. 158) Металлический памятный или наградной знак с рельефным изображением (на лицевой стороне – аверс, часто также на оборотной – реверс) и надписями.Медальерное искусство (с. 158) Искусство изготовления монет и медалей.
Орнамент (с. 166) Самая распространенная форма пространственных искусств, сопровождающая человечество на всех этапах развития культуры.