Инновационный проект Формирование географических образов

Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания.
Ф. И. Янкович
В процессе обучения у школьника формируются взгляды и отношение к жизни, развиваются личностные и познавательные процессы, в т.ч. и мышление. Изучая географию, школьники познают пространственное разнообразие жизни и деятельности людей, усваивают идею целостности мира, развитие его во времени и пространстве. При этом происходит формирование географической культуры школьников, как части общей культуры человека. Обучающийся, владеющий географической культурой, понимает взаимосвязь явлений и причин, способен приспосабливаться к постоянно меняющемуся миру.
Каждый педагог знает, что «Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания». Поэтому,
Тема проекта: «Формирование мыслительной деятельности на уроках географии».
Исходя из выше сказанного, цель проекта – выявить возможности и приёмы развития мыслительной деятельности обучающихся в ходе изучения предмета география.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия «географическая культура», «географическое мышление» применительно к школе.
2. Разработать приёмы и пути развития познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
3. Организовать учебную деятельность, так, чтобы обучающийся занимал ведущую позицию в познавательном процессе (приобретение опыта творческой деятельности, самостоятельный поиск знаний посредством выполнения различных заданий, создания проектов).
Применительно к школе термин «географическая культура» – результат педагогического взаимодействия, совокупность объективных и субъективных характеристик, основу которых составляет ценностное отношение к географической окружающей среде.
Совокупность педагогических условий развития географической культуры определяется:
Формированием мотивационно-ценностного отношения к географической среде как культурно-историческому феномену;
созданием целостного образа географической действительности;
сочетанием разнообразных форм и методов обучения, включающих средства эмоционального, чувственного отражения географического знания;
соотношением усвоения географических знаний с деятельностью.
Можно сказать, что предметом учебной деятельности в современной школе выступает исходный образ мира. В дидактике и психологии обучения определено, что развитие мышления происходит на базе и в непрерывной связи с усвоением знаний, что позволяет обозначить место понятия «образ» в процессе познания.
Основой для формирования образов служит географическое мышление, как важная составная часть географической культуры. Оно включает в себя:
умение видеть во всём пространственные различия и отражать этот факт на карте;
выяснение причинности этих различий между собой, соединение их в единый целостный образ.
Образ – одна из форм отражения реальной действительности в сознании человека. Его создают с помощью органов чувств, и на уровне мышления. Географический образ представляет собой совокупность ярких, характерных знаков, символов, ключевых представлений, описывающих какие-либо реальные пространства, территории, регионы, страны.
Не являясь пассивным отражением, образ в своём содержании фиксирует те стороны, свойства, признаки, которые являются значимыми для субъекта. Поэтому географический образ
· это личностное образование.
Следовательно, работа по формированию образов на уроках географии будет способствовать развитию мыслительной деятельности.
В своей деятельности я выделила и применяю на практике следующие основные приёмы по формированию географических образов, которые сводятся к трём составляющим:
формирование чувственной стороны образа (с помощью средств наглядности, дополнительной литературы);
формирование образа на основе процессов мышления (посредством выполнения различных заданий, в т.ч. творческих, и самостоятельной работы);
формирование картографического образа изучаемой территории (работа с контурной картой, составление карты-анаморфозы, ментальной карты).
Данные приёмы учебной работы по формированию географического образа направлены на:
на активизацию мыслительного процесса;
на развитие логического мышления с помощью вопросов географического характера;
на развитие аналитических навыков;
на активизацию познавательной деятельности через выполнение самостоятельных заданий.


Для формирования географических образов использую на уроках наглядные методы. Они заключаются в работе с различными средствами обучения: учебными картинами или иллюстрациями, моделями, схемами, таблицами, картами, ТСО, работа с натуральными объектами и т.д. Демонстрируя средства наглядности на уроке, не только организую их восприятие учащимися, но и руковожу мыслительной деятельностью школьников, используя объяснительно-иллюстративный метод.
С помощью словесных методов (рассказ, объяснение, лекция, беседа, использование описаний и др.) можно воздействовать на чувства, взгляды, убеждения, они играют большую роль в активизации мыслительного процесса. На своих уроках использую: а) описания в качестве иллюстрации; б) описания для выявления причинно-следственных связей; сравнения территорий; в) стихотворения в качестве иллюстрации и как средство анализа.
На своих уроках использую разные формы (уроки-путешествия, уроки-практикумы, деловые игры, дискуссии и др.). Они дают возможность учащимся выступить активным участником образовательного процесса (учащиеся самостоятельно усваивают учебную информацию, сравнивают, делают выводы и т.д.).
Самостоятельная работа учащихся и применение активных методов обучения обеспечивает лучшее усвоение учебного материала. На своих уроках использую – элементы исследовательской работы; работу по созданию создания брендов, «визитных карточек» стран, территорий в ходе практических занятий. «Визитная карточка»
· это наиболее сжатая, общая характеристика территории, которая должна раскрыть её своеобразие и определить типаж. Она может иметь различный вид, учащиеся могут сами включить в состав визитной карточки различные пункты, отражающие, по их мнению, главные особенности данной страны. Результатом такой работы являются презентации по странам мира, письменные работы, туры по материкам, странам, творческие работы.
Современный урок без информационных технологий не возможен. Их использование способствует эффективному усвоению материала, развивает познавательный интерес к предмету, стимулирует творческое мышление и т.д. На своих уроках я использую электронные и интерактивные карты, формирующие пространственное мышление, мультимедийные учебники.
Технология проектной деятельности – пример личностно-ориентированного обучения, она способствует формированию убеждений и умений самостоятельно добывать знания, принимать решения. Проектная деятельность применяется для формирования опыта творческой деятельности, развития рационального мышления, теоретического, практического и эмоционального осмысления окружающего мира.
Создание проекта – это возможность сделать что-то интересное самостоятельно или в группе. География имеет много возможностей для реализации проектной деятельности. Поэтому при создании проектов в рамках факультатива «Проектная и исследовательская деятельность» в 10 классе главной целью ставила развитие пространственного мышления н школьников, показав, что пространственное распространение любого явления можно объяснить с точки зрения географии. В результате учащиеся самостоятельно выбрали темы «География моды и красоты», «География спорта».
7. Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, учитывая возрастные особенности детей, на уроке чередую изучение материала с другими видами деятельности (знакомство с интересными фактами, видеофрагменты, игра в города, рассказ об интересных событиях в стране и мире). Такой вид работы помогает снять напряжение, дать небольшой отдых, вызвать положительные эмоции и улучшить настрой на урок.

Закончить презентацию своего опыта хотела бы словами Ключевского:
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».


















Материалы учителя географии
Кашкиной Ирины Александровны
МОБУ «Амосовская средняя
общеобразовательная школа»
на конкурс
профессионального мастерства






Инновационный проект


Подготовила:
учитель географии
Кашкина Ирина Александровна
МОБУ «Амосовская СОШ»







"Учитель года 2014"Arial Black"Формирование
мыслительной деятельности
на уроках географии"15