Реферат Духовный мир Г.О. Рокчинского в историческом и культурном аспекте

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТУГТУНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ Б.Б. ДОРДЖИЕВА КЕТЧЕНЕРОВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИИ






СООБЩЕНИЕ
Тема:
«Духовный мир Г.О. Рокчинского в историческом и культурном аспекте»










Работу выполнила: ученица 9 класса
Бутаева Амуланга Олеговна
Научный руководитель: Горяева Елена Семёновна



п. Тугтун, 2013 год.
Содержание:

Введение
Автобиография
Творческое наследие великого художника.
Список литературы.





























1. Введение
Живописный язык народного художника России Гарри Олеговича Рокчинского глубоко самобытен. Этнический код традиционной культуры своеобразно им трансформирован в творческой деятельности. В процессе приобщения к мировому наследию - от реализма через знаковую систему традиционной культуры своего народа к импрессионистическим поискам и беспредметной живописи - такова парадигма его творчества. На энергетическом перекрестье художественной культуры Евразии родилось его живописное наследие. В живописи мастера трудно выделить главные или второстепенные произведения, настолько органично слиты помыслы и надежды, достижения и поиски во всем многообразии его духовного мира. Он был певцом-романтиком, историком-исследователем, новатором и первооткрывателем.
Сегодня творчество художника по праву рассматривают  драгоценным  знаком самобытной культуры народа. Сознавая себя органичным звеном в развитии национальной художественной культуры, он успел многое за отведенное ему время. Есть логически взаимообусловленная связь, выражающая творческий путь художника во Времени и Пространстве  культуры. В ускоренном ритме его жизни в искусстве органично выражен репродуктивный потенциал традиционной культуры Калмыкии, самовосполняющей на уровне творческой индивидуальности свои исторические утраты. Этим измеряется творческое наследие калмыцкого художника Гарри Рокчинского: реалистические пейзаж или портрет, глубоко национальное в сюжете и формовыражении тематическое полотно, импрессионистическое изображение цветка или абстрактные композиции, многолико выражающие символику традиционного мироощущения народа.   Современное изобразительное искусство Калмыкии начало формироваться в самостоятельную школу в 60-е годы двадцатого столетия и находится, по существу, в самом начале своего пути. В этом становлении творчество Гарри Олеговича Рокчинского занимает видное место и во многом предопределяет черты калмыцкой живописной школы.
В творческих поисках художника прослеживается большая цель – найти образное выражение современности художническим языком, созвучным народным представлениям о прекрасном. Рокчинский стремится осмыслить жизненные противоречия, увидеть в прошлом истоки настоящего, а в настоящем – будущего. Время – главный герой его полотен. Оно пронизывает его тематические картины, портреты, пейзажи. Вопросы нравственности лежат в основе трактовки всякого события. Поэтому в работах живописца так явственно проступает всегда личность автора.
Большое внимание уделяет художник проблемам развития культуры и искусства. На первом учредительном съезде художников Калмыкии Рокчинский выступал с основным докладом. Гарри Олегович приложил немало усилий к созданию в республике союза художников. Многие ныне известные живописцы считают его своим учителем и наставником. Вопросы художественного образования, развития народных промыслов были предметом его забот.
Творческая и общественная деятельность художника получила высокую оценку. Г.О. Рокчинский – член Союза художников СССР, Народный художник РСФСР, Заслуженный художник РСФСР, заслуженный деятель искусства Калмыцкой АССР, лауреат Государственной премии Калмыцкой АССР имени О.И. Городовикова, народный художник России, награжден орденом «Знак Почета».
























2. Биография

Г.О. Рокчинский родился 26 декабря 1923 года в урочище Алцын-Хута Приозерного района Калмыцкой АССР. Память художника навсегда сохранила яркие впечатления детства – труд односельчан-скотоводов, народные праздники, неповторимую прелесть национальных нарядов, танцев, песен, легенд. В воспоминаниях Рокчинского о детстве тесно переплелись песни «Джангара» и поэзия А.С. Пушкина, русский язык и зая-пандитская письменность.
И, конечно, степь. Художник так говорил о ней: «Степь лаконична: два «пятна», две плоскости – небо и земля. Но в этой лаконичности есть величие и даже монументальность природы. Когда видишь перед собой бескрайний простор степи, открытый вширь и в даль, а над ней громадный купол высокого неба – поражаешься её космической необъятности». Так художник через уголок родной земли ощутил необъятность вселенной.
После окончания школы в Элисте Рокчинский в 1938 году поступил в Астраханский речной техникум, но вскоре увлечение авиацией приводит его в аэроклуб.
С первых дней Великой Отечественной войны Рокчинский – курсант авиационной школы имени А.К. Серова, в 1944 году стал летчиком-истребителем. После демобилизации Рокчинский приезжает в Новосибирскую область.
Гражданской специальности у Рокчинского не было, но в школьные годы он увлекался рисованием, участвовал в выставках детского творчества и городских смотрах. И Рокчинский идет работать художником-оформителем в районный Дом культуры. Участие в областных выставках самодеятельных художников, а затем и во Всесоюзном смотре в Москве заставляют Рокчинского, более серьёзно взглянуть на свое увлечение изобразительным искусством. Он принимает решение поступить в Алма-Атинское театрально-художественное училище им. Н.В. Гоголя, и в 1953 году заканчивает его с отличием.








3. Творческое наследие великого Художника

Когда-нибудь у каждого из нас обязательно спросят о том, откуда ты родом, кто твои предки. Поэтому нам, молодому поколению, нужно многое знать о себе, о своей республике. Ведь у каждого народа есть своя история и культура, о которых правдиво и убедительно рассказывают миру поэты, композиторы, художники. У калмыцкого народа тоже есть сокровищница, в которой собраны ценности его духовной и материальной культуры, золотыми буквами вписаны имена тех, кто внес неоценимый вклад в развитие национальной культуры Калмыкии.

В этом году исполняется 90 лет со дня рождения великому художнику Калмыкии и России Гарри Олеговичу Рокчинскому.
Первое значительное произведение художника – «Ученые на целине» (1955). Через год после окончания училища Рокчинский – участник выставки в Казахстане. Его картины «Зарождение целинного совхоза» (1958) и «На перевале» (1958) экспонировались в Москве в Дни декады казахского искусства и литературы. В этом же году он был участником Всесоюзной художественной выставки.
50-е годы для нашего изобразительного искусства стали временем качественного скачка. Наглядно проявились тенденции, которые можно охарактеризовать, как стремление осмыслить новые явления жизни, затронуть в своём творчестве важнейшие проблемы нашего времени, раскрыть глубоко и многообразно образ современника. В русле этих тенденций и проходило творческое становление Рокчинского. Он много работает в целинных районах Казахстана, в горах. Художника привлекают темы современности. В эти годы Рокчинский пишет множество пейзажей, совершенствуя свое живописное мастерство, но основным героем его произведений становится человек-труженик, человек-созидатель. Отсюда увлечение портретной живописью: «Девушка с книгой» (1957), «Балерина» (1959), «Рыбаки» (1960) и многие другие.
Задумываясь о предназначении художника, о его роли в современном обществе, Рокчинский увлекается созданием образа творческой личности. Более других его волнует образ великого музыканта, человека сложной личной судьбы, неистового Николо Паганини. Величие духа гения – вот что стремился передать Рокчинский в этом портрете. Выраженная метафоричность портрета ясно говорит о направлении поисков художника. Именно метафоричность станет основным образным элементом его наиболее значительных, интересных произведений.
В 1961 году Рокчинский переезжает в Элисту, будучи уже членом Союза художников СССР, известным живописцем.
В Калмыкии Рокчинский нашел свою тему, своего героя, свой образный мир, то есть всё то, что составляет неповторимое своеобразие творческой личности. Несомненно, в становлении художника большую роль сыграло его пристрастие к творчеству целого ряда художников: Рериха и Ван - Гога, Врубеля и Серова, Моне и Гогена. В то же время в искусстве Рокчинского ярко и разнообразно проявились тенденции калмыцкого народного искусства, старокалмыцкой живописи.
Рокчинскому близки и понятны образ мышления народа, своеобразие его исторического прошлого, в то же время художник постоянно выделяет, подчеркивает то, что актуально сегодня, что наряду с историческим колоритом несет в себе отражение, преломление современной жизни. Художник стремится затронуть в творчестве наиболее крупные вехи истории своего народа.
Какие бы сюжеты ни брал Рокчинский в основу своих произведений, тема их остается неизменной – родная Калмыкия. Понятие Родины для художника – понятие широкое: это героический эпос «Джангар» и поэзия Пушкина, события Отечественной войны 1812 года и подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, степные пейзажи Калмыкии и портреты современников.
Кисть народного художника России Г.О. Рокчинского откликалась на многие события современности, вне внимания художника не оставались ключевые моменты истории. Его произведения – это огромная часть нашей сегодняшней культуры. Нельзя не вспомнить о том, какое место занимают русские мотивы в творчестве автора. В его наследии нашла отражение тема дружбы, единства судеб калмыцкого и русского народа, судьбоносные периоды нашей, теперь уже нерасторжимой, истории. Душе художника была близка русская культура, русские поэты и писатели, художник тонко чувствовал красоту пейзажа средней полосы России. Калмыцкий художник Г.О. Рокчинский не замыкался в узко-национальной тематике, его творчество имеет глубокую общечеловеческую сущность. Об авторе следует говорить, как о художнике широкого масштаба. Его дар живописца – замечательное явление в общероссийском изобразительном искусстве.
В этот время созданы были условия для гармоничного социально-экономического и культурного развития всех братских народов, для наиболее полного проявления лучших черт национального характера, что порождает естественный интерес к истории, к прошлому своего народа, стремление осмыслить истоки, чтобы острее почувствовать настоящее и заглянуть в будущее. И поэтому не случайно появление исторического полотна «Герой отечественной войны 1812 года Цо-Манджи» (1963). Художник создает произведение о героическом прошлом своего народа, о братской дружбе с русским народом, о единстве их исторических судеб, любви к родной земле.
Отдавая дань исторической достоверности, документальности произведения, Рокчинский стремится быть предельно точным при изображении этнографических и бытовых подробностей. Калмыцкая плеть (маля) на широком кожаном ремне, нож в футляре, отделанном орнаментом из серебра, огниво – неразлучные спутники калмыка-кочевника – все эти предметы написаны с такой тщательностью, что начинают играть самостоятельную роль своеобразного национального натюрморта.
Но художник не ограничивается документальностью. Он изучает и народные предания о рядовом второго калмыцкого полка армии Багратиона Цо-Манджи Буратове, богатыре, олицетворяющем силу и мужество всего народа. Оставаясь верным исторической правде Рокчинский стремится к правде поэтической, создавая образ, созвучный героям народных легенд и преданий.
Тема Отечественной войны 1812 года, образ Цо-Манджи позволили художнику многое сказать из того, что переполняло его душу, просилось на холст. Параллельно с этим полотном Рокчинский написал произведение, в котором, может быть, в наибольшей степени подведён определённый итог личного и, зачастую, нелегкого жизненного опыта.
Картина «Мать – земля родная» (1964) впервые показана на зональной выставке «Большая Волга» в городе Куйбышеве. Это историческое полотно, хотя сюжет произведения трудно ограничить каким-либо временным отрезком.
По степи идет женщина в национальном платье. Но это не праздничный наряд, а повседневная одежда: поверх белой рубахи длинное платье (хутцан). Косы в черных бархатных чехлах (шивирликах) образуют треугольник, подхваченный линиями широкого, развеваемого ветром подола платья, это придает фигуре женщины весомую устойчивость и монументальность. Вершина этого треугольника – гордо поднятая голова, обрамленная развевающимися седыми волосами. На почти неподвижном, добром и мудром лице со следами трудно прожитой жизни передана огромная гамма чувств и мыслей. Пристальный и спокойный взгляд, величавая осанка – все говорит о несгибаемой силе народа в вечном движении к свету, о величие и загадочности человеческой души.
Портрет ярко индивидуален, что не мешает художнику подойти к раскрытию глубоко обобщенного образа. Строй живописного полотна выходит за рамки портретного или жанрового произведения. Это конкретная женщина, близкий художнику человек, но это одновременно и аллегория Калмыкии, родной земли.
Степь, небо и женщина – величавая гармония Человека и Природы, Человека и Родины. Художник изображает бесконечное и вечное.
Женщина не просто идет. Она прошла громадный и трудный путь. Она мать, источник жизни, она добро и страдание. Преодоление трагического, утверждение жизни, оптимизм – основная тема картины.
Образ Родины в картине «Мать – земля родная» навсегда войдет в сокровищницу калмыцкого искусства.
На пересечении художественных традиций – реалистических и плоскостного письма – решена «житийная» композиция портрета писателя А. Амур-Санана кисти Г.О. Рокчинского. Впоследствии совмещение в пространстве разновременных событий детально разрабатывается автором и в произведении «Бессмертие», традиционно конкретном в обращении к образу национального героя. Память о подвиге Эрдни Деликова запечатлена в монументе, объединяющем многослойную композицию прошлого и настоящего времени. Образ вырастающего из камня героя символически насыщен: в руках он держит белый лотос, не сгорающий в огне. За спиной – опаленная и искореженная войной земля, ее одухотворенным воплощением воспринимается идущая «Мать-земля родная». У подножия памятника – молодая семья на зеленом ковре цветущей земли. Символическая выразительность плоскостной трактовки пространства определила этническое направление в калмыцком искусстве.
Тема преемственности и истоков постоянно волнует художника, и он неоднократно обращается к ней в своих произведениях.
Одна из первых работ Рокчинского в Калмыкии – городской пейзаж «Кафе «Спутник» (1966). Рокчинский пишет пейзажи родного города как летописец, свидетель его строительства. Даже названия полотен звучат словно строки из поэтического дневника: «Утро Элисты», «Новый сквер», «Элиста строится», «Весенняя зелень» «Кинотеатр «Родина».
В это же время художник начал большой цикл пейзажей, написанных в самых различных районах республики. Автор объединил их под названием «По родному краю». Созданы десятки пейзажей, в которых Рокчинский показал себя тонким лириком, чувствующим и понимающим своеобразие красоты степи. Несмотря на то, что пейзажи создавались на протяжении почти 20 лет и они порой существенно различаются по стилистике, по характеру творческих задач, все они воспринимаются как единое целое, раскрывающее поэтическое откровение автора.
В пейзажной живописи Рокчинского – любовь к земле предков, к её неброской, но проникновенной красоте. В его полотнах правда быта народа с его вековым укладом и яркими приметами нового. Своеобразие Рокчинского как живописца заключается в глубоком понимании родной земли, олицетворяющей собой источник авторского философского взгляда на жизнь. В пейзажах своеобразно проявился дар Рокчинского-портретиста, который общаясь с природой, умеет чутко уловить ее настроение и душу. Он верит, что природе, как и человеку, присущи самые разнообразные эмоциональные состояния: радость, печаль, задумчивость, суровость. Так портретно художник воспринимает природу, так портретно он её пишет. Рокчинский – художник образного мышления. В уравновешенности его пейзажных композиций хранится тепло чувств и глубина мыслей автора. Не случайно пейзаж – активный компонент художественного образа исторических и жанровых картин, портретов.
Художник предпочитает писать переходные состояния природы: вечер и утро, восход луны и закат солнца. Остро чувствует живописец романтику ночных пейзажей. В пейзаже «Над Чограем» (1973) художник показал таинственность бесконечно огромного неба, диск луны, утопающий в шлейфе освещенных ею облаков, мирно пасущихся лошадей на берегу дремлющего изумрудного озера и динамичную жизнь степных дорог, по которым нескончаемым потоком идут машины. Небольшая деталь – огни автомобильных фар на дальнем берегу – наполняет пейзаж ритмами современной жизни, сохраняя неизменное величие природы.
Стремительный бег сайгаков, свадебные танцы журавлей, мирно пасущиеся табуны лошадей, стада коров, отары овец – всё это служит источником вдохновения художника для создания поэтического и многогранного образа Родины. Мотив дороги в степи также дорог художнику. Он часто повторяет его в своих пейзажах. Тема дороги вырастает в тему «Человек и степь». К таким пейзажам относятся «Чабанская точка» (1972), «Вечер на точке» (1970) и другие.
Пейзаж «Безымянная высота» (1976) можно назвать историческим. Волнистая гряда холмов плотной синевой закрывает небо. Сквозь густую траву, покрывающую землю, ясно проступают раны, нанесенные войной. Её зловещие следы – зияющие ямы воронок, извилистые ходы окопов – всё ещё несут горькие воспоминания о тяжелых годах войны. Колорит пейзажа напряжен и контрастен. Земля хранит память прошедших лет.
По выражению П. Кончаловского, каждая эпоха имеет свою красочную гамму [2]. Заслуга художника в том, что он с помощью живописно выявленной красочной гаммы великолепно передал дух эпохи 1812 года. Об этом историческом периоде напоминает и пейзаж Г. Рокчинского «Хурул в Тюменевке». Его надо рассматривать своеобразным символом боевого братства двух народов. По своему идейному содержанию этой работе близка тематическая картина «Бессмертие», посвященная подвигу Эрдни Деликова в Великой Отечественной войне.
Последним пейзажем художника в большей мере, чем прежде, свойственна драматичность. Тема гармонии и покоя зачастую сменяется темой борьбы, противодействия, столкновения. Такая трансформация творческого подхода закономерна. Но в большей мере эти качества свойственны портретной живописи Рокчинского.
Рокчинский – незаурядный художник-портретист. Все его значительные произведения – портреты. Будь то портреты, созданные по воображению или по иконографическому материалу, будь то портреты, созданные с натуры, - все они отличаются стремлением к тонкости психологической разработки характеров, эмоциональному богатству. Рокчинскому доступно проникновение в суть характеров исторических личностей и своих современников, знакомых, друзей, близких людей. Портретам Рокчинского не свойственна пассивная созерцательность. Его герои всегда активны. И дело не во внешней активности, не в динамичности и композиции (хотя этот приём также используется художником как, например, в портрете «Артист Борис Очиров» (1973)), они активно духовно, эмоциональны, в них ощущаешь напряжение мысли, а порой и глубокий подтекст, размышление о Времени и Человеке.
К числу таких работ относится одно из лучших произведений Рокчинского – портрет «Бабушка и внук» (1967). Атмосфера доверия, искренность человеческих отношений, мудрость зрелости и непосредственность детства – всё это тема портрета. Большие, натруженные, усталые руки пожилой женщины, лежащие на коленях, как бы оберегают ребёнка, доверчиво прильнувшего к ней. Монументальность портрета, весь его живописный мажорный строй, соотношение интенсивных цветов красного, зелёного, желтого, синего, белого и черного рассказывают о человеческой судьбе, о жизни.
Такое широкое понимание портрета свойственно Рокчинскому.
Красной нитью через все творчество художника проходит тема Мастера, тема человека-творца. Это графические произведения Рокчинского к сказам П. Бажова «Данила-мастер». Данила представлен им в думах о каменном цветке. Здесь главная тема – внутреннее напряжение, рождаемое творчеством, вечная неудовлетворенность мастера собой. В казахстанский период творчества у Г. Рокчинского появляется прекрасный образ Хозяйки Медной горы. Очевидно, художнику духовно близок мир русского писателя Бажова. Это плоскость творчества живописца Рокчинского, которая почти не была затронута искусствоведами.
Анализируя произведения художника, искусствоведы неоднократно обращаются к категории музыкальности: «Своеобразна мелодическая тональность цепочки образов. Мерный, торжественно звучащий гимн родной земле шестидесятых годов («Мать – земля родная»), светлая жизнеутверждающая симфония начала восьмидесятых («Вечная весна»), тонкая задумчивая мелодия колыбельной («Запах земли»). И с этим невозможно не согласиться. О музыкальности автора говорят сами названия его работ: «Журавлиная песня», серия «Российские мотивы», «Синие звуки», «Осенний звон». Живописец был мастером высокого гармонического дара, тончайшим колористом. Краски на полотне художник сравнивал с маленьким оркестром, называя себя дирижером, сводящим разноречивое пение красочных мазков цвета в стройную симфонию. «Крикни (цветом) чуть громче, и диссонанс разрушит всю картину. Музыкальность живописи имеет огромную историю, традиции и меня, честно говоря, изумляет стремление некоторых наших коллег к фактическому отказу от нее», – говорил он.
Художнику помогала музыка, особенно народная, так в одном из интервью он говорил: «Я люблю протяжную мелодию калмыков. Раньше пели в два-три голоса. Это красиво звучало. Протяжность выражает беспредельный простор степи... Музыка может быть изобразительна. Вспомните Чюрлениса, ведь он в своих произведениях в цвете и линиях рисовал музыку». Так, работая над образом великого Паганини, художник слушал скрипичные концерты, а над картиной «Весна», – вспоминал калмыцкие песни в исполнении Надежды Яшлаевой.
Особую роль в становлении творческого мышления автора сыграло его увлечение импрессионизмом, в живописи и музыке передававшим тончайшие перемены состояния природы. Его тональная разработка цвета напоминает мягко тающие музыкальные гармонии композитора Клода Дебюсси.
Цвет у Рокчинского всегда по-особому декоративен. Вспомним его монументальное полотно «Джангарчи Ээлян Овла», написанное в шестидесятые годы. Гармония гибких, плавных линий ассоциируется с движением мелодии. Музыкальность чувствуется в ритмической организации картины, которую можно назвать «песней без слов». Звучная декоративность композиции, выстроенная в ритме линий и цветовых пятен, как нельзя лучше, отвечает задаче красочного изображения эпической страны Бумбы.
Многие художники обращались в своем творчестве к теме «Джангара», создавая иллюстрации к героическому народному эпосу. Пробовал свои силы в иллюстрировании «Джангара» и Рокчинский. На этот раз он поставил перед собой задачу – создать образ народного сказителя.
Овла Эляев – человек-легенда. Рокчинский создает образ народного сказителя, впитавшего в себя мудрость народа, его многовековой опыт. Глядя на портрет, написанный Рокчинским, кажется, что именно под звуки домбры джангарчи рождался величественный гимн народу-богатырю, народу-труженику, пронесшему сквозь века мечту о прекрасной стране Бумбе, где царят мир и справедливость, равноправие и вечная юность.
В картине о народном сказителе звучит призыв следовать примеру великого творца художественных ценностей, примеру народа.
В 1968 году Рокчинский написал небольшой эскиз портрета ученого-просветителя Зая-Пандиты, создателя нового алфавита «Тодо бичг». Эскиз в стилистическом, да и тематическом плане стал своеобразным продолжением поисков национального своеобразия современного живописного языка, ярко проявившихся в картине «Джангарчи Ээлян Овла».
Художнику понадобилось более 10 лет для того, чтобы на основе эскиза написать исторический портрет. Впервые портрет Зая-Пандиты показан на зональной художественной выставке «Советский Юг» в октябре 1979 г. в Махачкале. Но и после экспонирования портрета художник продолжал над ним работу еще около двух лет.
Обращение к традициям национальной живописи при создании портрета Зая-Пандиты целесообразно, органично и закономерно. Художник осмысливает традиции, используя не просто внешние стилистические приемы: графическую структуру построения изображения, при которой роль рисунка в создании образа столь же значительна, сколько и роль всей композиции и плоскостной живописной манеры. Рокчинский сумел творчески использовать символику отдельных элементов произведения в традиционном и в то же время современном их истолковании.
Тема истории родины постоянно волнует художника, но он не стоит в стороне от основных задач современного изобразительного искусства – создания образа наших современников, людей труда. Наиболее значительной работой Рокчинского в этом плане является картина «Рыбаки Калмыкии». Это не сюжетная картина, а групповой портрет. Это во многом определило своеобразие выразительных средств произведения. В период так называемого «сурового стиля» в советской живописи мы часто встречали аналогичные групповые портреты людей самых различных специальностей. Сдержанности поз, сосредоточенности взглядов соответствовала скупая, почти монохромная живопись.
Отказавшись от ярок выраженной сюжетной линии, художник сосредоточил свое внимание на психологической разработке образов. Крепко стоящие фигуры рыбаков противопоставлены бурному морю. Сам пейзаж (как это часто бывает на картинах Рокчинского) воспринимается на как конкретная, реальная среда, а как образ разбушевавшегося моря. Особой удачей художника следует считать образ старого рыбака. В отдельных чертах он перекликается с образом, созданным в картине «Мать – земля родная».
Повышение роли рисунка в последних живописных произведениях Гарри Рокчинского обусловлено не только своеобразной графичностью калмыцкой национальной живописи, традициям которой он придает порой первостепенное значение, но и тем, что художник при его обостренном чувстве цвета понимает и умеет использовать выразительное богатство линии и самого рисунка как самостоятельного вида изобразительного искусства.
Рисунок постоянно занимал существенное место в творчестве Рокчинского. Но если в 50-е годы роль рисунка зачастую сводилась к сбору подготовительного материала для больших живописных полотен, что требовало от художника поиска уже в рисунке живописных форм изображаемого, где он прибегал к штриховке, выявляя тональные отношения, то уже в 60-е годы роль рисунка меняется. Художник много работает над иллюстрациями к литературным произведениям, слегка моделируя объемы акварелью. В последние годы Гарри Олегович существенно переосмысливает роль рисунка как самостоятельного вида искусства, его возможности выявить национальное своеобразие в восприятии окружающего мира.
Излюбленной графической техникой Рокчинского становятся тушь, чернила, фломастер. Художник стремится к выразительности отношения черной линии, пятна и белого поля. Портрет – основной жанр графики художника. Используя мобильность этого вида искусства, Рокчинский много рисует в поездках по республике, запечатлевая образы рядовых тружеников калмыцкой степи.
Одно из самых искренних, самых личных и теплых произведений Рокчинского – «Натюрморт с розой» (1972 г). Угол рабочей мастерской. Стул со спинкой. На нем довольно поизносившиеся предметы: этюдник, зонт, укрывающий произведение от лучей солнца во время работы на пленэре, свитер художника – предметы много «поработавшие» вместе с художником. А рядом трепетный нежно-розовый цветок розы, алые ягоды шиповника. В натюрморте художник ставил не столько задачу изображения конкретных предметов, сколько стремился воплотить в живописных образах свое представление о сущности и целях творческого процесса, о красоте окружающего нас мира, о неустанном постоянном поиске прекрасного. Одушевленность предметов, их портретная выразительность многое расскажут внимательному зрителю о нелегком и радостном труде художника. «Как прекрасен этот мир! – как бы говорит художник. – Как сложны пути постижения этой красоты мира! И как счастлив и велик человек, приблизившийся к вечно прекрасному миру искусства, жажде творчества».
Значительным фактом в творческой биографии художника, как и во всей истории калмыцкого искусства, стала персональная выставка Гарри Олеговича Рокчинского в Москве в 1973 году. Эта выставка имела большой успех как у широкой массы зрителей, так и у столичной творческой интеллигенции, оценившей по достоинству самобытный и яркий талант художника, тонко чувствующего биение пульса современности и опирающегося на великие традиции реалистического искусства и неиссякаемый источник народных традиций.
Персональная выставка Рокчинского в Москве знаменовала собой признание на самом высоком уровне несомненных творческих успехов, как самого художника, так и всего изобразительного искусства Калмыкии, которое он достойно представлял.
В 1980-е годы появляется живописная серия, в которой предстает древняя общность культурных истоков калмыцкого и монгольского народов. В обобщении впечатлений родилась метаморфическая завершенность живописного «Сказа о Монголии»: величественный образ прародины, одухотворенный исторической памятью, представлен в совместных с монгольскими авторами художественных выставках середины 1980-х годов, объединивших Элисту, Москву и Улан-Батор.
Тематическое ядро выставки Калмыцкой ассоциации художников «Джунгария» в 1990 году составили эпические произведения Г.О. Рокчинского «Джангарчи Ээлян Овла», «Джунгария», «Жангрин жиндмн», «Вечное Синее Небо», «Это было в начале времени».
Произведения Гарри Олеговича радуют многих и многих зрителей, доставляя им радость сопричастности к творчеству. Жизненный и творческий опыт Рокчинского, его постоянное трудолюбие, его гражданственность и высочайшее чувство ответственности перед народом станет несомненным примером для молодого поколения. Память о великом художнике еще долгое время будет жить в сердцах благодарных почитателей его таланта.

4. Литература:
1. В.П. Курган Г.О. Рокчинский. – Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1984 г.
2. Художники Калмыкии. – Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2009 г.
3. История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: в 3 т (том 3). – Элиста: ГУ «Издательский дом «Герел», 2009 г
Ресурсы Интернет:
http:\\artsckol-rk.ru
http:\\festival.1september.ru






















15