Реферат на тему Формирование социокультурных компетенций


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24»
Кировского района, г. Саратова
«Формирование социокультурных компетенций
у обучающихся на уроках
истории и обществознания»
Докладчик:
Крестинина Ирина Александровна,
учитель истории
и обществознания
МОУ «СОШ №24»
2015/2016 уч.годВведение
"Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даныили сообщены. Всякий … должен достигнуть этого собственнойдеятельностью, собственными силами, собственным напряжением.Извне он может получить только возбуждение". А. ДистервергЖители большого города и отдаленного села видят, как меняется облик современной молодежи, она расслаивается в диаметрально противоположном направлении: у одних озабоченность на лице, усталость от многочасового сидения за компьютером и книгой, разговоры о будущем, бизнесе, отдыхе... ; у других — банка пива в руках. Среди причин расслоения следует назвать и школу. Многое, что есть в выпускнике, закладывается здесь. Учитель может изменить, построить систему воздействия (либо равнодушия), создать новый комфортный образовательный процесс. Учитель делает школу современной.
В этом видится смысл национальных проектов в образовании. Школа, учитель представляют на широкую аудиторию известных педагогов-экспертов анализ своей деятельности. Поэтому школа непрерывно развивается. При этом ее развитие либо поддерживается и описывается, анализируется наукой, либо идет вне ее усилий. Крайне редко наука предопределяет направления позитивных изменений.
Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы люди с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения.
Изучение истории в общеобразовательной школе направлено не столько на усвоение определенной суммы знаний, сколько на развитие личности ученика, причем "развитие становится ключевым понятием обучения" .
Построение и моделирование учебного процесса с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных технологий. Традиционная методика обучения, основу которой составляет объяснительно-иллюстративный метод, не позволяет педагогу раскрыть в полной мере все способности ученика, заинтересовать его учебным процессом, что естественно влияет на качество знаний и его умений. Проводя лишь комбинированные уроки нельзя дать необходимый социальному запросу результат. Особенно в старших классах, где разнообразие деятельности на уроке не только не эффективно, но и недопустимо. Деля урок на части, каждая из которых имеет свои задачи, не успеваешь формировать необходимые умения и навыки. На комбинированном уроке в старшей школе приходится думать не о развитии способностей учащихся, а о прохождении программы.
При использовании нетрадиционных технологий обучения, которые позволяют ученику непосредственно принимать участие в моделировании учебного процесса, возможно прочное и осознанное усвоение содержания учебных предметов, а также развитие у школьников логического мышления, творческой активности, речевых способностей, умения самостоятельно работать и интеллекта в целом. Данные технологии просто необходимы при подготовке как к ЕГЭ, так и к ГИА.
Желание построить учебный процесс таким образом, чтобы ученик стал "автором" своих знаний, а учитель - соавтором, побудило меня к изучению современных педагогических технологий и использование их в преподавании истории.
В современной методологии существует несколько известных технологий в преподавании истории и обществознания, способствующих повышению качества знаний обучающихся.
Формирование современных социокультурных компетенций у обучающихся на уроках
истории и обществознания
Модульная технология и ее применение на уроках истории
Модульная технология - одна из эффективных технологий, способствующих решению задач, поставленных перед учителем - учить и развивать.
Модуль (учебный раздел) состоящий из блоков (уроков), перед которыми стоит определенная задача, цель .
Модульная организация подачи материала выглядит следующим образом:
1 блок - уроки изучения нового материала - лекции; на данном этапе дается учащимся определенная сумма знаний по данному разделу; 2 блок - уроки совершенствования ЗУН - семинары, исследования, лабораторные работы. Эти уроки направлены на углубление знаний учащихся через практическую деятельность. Именно на уроках этого блока происходит развитие способностей учащихся. 3 блок - контроль и учет знаний и умений - коллоквиумы, зачеты.
"Педагогическая мастерская" - путь к творчеству
Мастерская - педагогическая технология XXI века,
Творческая мастерская - это такая форма обучения детей, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.
Принципы построения педагогической мастерской:
работа мастерской основывается на духовной деятельности человека и прежде всего на слове;
равенство всех, включая мастера;
не насильственное привлечение к процессу деятельности;
отсутствие оценки, соревнования, соперничества;
чередование индивидуальной и коллективной работы создают атмосферу сотрудничества и взаимопонимания;
важен не только и не столько сам результат, сколько сам процесс.
Проектная технология
Проектная технология - является исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества.
Используя данную технологию в преподавании истории, ставится цель побудить учащихся к проявлению интеллектуальных способностей, нравственных и коммуникативных качеств, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, способность к самообразованию и самоорганизации. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности.
Технология "мозгового штурма"
Развитие творческого стиля мышления - вот основа его цели. Данная технология используется мной так как:
это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;
учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;
участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремиться к развитию предложений своих товарищей;
наработанные решения, часто дают новые подходы к изучению темы;
учебный мозговой штурм вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру;
дает основание учащимся верить в свои силы и значимость в достижении цели.
Мониторинг
Проводимый мониторинг среди учеников показывает эффективность использования современных педагогических технологий: модульной технологии, технологии "педагогических мастерских", проектной технологии, технологии "мозгового штурма" на уроках истории. Данные технологии способствует повышению уровня мотивации, интереса к изучаемому предмету, качеству знаний.
Так как научить чему-либо без желания обучаемого нельзя, то, прежде всего, стремясь заинтересовать ученика, современные педагогические технологии, были использованы для насыщения учебного процесса нетрадиционными формами уроков.
Изучая уровень мотивации на уроках истории и обществознания, особое внимание уделяю классам компенсирующего обучения, в которых данный показатель низкий. В этих классах я провела анализ успеваемости учащихся на уроке истории, чтобы определить наличие или отсутствие динамики в развитии мотивации. Результатом моего анализа стала информация о том, что на общем фоне, эти классы уступают уровню мотивации учащихся других классов (особенно возникают проблемы по использованию технологии проектной деятельности, т.к. требуется самостоятельная работа учащихся), но тем не менее, внутри классов происходит мотивационный рост.
Данные технологии в результате их апробирования показали степень высокой эффективности в решении задачи - овладение учащимися ЗУН. Результаты свидетельствуют, что учащиеся владеют общеучебными и предметными интеллектуальными умениями на уровне оперативного осознанного их применения и самоконтроля результатов.
Данные технологии основаны на паритетных отношениях между учителем и учащимися, на организации самостоятельной познавательной деятельности школьников. Происходит развитие и личностных качеств школьника - становление его "Я".
Заключение
В XXI веке возрастает важность культурного самоопределения каждого человека, толерантного отношения к иным, зачастую чуждым нам, менталитетам, что станет возможным, когда человек научится смотреть на мир с позиции, выходящей за пределы своего мировосприятия, заполненного предрассудками и стереотипами. И именно современный учитель истории, в первую очередь, помогает своим ученикам раздвинуть границы привычного им монокультурного мира.
Список литературы:
1. Молокова, А. В. Оценка эффективности информатизации образовательного процесса в старшей. М., 2006. — 80 с.
2. http://www/nios.ru3. http:// www.1september.ru4. http:// www.metodiki.ru