Дополнительная образовательная программа кружка «Умелец» на 2016-2017 учебный год


58623206477000
СОГЛАСОВАНО
на заседании методического совета педагогов ДО КОУВО «Аннинская специальная общеобразовательная школа» Протокол №___ от «__» _______2016 г. ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета КОУВО «Аннинская специальная общеобразовательная школа» Протокол №__ от «__» ________2016 г. УТВЕРЖДАЮ Директор КОУВО «Аннинская специальная общеобразовательная школа»
_________О.Г.Пархоменко
Приказ №__
от «__» _________2016 г.
Дополнительная образовательная программа
кружка «Умелец»
на 2016-2017 учебный год
Направленность: научно-техническая деятельность.
Возраст: 11-14 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Программа разработана
старшим педагогом
дополнительного образования
Коротковой Н.В. в 2016 году
п.г.т. Анна
Пояснительная записка.
Воспитание активных, всесторонне развитых строителей общества — сложный, многогранный процесс.
Неотъемлемыми составными частями этого процесса является эстетическое и трудовое воспитание подрастающего поколения.
Решение проблемы трудового обучения и воспитания неразрывно связано с проблемой свободного времени. Задача дополнительного образования - проявлять больше заботы об организации свободного времени детей и подростков, вовлекать учащуюся молодежь в занятие спортом, туризмом, художественным и техническим творчеством. В связи с этим открыто сеть кружков, в том числе кружок «Умелец».
Актуальность.
Работа кружка «Умелец» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, самостоятельности,
эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в создании реализовывать желание что-то сделать своими руками.
Резьба по дереву, деревянная мозаика способствуют гармоническому развитию подростков, воспитанию у них трудолюбия, коллективизма, высоких нравственных качеств. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству. Взяв в руку резец, сделав первые узоры, ученик испытывает радостное изумление, обнаруживая, что он может создать вещи, казавшиеся ранее не рукотворными. Подросток становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.
Работая, в данном кружке у воспитанников формируется эстетический вкус, получает технические знания, развивает трудовые умения и навыки.
В процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам, преподаваемым в школе. Занимаясь художественной обработкой дерева, дети учатся затачивать инструмент, приобретают умение покрывать деревянные изделия различными имитирующими составами, лаками.
Большой эффект в духовном развитии школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании дает знакомство с декоративно-прикладным искусством народных мастеров.
Народное декоративно-прикладное искусство помогает зрителям взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, понять красоту окружающего мира. Изделия народных мастеров отличаются глубоким чувством материала, органическим единством утилитарности вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами.
Целью обучения по курсу «Умелец» является формирование и закрепление знаний, первоначальных умений и навыков, полученных на уроках технологии, а также обеспечение развития творческой личности подростка, создание условий для самоопределения, средствами декоративно-прикладного искусства.
Обучение предполагает решение следующих задач:
- расширять и углублять знания по истории и роли народного творчества;
- по программе кружковой деятельности способствовать развитию творческой активности учащихся;
- привитие интереса к искусству, раскрыть его роль в жизни общества;
- воспитание художественного вкуса и трудолюбия, умение ценить и беречь прекрасное, умение наблюдать и видеть главное;
- совершенствование навыков и умений по изготовлению художественных изделий;
- активизировать познавательные интересы, поисковую активность.
Занятия кружка проводится с целью нравственно-эстетического и трудового воспитания учащихся, здесь изучаются отдельные приемы обработки материалов, доступные школьникам без специальной подготовки.
В кружке занимаются подростки 6-9классов. В объединении они изучают правила и законы построения рисунка. Готовят основы под декоративные покрытия резьбой или деревянной мозаикой.
Сообщение теоритических сведений осуществляется в процессе объяснения нового материала и в порядке инструктирования учащихся при выполнения практических работ На всё это отводится не более 15% учебного времени по каждой теме.
Продолжительность одного занятия 2 часа. Перерывы «скользящие», поскольку ребята трудятся увлеченно, с огоньком и интересом. Периодичность: по 2 часа 2раза в неделю (148часов в год).
Продолжительность учебного года составляет 37 недель.
Первое занятие в кружке общее. Рисунки подготавливает преподаватель, используя репродукции декоративных изделий, публикуемые в журналах, книгах. Их увеличиваем по клеткам или эпидиаскоп. С переведенного рисунка делается необходимое количество раздаточных карточек - заданий (через копирку). Учитывается, что на задание общего характера, выполняемые учащимися по одному и тому же образцу, у каждого из них потребуется разное время (разные способности, уровень подготовки).
Задача кружка - приучать кружковцев к самостоятельности.
Программа работы кружка рассчитана на подростковый возраст, учтены интересы школьников в выборе сюжетов в той или иной степени, чтобы не нарушить последовательности и систематичности обучения. В программе после ряда учебных занятий предусмотрено время на творческую композицию, в процессе работы над которой учащиеся имеют возможность проявить свои индивидуальные склонности.
В поисках сюжетов для творческих декоративных работ проводятся с воспитанниками выходы в лес, парк для ознакомления с материалом, для зарисовок. Наброски и зарисовки детей на природе станут основой для будущих композиций.
Одна из особенностей занятий в кружке состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное время. Чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе над той или иной вещью, подвожу итоги за каждый день, отмечаю результативность и значимость труда. Это является стимулом для.их дальнейшей плодотворной работы. При этом ученики, участвуя в обсуждении, приучаются к самоконтролю.
Занятия в кружке носят в основном практический характер. Приемы работы с древесиной ученик осваивает при выполнении каждого из заданий, то есть обучение идет в процессе творчества. Постепенно знания и навыки придут, но непосредственность, индивидуальность произведений будет сохраняться.
На занятиях в кружке серьезное внимание отводится вопросам техники безопасности, охраны и гигиены труда учащихся, противопожарным мероприятиям.
В конце учебного года подводится итог деятельности кружковцев -выставка творческих работ.
Формы деятельности и аттестации
Основной формой обучения является учебное занятие, состоящее из теории и практики. Однако, формы проведения учебных занятий дополнительного образования разные: беседа, игра, экскурсия, коллективное творческое дело, выставки.
Используются следующие формы аттестации: опросы, зачетная работа (самостоятельная работа по изготовлению изделия), выставки.
Основная форма обучения
Индивидуальная, групповая.
Каждое занятие строится на принципах здоровьесберегающего подхода.
Условия реализации программы
Данная программа разработана исходя из интересов самих обучающихся с учётом возможностей учебной мастерской школы
Воспитанники должны знать:
- принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
- основные понятия графики, графического изображения (чертеж, эскиз, технический рисунок);
- ручной столярный инструмент;
- свойства древесины;
- способы отделки древесины;
- основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
- разновидность резьбы и их особенности;
- деревянную мозаику как способ декорирования изделия;
- способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, приспособлениями;
- правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Воспитанники должны уметь:
- рационально организовывать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;
- уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
- определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
- производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
- применять ручной столярный инструмент по назначению, выполнять простейшие столярные операции;
- производить отделку изделий с учётом дизайна;
- самостоятельно разрабатывать композиции для резьбы, выполнять геометрическую резьбу и мозаику по дереву;
- бережно обращаться с инструментами и приспособлениями;
- экономно расходовать материалы и электроэнергию.
Прогнозируемый результат
К концу учебного года учащиеся должны обладать основными приёмами обработки древесины, основными навыками работы с природным материалом, иметь достаточный уровень теоритической и практической подготовки, научиться безопасно пользоваться режущим инструментом, соблюдать правила безопасности при работе, самостоятельно разрабатывать эскизы оформления изделий ,уметь экономно и бережно относиться к материалам и инструментам, уметь пользоваться источником информации, обладать готовностью к общению с другими учащимися, готовность к сотрудничеству.
1-ый год обучения
Тематический план
п/п Тема занятий Кол-во часов
1. Вводное занятие. 2
2. Экскурсия в местный краеведческий музей. 4
3. Рабочее место резчика по дереву и его оборудование. 6
4. Материаловедение. 8
5. Геометрическая (трехгранно-выемчатая) резьба. Азбука геометрических элементов. 52
6. Узор геометрического характера из изученных элементов (работа по образцам). 32
7. Выполнение простого строганого предмета с резной заставкой. 18
8. Деревянная мозаика. Вводное занятие. 2
9. Несложная композиция из простейших вставок. 14
10. Отчет деятельности кружковцев за год. 2
11. Подготовка и оформление отчетной выставки декоративно -прикладного искусства. 4
Итого: 144
Тематический план
№п/п Тема занятий Количество часов
теория практика всего
1 Вводное занятие 1 1 2
2-3 Экскурсия в местный музей 4 4
Рабочее место резчика по дереву и его оборудование.6 ч 4 Инструменты для резьбы подереву. Измерительные инструменты. 1 1 2
5 Изготовление ножа-косяка. 2 2
6 Подготовка инструментов для резьбы по дереву 2 2
Материаловедение.8ч 7 Древесина-природный конструкционный материал. Строение древесины.. Разрезы ствола. 1 1 2
8 Породы древесины, применяемые при изготовлении художественных изделий. 1 1 2
9 Физико-механические свойства древесины. 1 1 2
10 Пороки древесин 1 1 2
Геометрическая (трёхгранно-выемчатая) резьба. Азбука геометрических элементов. 52ч 11 Декоративные особенности геометрической резьбы. Примеры из истории народного искусства России. 1 1 2
12-13 Основной элемент трехгранно-выемчатой резьбы- «треугольник». Подготовка основы. 1 3 4
14 Освоение приемов по выполнению одиночного элемента «сколышки». 2 2
15-16 Узор «цепочка». 1 3 4
17-18 Узор «Витейка» 1 3 4
19-20 Узор «Змейка» 1 3 4
21-22 Узор «Ромбы» 1 3 4
23-24 Узор «Соты» 1 3 4
25-26 Узор «Звёздочка» 1 3 4
27-28 Узор «Розетка 1 3 4
29-30 Узор «Сияние» 1 3 4
31-34 «Сияние» заключённое в форму квадрата, прямоугольник, ромба, круга. 1 7 8
35-36 Практическое выполнение узора трехгранно-выемчатой резьбы по выбору воспитанников. 4 4
Узор геометрического характера из изученных элементов (работа по образцам). 32ч 37-38 Технологические операции по изготовлению деревянной основы под резьбу (разметка ,пиление, строгание, сверление) 4 4
39-41 Исполнение декоративных резных пластин с несложной композицией. Общие основы художественного конструирования. 2 4 6
42 Обработка поверхностностей деталей ручными инструментами. Приспособления для ручной обработки деталей 2 2
43 Подготовка древесных заготовок под отделку (порозаполнение, снятие ворса, заделка дефектов и т.д.) 2 2
44 Выбор или самостоятельная разработка резной заставки 2 2
45-51 Перевод рисунка на основу. Выполнение резных заставок. П.Т.Б.
14 14
52 . Перевод рисунка на основу. Выполнение резных заставок. П.Т.Б. 1 1 2
Выполнение простого строганного предмета с
резной заставкой . 18ч. 18
53-54 Создание проекта. 1 3 4
55 Разработка резной заставки. 2 2
56-58 Изготовление столярным способом основы предмета согласно проекта. 6 6
59-60 Перевод рисунка на основу изделия. Выполнение резьбы. 4 4
61 Отделка изделия. 2 2
Деревянная мозаика 2ч 62 Вводное занятие 1 1 2
Несложная композиция из простейших вставок.14ч 63 Основы материаловедения для художественных работ по дереву. 1 1 2
64 Декорирование художественных изделий мозаикой из веточек различных пород древесины. 1 1 2
65 Инструменты, приспособления для выполнения работ. 2 2
66 Основы композиции. Специфика работы над рисунком. 1 1 2
67-68 Перевод рисунка на основу. Техника выполнения мозаики из веточек различных пород древесины. 4 4
69 Отделка изделия. 2 2
70 Отчёт деятельности кружковцев за год. 2 2
71-72 Подготовка и оформление отчётной выставки декоративно-прикладного искусства. 4 4
итого 25 119 144
1-ый год обучения
Содержание.
Вводное занятие
Экскурсия в местный краеведческий музей. Знакомство с профессией «резчик по дереву».
Рабочее место резчика по дереву и его оборудование
Инструменты для резьбы по дереву. Измерительные инструменты.
Подготовка инструментов для резьбы по дереву. Техника безопасности при работе.
Материаловедение
Основные сведения о древесине и ее свойствах. Практическая работа «Определение пород древесины».
Пороки древесины. Их влияние на качество работы резчика по дереву.
Геометрическая (трехгранно-выемчатая) резьба.
Азбука геометрических элементов.
Декоративные особенности геометрической резьбы. Примеры из истории народного искусства (прялки, валики Архангельской, Вологодской и других областей России).
Основной элемент трехгранно-выемчатой резьбы - треугольник. Подготовка основы.
Примеры из истории народного искусства (изделия кавказских мастеров).
Практическая работа. Разметка. Освоение приемов по выполнению одиночного элемента «сколышки».
Примеры из истории народного искусства (геометрическая резьба народов средней Азии).
Практическая работа. Разметка одиночного узора - треугольник. Освоение по выполнению резьбы.
Работы прибалтийских умельцев.
Узор - цепочка. Разметка. Освоение приемов по выполнению данного узора.
Ромбы. Разметка. Освоение приемов по выполнению данного узора.
Витейка. Разметка. Освоение приемов по выполнению данного узора.
Змейка. Розетка. Разметка. Освоение приемов по выполнению
данного узора.
Соты. Разметка. Освоение приемов по выполнению данного узора.
Звездочка. Разметка. Освоение приемов по выполнению данного узора.
Розетка, полученная из двух звездочек. Практическое выполнение узора трехгранно-выемчатой резьбы
Сияние - один из красивых узоров трехгранно-выемчатой резьбы. Сияние, заключенное в форму квадрата, прямоугольника, ромба, круга.
Узор геометрического характера из изученных элементов (работа по образцам).
Практические работы.
Технологические операции по изготовлению деревянной основы
Под резьбу (раскрой, пиление, строгание). Использование образцов декоративной резной пластины с несложной композицией по работе с воспитанниками.
Выполнение простого строганого предмета с резной заставкой.
Учет функционального назначения бытового предмета и его связь с резным декором.
Практическая работа. Создание проекта. Разработка резной заставки. Изготовление столярным способом основы предмета согласно проекту. Перевод рисунка на изделие. Выполнение резьбы. Отделка изделия.Деревянная мозаика. Вводное занятие.
Вводное занятие.
Деревянная мозаика как вид декоративно-прикладного искусства. Знакомство с материалом. Организация рабочего места.Несложная композиция из простейших вставок.
Текстура основных пород. Макроскопическое строение древесины. Декоративные свойства шпона. Условия хранения. Рабочие приемы нарезки веточек. Специфика работы над рисунком. Учет текстуры в мозаичном наборе. Приемы работы ножом-резцом. Последовательность выполнения работы.
Подготовка рисунка композиции из простейших вставок. Приемы нарезки веточек, шпона. Техника безопасности.
Перевод рисунка на основу. Выполнение техники мозаики (практическая работа). Техника безопасности.Отчет деятельности кружковцев за год.
Подведение итогов деятельности кружка за год. Рекомендации кружковцам на летние каникулы. Перспективы занятий кружка в будущем году.
Подготовка и оформление отчетной выставки декоративно - прикладного искусства.
Посещение выставки декоративно-прикладного творчества
Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы. 1-ый год обучения.
№ Формы, Дидактич. и Подведение
п/п Тема занятий приемы, технич. итогов
методы оснащение
1. Вводное занятие. Беседа. Наглядные Задачи на
пособия. след.год
Творческие работы детей. 2. Экскурсия в лекция Наглядная беседа
местный агитация краеведческий музей. 3. Рабочее место Объяснение. Столярный Анализ
резчика по дереву и Практические верстак. сделанной
его оборудование. приемы. Инструкция работы.
резчика. 4. Материаловедение. Объяснительно- Инструмент Коллективное
иллюстративный резчика, распознание
метод. плакаты, древесных
стенды. пород по
Инструкция образцам
по технике безопасности . Образцы пород. 5. Геометрическая Объяснительно- Инструмент Самоконтроль
(трехгранно- иллюстративный резчика. . Выявление
выемчатая) резьба. метод. Образцы типичных
Азбука Практическое работ. ошибок.
геометрических применение. Древесные Анализ
элементов. заготовки. лучших работ
кружковцев
6. Узор Объяснительно- Инструмент Самоконтроль
геометрического иллюстративный резчика. Индивидуаль
характера из метод. Образцы ная работа
изученных Тренировочный работ. воспитаннико
элементов (работа метод. Древесные в по образцам
по образцам). заготовки. 7. Выполнение Беседа, лекция. Рабочее Анализ
простого строганого Объяснительно- место лучших работ
предмета с резной иллюстративный резчика. кружковцев.
заставкой. метод. Инструменты 8. Деревянная мозаика. Беседа, лекция. Образцы Беседа.
Вводное занятие. Объяснительно- работ. Коллективное
иллюстративный Инструменты обсуждение
метод. созданного
проекта.
Практическая
работа
воспитанника.
9. Несложная Объяснительно- Образцы Индивиду аль
композиция из иллюстративный работ. ная работа
простейших вставок. метод. Инструменты руководителя
Тренировочный кружка с
метод. учащимся
10. Отчет деятельности Коллективное Наглядные Анализ работ.
кружковцев за год. обсуждение пособия воспитанников. творческие Игра. работы кружковцев за год. Подготовка и Беседа. Работы Выявление
11. оформление кружковцев. типичных
отчетной выставки Столярный ошибок при
декоративно - верстак, резьбе по
прикладного инструменты дереву.
искусства. резчика Анализ
лучших
работ.
2-ой год обучения
Учебно-тематический план
п/п Тема занятий Кол-во часов
1. Вводное занятие. Знакомство с программой. 2
2. Композиция из растительных элементов ( или анималистического
характера) -сочетание контурной и геометрической резьбы на темном или светлом фоне.
40
3. Творческая работа воспитанников кружка. Отделка художественного изделия прорезной и геометрической резьбой, выжиганием Практическая работа. 54
4. Деревянная мозаика. Вводное занятие. Несложная композиция из простейших вставок. 20
9. Иллюстрирование сказок, анималистические изображения (творческие
работы детей). Отчет деятельности кружковцев за год. 28
Итого: 144
Учебно-тематический план
№ п/п Тема занятий Количество часов
теория практика всего
1. Вводное занятие. Знакомство с программой. 1 1 2
Композиция из растительных элементов ( или анималистического
характера) - сочетание контурной и геометрической резьбы на темном или светлом фоне. 40ч. 2-5 Создание несложных композиций узоров геометрической резьбы на бумаге 4 4 8
6 Технологические операции по изготовлению деревянной основы под резьбу (разметка ,пиление, строгание, сверление) 1 1 2
7-8 Обработка поверхностностей деталей ручными инструментами. Приспособления для ручной обработки деталей. 1 3 4
9 Подготовка древесных заготовок под отделку (порозаполнение, снятие ворса, заделка дефектов и т.д.). Тонирование. 1 1 2
10 . Перевод рисунка на основу. Выполнение резных заставок. П.Т.Б. 2 2
11-12 Учёт функционального назначения бытового предмета и его связь с резным декором.
Создание проекта. 1 3 4
13 Изготовление столярным способом основы предмета согласно проекта. 2 2
14-20 Изготовление изделия с резной заставкой. П.Т.Б. 14 14
21 Отделка изделия. 0,5 1,5 2
Творческая работа воспитанников кружка. Отделка художественного изделия прорезной и геометрической резьбой, выжиганием. Практическая работа. 54ч. 22-24
Учёт функционального назначения бытового предмета и его связь с резным декором.
Выжигание-один из видов художественного оформления готовых изделий. Приёмы выжигания. П.Т.Б. 2 4 6
25-27
Технология декорирования художественных изделий выжиганием.
Основные приёмы выжигания. 2
4
6
28-29 Создание проекта.
Подготовка основы. 1 3 4
30-
32 Рисунок для выжигания.
Выжигание орнаментальных композиций. П.Т.Б. 1
5 6
33-36 Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. 8 8
37-38 Выпиливание лобзиком как разновидность художественного оформления изделия. Приёмы выпиливания (внутренний контур). П.Т.Б. 1 3 4
39 Работа над конструкцией изделия. Перевод его на основу. 1 1 2
40-43 Изготовление изделия выпиливанием.
Выполнение прорезной резьбы. П.Т.Б. 8 8
44-48 Изготовление изделия с резной заставкой. П.Т.Б. 10 10
Деревянная мозаика. Вводное занятие. Несложная композиция из простейших вставок. 20ч. 49-50 Деревянная мозаика. Работа по образцам.24 1 3 4
51-53 Увеличение (уменьшение) рисунка. 1 5 6
54 Перевод рисунка на основу. Приемы нарезки. 2 2
55-58 Техника мозаики из веточек, кусочков шпона, щепы. Практическая работа. 8 8
Иллюстрирование сказок, анималистические изображения (творческие работы детей). 28ч. 59-60 Выбор сюжетов.
Особенности рисунка иллюстрации к сказкам в зависимости от материала, техники исполнения.
Приемы нарезки. П.Т.Б. 1 3 4
61 Перевод рисунка на основу. Приемы нарезки. П.Т.Б. 2 2
62-72 Приемы исполнения мозаики. Практическая работа. П.Т.Б. Отчет деятельности кружковцев за год. 22 22
20,5
123,5 144
2-ой год обучения.
Содержание.
Вводное занятие. Знакомство с программой.
Композиция из растительных элементов (или анималистического характера) - сочетание контурной и геометрической резьбы на темном или светлом фоне.
Примеры из истории народного искусства (пряничные доски Кировской, Московской областей). Особенности декоративной трактовки образа. Создание несложных композиций узоров геометрической резьбы на бумаге и перевод созданных рисунков на изделия из дерева. Создание декоративных пластин. Практическая работа по выполнению резьбы по дереву. Отделка изделия. Виды и классификация клеев для древесины их свойства.
Трехгранно-выемчатая резьба на произвольную тему (творческая работа воспитанников кружка).
Воспитанники по своему выбору делают самостоятельную работу.Деревянная мозаика.
Работа по образцам. Увеличение (уменьшение) рисунка. Перевод рисунка на основу Приемы нарезки. Техника мозаики из веточек, кусочков шпона, щепы.Иллюстрирование сказок, анималистические изображения.
Выбор сюжетов. Особенности рисунка иллюстрации к сказкам в зависимости от материала, техники исполнения. Приемы нарезки. Перевод рисунка на основу. Приемы нарезки. Приемы исполнения мозаики. Практическая работа. Заключительное занятие. Подведение итогов деятельности кружка за год. Рекомендации по работе в летние месяцы. Задачи кружка в будущем году.Подготовка и оформление отчетной выставки декоративно - прикладного творчества.
Отбор изделий на выставку. Оформление выставки. Посещение кружковцами выставки.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
2-ой год обучения.
Формы, Дидактич. и Подведение
№ п/п Тема занятий
приемы, технич. итогов
методы оснащение
1. Вводное занятие. Беседа. Наглядные Задачи на
Знакомство с пособия. следующий год
программой. Творческие работы детей. Композиция из Беседа. Наглядные Самоконтроль.
растительных Объяснительно- пособия. Индивидуальная
элементов (или иллюстративный Иллюстрации работа
ашгмалистического метод. работ воспитанников
характера) Тренировочный народных по образцам
сочетание метод. мастеров. контурной и Практические Образцы геометрической приемы. работ, резьбы на темном чертежные или светлом фоне. инструменты, бумага. 3. Творческая работа Репродуктивный Инструменты Анализ
воспитанников метод. столяра. сделанной
кружка. Заготовки работы.
Практическая древесины. Коллективное
работа. обсуждение
созданного
проекта.
4. Деревянная Объяснительно- Образцы Беседа.
мозаика. Работа по иллюстративный работ. Коллективное
образцам. метод. Столярный обсуждение
Тренировочный инструмент. созданного
метод. проекта.
Практическая
работа
воспитанника.
5. Иллюстрирование Игра. Беседа столярный Индивидуальная
сказок, Объяснительно- работа
анималистические иллюстративный воспитанников.
изображения метод. Коллективное
(творческие обсуждение
работы детей). ■ ■
6565265-384175006. Заключительное Тест Образцы Анализ работ
занятие. лучших работ. Древесные заготовки, столярный верстак, инструмент резчика 7. Подготовка и Беседа. Работы Выявление
оформление кружковцев. типичных
отчетной выставки Столярный ошибок при
декоративно - верстак, резьбе по
прикладного инструменты дереву. Анализ
искусства. резчика лучших работ.
Посещение выставки декоративно прикладного творчества. Список литературы.
1. Абросимова А. А., Каплан Н. И., Митлянская Т. Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978.
2. Абросимова А. А., Каплан Н. И., Митлянская Т. Б. Художественная резьба подереву. - М.: Высшая школа, 1998.
3. Афанасьев А. Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.
4. Афанасьев А. Ф. Домовая резьба ( альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2001.
5. Боровков Е. Е., Легорнев С. Ф., Черепашенцев Б. А. Технологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1992.
6. Бородулин В. А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
7. Буриков В. Г., Власов В. Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1993.
8. Деменьтьев С. В. Резьба по дереву. - М.: Издательский дом МСП, 2000.
9. Козловский А. Л. Клеи и склеивание. - М.: Знание, 1976.
10. Крейдлин Л. Н. Столярные работы. - М.: Высшая школа, 1986.
11. Паламошнов Ю. М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995.
12. Рихвк Э. В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.
13. Работа с деревом. /Сост. Белов Н. В./. - Минск.: Современная литература, 1999.
14. Работа по дереву. /Сост. Рыженко Н. В., Яценко В. А./. - М.: АСТВ Гамма - СА, 1998.
15. Резьба по дереву. /Сост. Мольнар А. А./.- М.: Спектр сезам - маркетинг, 1997.
16. Сафроненко В. М. Чарующая красота древесины (советы домашнему умельцу), - Минск.: Полымя, 2000.
17. Семенцов А. Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 1998.
18. Семенцов А. Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск.: Современное слово, 2000.
19. Семенцов А. Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 2003.
Календарно-тематический план
№п/п Наименование раздела, темы Количество часов Предлагаемые сроки (неделя месяца) Фактическая дата
1 Вводное занятие 2 2 неделя сентября 10.09.13
2 Экскурсия в местный музей 2 2 неделя сентября 12.09.13
Рабочее место резчика по дереву и его оборудование.6 ч 3 Инструменты для резьбы по дереву. Измерительные инструменты. 2 3 неделя сентября 17.09.13
4 Изготовление ножа-косяка. 2 3 неделя сентября 19.09.13
5 Подготовка инструментов для резьбы по дереву 2 4 неделя сентября 24.09.13
Материаловедение.8ч 6 Древесина-природный конструкционный материал. Строение древесины.. Разрезы ствола. 2 4 неделя сентября 26.09.13
7 Породы древесины, применяемые при изготовлении художественных изделий. 2 1 неделя октября 01.10.13
8 Физико-механические свойства древесины. 2 1 неделя октября 03.10.13
9 Пороки древесин 2 2 неделя октября 08.10.13
Геометрическая (трёхгранно-выемчатая) резьба. Азбука геометрических элементов. 52ч 10 Декоративные особенности геометрической резьбы. Примеры из истории народного искусства России. 2 2 неделя октября 10.10.13
11-12 Основной элемент трехгранно-выемчатой резьбы- «треугольник». Подготовка основы. 4 3 неделя октября 15.10.13
17.10.13
13 Освоение приемов по выполнению одиночного элемента «сколышки». 2 4 неделя октября 22.10.13
14-15 Узор «цепочка». 4 4-5 недели октября 24.10.13
29.10.13
16-17
18-19 Узор «Витейка». Выполнение декоративных резных пластин. 4 5 неделя октября; 1- 2 неделя ноября 31.10.13
05.11.13
07.11.13
12.11.13
20-21 Узор «Змейка» 4 2- 3 недели ноября 14.11.13
19.11.13
22-23 Узор «Ромбы» 4 3-4 недели ноября 21.11.13
26.11.13
24-25 Узор «Соты» 4 4 неделя ноября; 1неделя декабря 28.11.13
03.12.13
26-27 Узор «Звёздочка» 4 1-2недели декабря 05.12.13
10.12.13
28-29 Узор «Розетка 4 2-3 недели декабря 12.12.13
17.12.13
30-31 Узор «Сияние» 4 3-4 недели декабря 19.12.13
24.12.13
32-36 «Сияние» заключённое в форму квадрата, прямоугольник, ромба, круга. 10 4 неделя декабря
3-4 недели января 26.12.13
31.12.13
14.01.14
16.01.14
21.01.14
37-38 Практическое выполнение узора трехгранно-выемчатой резьбы по выбору воспитанников. 4 4-5 недели января 23.01.14
28.01.14
Узор геометрического характера из изученных элементов (работа по образцам). 32ч 39-40 Технологические операции по изготовлению деревянной основы под резьбу (разметка ,пиление, строгание, сверление) 4 5 неделя января; 1неделя февраля 30.01.14
04.02.14
41-43 Исполнение декоративных резных пластин с несложной композицией. Общие основы художественного конструирования. 6 1-2недели февраля 06.02.14
11.02.14
13.02.14
44 Обработка поверхностностей деталей ручными инструментами. Приспособления для ручной обработки деталей. 2 3неделя февраля
18.02.14
45 Подготовка древесных заготовок под отделку (порозаполнение, снятие ворса, заделка дефектов и т.д.) 2 3неделя февраля
20.02.14
46 Выбор или самостоятельная разработка резной заставки 2 4неделя февраля
25.02.14
47-52 . Перевод рисунка на основу. Выполнение резных заставок. П.Т.Б.
12 4 неделя февраля
1-2-3 недели марта 27.02.14
04.03.14
06.03.14
11.03.14
13.03.14
18.03.14
Выполнение простого строганного предмета с резной заставкой.18ч 53 Учёт функционального назначения бытового предмета и его связь с резным декором. 2 3 неделя марта 20.03.14
54-55 Создание проекта. 4 4 неделя марта 25.03.14
27.03.14
56-57 Разработка резной заставки. 4 1 неделя апреля. 01.04.14
03.04.13
58-60 Изготовление столярным способом основы предмета согласно проекта. 6 2-3 недели апреля 08.04.14
10.04.14
15.04.14
61-62 Перевод рисунка на основу изделия. Выполнение резьбы. 4 3-4 недели апреля 17.04.14
22.04.14
63 Отделка изделия. 2 4 неделя апреля 24.04.14
Деревянная мозаика 2ч 64 Вводное занятие 2 5 неделя апреля 29.04.14
Несложная композиция из простейших вставок.14ч 65 Основы материаловедения для художественных работ по дереву. 2 2 неделя мая 06.05..14
66 Декорирование художественных изделий мозаикой из веточек различных пород древесины. 2 2 неделя мая 08.05.14
67 Инструменты, приспособления для выполнения работ. 2 3 неделя мая 13.05.14
68 Основы композиции. Специфика работы над рисунком. 2 3 неделя мая 15.05.14
69-70
Перевод рисунка на основу. Техника выполнения мозаики из веточек различных пород древесины.
Отделка изделия 4
4 неделя мая 20.05.14
22.05.14
71-72 Подготовка и оформление отчётной выставки декоративно-прикладного искусства. 4 5 неделя мая 27.05.14
29.05.13
итого 144 2-ой год обучения.
Содержание.
Вводное занятие. Знакомство с программой.
Композиция из растительных элементов (или анималистического характера) - сочетание контурной и геометрической резьбы на темном или светлом фоне.
Примеры из истории народного искусства (пряничные доски Кировской, Московской областей). Особенности декоративной трактовки образа. Создание несложных композиций узоров геометрической резьбы на бумаге и перевод созданных рисунков на изделия из дерева. Создание декоративных пластин. Практическая работа по выполнению резьбы по дереву. Отделка изделия. Виды и классификация клеев для древесины их свойства.
Трехгранно-выемчатая резьба на произвольную тему (творческая работа воспитанников кружка).
Воспитанники по своему выбору делают самостоятельную работу.Деревянная мозаика.
Работа по образцам. Увеличение (уменьшение) рисунка. Перевод рисунка на основу Приемы нарезки. Техника мозаики из веточек, кусочков шпона, щепы.Иллюстрирование сказок, анималистические изображения.
Выбор сюжетов. Особенности рисунка иллюстрации к сказкам в зависимости от материала, техники исполнения. Приемы нарезки. Перевод рисунка на основу. Приемы нарезки. Приемы исполнения мозаики. Практическая работа. Заключительное занятие. Подведение итогов деятельности кружка за год. Рекомендации по работе в летние месяцы. Задачи кружка в будущем году.Подготовка и оформление отчетной выставки декоративно —прикладного творчества.
Отбор изделий на выставку. Оформление выставки. Посещение кружковцами выставки.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
2-ой год обучения.
Формы, Дидактич. и Подведение
№ п/п Тема занятий
приемы, технич. итогов
методы оснащение
1. Вводное занятие. Беседа. Наглядные Задачи на
Знакомство с пособия. следующий год
программой. Творческие работы детей. Композиция из Беседа. Наглядные Самоконтроль.
растительных Объяснительно- пособия. Индивидуальная
элементов (или иллюстративный Иллюстрации работа
ашгмалистического метод. работ воспитанников
характера) Тренировочный народных по образцам
сочетание метод. мастеров. контурной и Практические Образцы геометрической приемы. работ, резьбы на темном чертежные или светлом фоне. инструменты, бумага. 3. Творческая работа Репродуктивный Инструменты Анализ
воспитанников метод. столяра. сделанной
кружка. Заготовки работы.
Практическая древесины. Коллективное
работа. обсуждение
созданного
проекта.
4. Деревянная Объяснительно- Образцы Беседа.
мозаика. Работа по иллюстративный работ. Коллективное
образцам. метод. Столярный обсуждение
Тренировочный инструмент. созданного
метод. проекта.
Практическая
работа
воспитанника.
5. Иллюстрирование Игра. Беседа столярный Индивидуальная
сказок, Объяснительно- работа
анималистические иллюстративный воспитанников.
изображения метод. Коллективное
(творческие обсуждение
работы детей). ■ ■
6565265-384175006. Заключительное Тест Образцы Анализ работ
занятие. лучших работ. Древесные заготовки, столярный верстак, инструмент резчика 7. Подготовка и Беседа. Работы Выявление
оформление кружковцев. типичных
отчетной выставки Столярный ошибок при
декоративно - верстак, резьбе по
прикладного инструменты дереву. Анализ
искусства. резчика лучших работ.
Посещение выставки декоративно прикладного творчества. Список литературы.
1. Абросимова А. А., Каплан Н. И., Митлянская Т. Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978.
2. Абросимова А. А., Каплан Н. И., Митлянская Т. Б. Художественная резьба подереву. - М.: Высшая школа, 1998.
3. Афанасьев А. Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.
4. Афанасьев А. Ф. Домовая резьба ( альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2001.
5. Боровков Е. Е., Легорнев С. Ф., Черепашенцев Б. А. Технологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1992.
6. Бородулин В. А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
7. Буриков В. Г., Власов В. Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1993.
8. Деменьтьев С. В. Резьба по дереву. - М.: Издательский дом МСП, 2000.
9. Козловский А. Л. Клеи и склеивание. - М.: Знание, 1976.
10. Крейдлин Л. Н. Столярные работы. - М.: Высшая школа, 1986.
11. Паламошнов Ю. М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995.
12. Рихвк Э. В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.
13. Работа с деревом. /Сост. Белов Н. В./. - Минск.: Современная литература, 1999.
14. Работа по дереву. /Сост. Рыженко Н. В., Яценко В. А./. - М.: АСТВ Гамма - СА, 1998.
15. Резьба по дереву. /Сост. Мольнар А. А./.- М.: Спектр сезам - маркетинг, 1997.
16. Сафроненко В. М. Чарующая красота древесины (советы домашнему умельцу), - Минск.: Полымя, 2000.
17. Семенцов А. Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 1998.
18. Семенцов А. Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск.: Современное слово, 2000.
19. Семенцов А. Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 2003.
Календарно-тематическое планирование. 1-й гд обучения
№ п/п Тема занятий Количество часов Предлагаемые сроки (неделя месяца) Фактическая дата
1. Вводное занятие. Знакомство с программой. 2 1 неделя сентября Композиция из растительных элементов ( или анималистического
характера) -сочетание контурной и геометрической резьбы на темном или светлом фоне. 40ч. 2-5 Создание несложных композиций узоров геометрической резьбы на бумаге 8 1-3 недели сентября 6 Технологические операции по изготовлению деревянной основы под резьбу (разметка ,пиление, строгание, сверление) 2 3 неделя сентября 7-8 Обработка поверхностностей деталей ручными инструментами. Приспособления для ручной обработки деталей. 4 4 неделя сентября 9 Подготовка древесных заготовок под отделку (порозаполнение, снятие ворса, заделка дефектов и т.д.). Тонирование. 2 5 неделя сентября 10 . Перевод рисунка на основу. Выполнение резных заставок. П.Т.Б. 2 1 неделя октября 11-12 Учёт функционального назначения бытового предмета и его связь с резным декором.
Создание проекта. 4 2 неделя октября 13 Изготовление столярным способом основы предмета согласно проекта. 2 2 неделя октября 14-20 Изготовление изделия с резной заставкой. П.Т.Б. 14 3-5 недели октября, 2-3 недели ноября 21 Отделка изделия. 2 3 неделя ноября Творческая работа воспитанников кружка. Отделка художественного изделия прорезной и геометрической резьбой, выжиганием. Практическая работа. 54ч. 22-24
Учёт функционального назначения бытового предмета и его связь с резным декором.
Выжигание-один из видов художественного оформления готовых изделий. Приёмы выжигания. П.Т.Б. 6 4-5 недели ноября 25-27
Технология декорирования художественных изделий выжиганием.
Основные приёмы выжигания. 6
5 неделя ноября,
1 неделя декабря.
28-29 Создание проекта.
Подготовка основы. 4 2 неделя декабря 30-
32 Рисунок для выжигание.
Выжигание орнаментальных композиций. П.Т.Б. 6 2-4 недели декабря 33-36 Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. 8 4-5 недели декабря,
3 неделя января 37-38 Выпиливание лобзиком как разновидность художественного оформления изделия. Приёмы выпиливания (внутренний контур). П.Т.Б. 4 4 неделя января 39 Работа над конструкцией изделия. Перевод его на основу. 2 5 неделя января 40-43 Изготовление изделия выпиливанием.
Выполнение прорезной резьбы. П.Т.Б. 8 5 неделя января
2-3 недели февраля 44-48 Изготовление изделия с резной заставкой. П.Т.Б. 10 3-5 недели февраля Деревянная мозаика. Вводное занятие. Несложная композиция из простейших вставок. 20ч. 49-50 Деревянная мозаика. Работа по образцам.24 4 2 неделя марта 51-53 Увеличение (уменьшение) рисунка. 6 3-4 недели марта 54 Перевод рисунка на основу. Приемы нарезки. 2 4 неделя марта 55-58 Техника мозаики из веточек, кусочков шпона, щепы. Практическая работа. 8 5-6 недели марта, 1 неделя апреля Иллюстрирование сказок, анималистические изображения (творческие работы детей). 28ч. 59-60 Выбор сюжетов.
Особенности рисунка иллюстрации к сказкам в зависимости от материала, техники исполнения.
Приемы нарезки. П.Т.Б. 4 2 неделя апреля 61 Перевод рисунка на основу. Приемы нарезки. П.Т.Б. 2 3 неделя апреля 62-72 Приемы исполнения мозаики. Практическая работа. П.Т.Б. Отчет деятельности кружковцев за год. 22 3-5 недели апреля, 2-4 недели мая Календарно-тематическое планирование. 2-ой год обучения.
№ п/п Тема занятий Количество часов Предлагаемые сроки (неделя месяца) Фактическая дата
1. Вводное занятие. Знакомство с программой. 2 1 неделя сентября Композиция из растительных элементов ( или анималистического
характера) -сочетание контурной и геометрической резьбы на темном или светлом фоне. 40ч. 2-5 Создание несложных композиций узоров геометрической резьбы на бумаге 8 1-3 недели сентября 6 Технологические операции по изготовлению деревянной основы под резьбу (разметка ,пиление, строгание, сверление) 2 3 неделя сентября 7-8 Обработка поверхностностей деталей ручными инструментами. Приспособления для ручной обработки деталей. 4 4 неделя сентября 9 Подготовка древесных заготовок под отделку (порозаполнение, снятие ворса, заделка дефектов и т.д.). Тонирование. 2 5 неделя сентября 10 . Перевод рисунка на основу. Выполнение резных заставок. П.Т.Б. 2 1 неделя октября 11-12 Учёт функционального назначения бытового предмета и его связь с резным декором.
Создание проекта. 4 2 неделя октября 13 Изготовление столярным способом основы предмета согласно проекта. 2 2 неделя октября 14-20 Изготовление изделия с резной заставкой. П.Т.Б. 14 3-5 недели октября, 2-3 недели ноября 21 Отделка изделия. 2 3 неделя ноября Творческая работа воспитанников кружка. Отделка художественного изделия прорезной и геометрической резьбой, выжиганием. Практическая работа. 54ч. 22-24
Учёт функционального назначения бытового предмета и его связь с резным декором.
Выжигание-один из видов художественного оформления готовых изделий. Приёмы выжигания. П.Т.Б. 6 4-5 недели ноября 25-27
Технология декорирования художественных изделий выжиганием.
Основные приёмы выжигания. 6
5 неделя ноября,
1 неделя декабря.
28-29 Создание проекта.
Подготовка основы. 4 2 неделя декабря 30-
32 Рисунок для выжигание.
Выжигание орнаментальных композиций. П.Т.Б. 6 2-4 недели декабря 33-36 Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. 8 4-5 недели декабря,
3 неделя января 37-38 Выпиливание лобзиком как разновидность художественного оформления изделия. Приёмы выпиливания (внутренний контур). П.Т.Б. 4 4 неделя января 39 Работа над конструкцией изделия. Перевод его на основу. 2 5 неделя января 40-43 Изготовление изделия выпиливанием.
Выполнение прорезной резьбы. П.Т.Б. 8 5 неделя января
2-3 недели февраля 44-48 Изготовление изделия с резной заставкой. П.Т.Б. 10 3-5 недели февраля Деревянная мозаика. Вводное занятие. Несложная композиция из простейших вставок. 20ч. 49-50 Деревянная мозаика. Работа по образцам.24 4 2 неделя марта 51-53 Увеличение (уменьшение) рисунка. 6 3-4 недели марта 54 Перевод рисунка на основу. Приемы нарезки. 2 4 неделя марта 55-58 Техника мозаики из веточек, кусочков шпона, щепы. Практическая работа. 8 5-6 недели марта, 1 неделя апреля Иллюстрирование сказок, анималистические изображения (творческие работы детей). 28ч. 59-60 Выбор сюжетов.
Особенности рисунка иллюстрации к сказкам в зависимости от материала, техники исполнения.
Приемы нарезки. П.Т.Б. 4 2 неделя апреля 61 Перевод рисунка на основу. Приемы нарезки. П.Т.Б. 2 3 неделя апреля 62-72 Приемы исполнения мозаики. Практическая работа. П.Т.Б.
Отчет деятельности кружковцев за год. 22 3-5 недели апреля, 2-4 недели мая