Статья Взаимосвязь традиционных и инновационных форм работы с одаренными учащимися


И.М.КАЧАНОВСКАЯ
ГУО «Средняя школа № 9 г. Пинска» (г. Пинск, Брестская область)
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИННОВАЦИОННЫХ И ТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ
Одной из особенностей работы учителя является работа с большим количеством учащихся, совершенно разных по возможностям и способностям. И каждый из них индивидуален. Когда учитель приходит в новый класс, интеллектуально развитые дети со своеобразным мышлением, заинтересованностью к предмету, стремлением к знаниям выделяются сразу. Таких детей мы называем талантливыми или одаренными.
Организация работы с одаренными учащимися вопрос актуальный и ему уделяется много внимания как на школьном, так и на городском уровне. В нашем городе вот уже второй год работает ресурсный центр по подготовке учащихся к олимпиадам. Разумеется, занимаются в нем самые способные учащиеся города. Это достаточно немаленькая группа учащихся, более тридцати человек в каждой параллели. Поэтому говорить в данной ситуации об индивидуальном подходе достаточно проблематично – дети из разных школ, их много, а занятия проводятся один раз в неделю. А ведь еще хочется дать как можно больше практического и теоретического материала, так как программа работы ресурсного центра намного шире школьной.
У меня, как и у каждого педагога, работающего с одаренными детьми, возникает множество проблем. Это и нехватка (или отсутствие) хороших практических методических пособий, и ориентация рабочего школьного урока на «среднего» учащегося, и проблемы, возникающие с родителями таких детей.
При подготовке и проведении занятий, я много внимания обращаю не только на теорию, но больше на практическое содержание, то есть на задачи, решаемые нестандартными приемами, или имеющие несколько способов решений. Такие задачи развивают умение рассуждать, учат выявлять проблему, анализировать и оценивать различные варианты решения, обобщать. Развитие умения подходить к решению задач в нестандартных ситуациях, ознакомление с некоторыми приемами их решения, изучение методов решения, которые широко используются в олимпиадных задачах, рассмотрение решения авторских задач – важная составляющая работы педагога ресурсного центра.
Следует отметить, что работа ресурсного центра должна являться одной из составляющих в системе работы с одаренными учащимися. К сожалению, очень часто учитель, который непосредственно преподает математику в школе, «забывает» о талантливом ребенке, считая, что работы ресурсного центра достаточно. Учить и развивать одаренных детей только вне урока неправильно. Всегда можно и необходимо найти место на уроке, чтобы вместе с образовательными задачами решать и задачу развития такого учащегося. Я считаю, что процесс развития проходит эффективнее, когда учитель опирается на субъективный опыт учащегося, учит его находить пути решения различных ситуаций через постановку проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Учитель должен учить различным подходам к неожиданным по формулировке задачам, применять эвристические методы. В качестве задач для работы с наиболее сильными учащимися не надо предлагать как слишком простых, так и слишком сложных задач. Они не оказывают существенного влияния на интеллектуальное развитие учащихся. Большое внимание на уроке надо обращать на развитие отдельных качеств мышления, приемов умственной деятельности, особенно решению задач на систематизацию и анализ. Также следует выделить развитие умений объяснять свои решения последовательно и непротиворечиво, рассуждать при решении задач, выполнять несложные исследования.
Работа в школе со способными учащимися должна осуществляется не только на уроке или факультативном занятии, сюда нужно включить и продуманные домашние здания. В классе, где есть талантливые дети, следует обращать отдельно на это внимание. Работа с сильными учащимися по математике – работа очень трудная и «штучная», поэтому нельзя обойтись и без индивидуальной работы как на уроке, так и вне урока. Для улучшения качества знаний можно использовать индивидуально-дифференцированные задания, задания в тестовой форме и т.п. Нужно вовлечь таких детей во внеклассную работу, к участию в различных конкурсах и олимпиадах, учить проводить исследования.
Но все-таки самая важная проблема, стоящая перед педагогам, это как правильно и эффективно организовать свою работу, как найти возможность уделять внимание талантливому ребенку постоянно. Таким образом, несмотря на достигнутые успехи в теории и практике работы с одаренными детьми, существуют нерешенные вопросы, связанные с обучением таких детей в средней школе. Проблема выявления возможных путей совершенствования работы, направленной на развитие одаренных детей, до настоящего времени является актуальной.
ЛИТЕРАТУРА
Запрудский Н.И. Современные школьные технологии: Пособие для учителей, - 3-е изд./ Н.И. Запрудский. – Мн., 2006. – 288 с. – (Мастерская учителя)
Запрудский Н.И. Современные школьные технологии - 2:/ Н.И. Запрудский. – Мн., 2010. – 256 с. – (Мастерская учителя)Селевко Г.К. Альтернативные школьные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005.- 224 с.- (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)