Доклад:«Меры, направленные на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры, творческого развития и воспитания в условиях детского дома»

«Меры, направленные на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры, творческого развития и воспитания в условиях детского дома»

 Ключевыми принципами «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» является создание условий для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребёнка, его качественного образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.
Задачами реализации данной стратегии в области развития дополнительного образования являются:
- обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности;  - формирование системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение;
- развитие инфраструктуры творческого развития и воспитания детей.

В Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимость разработки и внедрения различных форм работы с такими детьми, позволит преодолеть их социальную исключительность и будет способствовать реабилитации и полноценной интеграции в общество.
Очевидно, что современное общее образование, сосредоточенное, большей частью, на достижение предметных образовательных результатов, оказывается не вполне готовым к эффективному личностному развитию, воспитанию и социализации обучающихся.
В свою очередь, соответствующими педагогическими ресурсами и опытом успешного решения подобных образовательных задач обладает система дополнительного образования.
Специфика дополнительного образования состоит в том, что для него творческая деятельность ребенка первична. На первом плане стоит развитие личности в творчестве, а обучение поддерживает развитие, тогда как в стандартизированном общем образовании обучение является ведущим. Дополнительное образование способствует накоплению ребенком опыта индивидуальной и коллективной творческой деятельности и позволяет использовать своё свободное время с максимальной пользой.
В условиях образовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором дети могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.
Другая важная особенность дополнительного образования детей – его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет во многом успешность развития дополнительного образования детей в целом и тем более в условиях образовательного учреждения.
Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:
Создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени ее освоения, педагога.
Многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка.
Личностно - деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению.
Личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого.
Создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности.
Признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно активно участвует в построении личностно-ориентированного процесса воспитания, когда целью является достижение не внешних результатов, а внутренних изменений, которые в итоге происходят в ребёнке, в его сознании, в самооценке, в ценностных ориентирах, в его отношениях со сверстниками и взрослыми. Таким образом, продуманная, творческая, системная работа по реализации программ дополнительного образования в детском доме способствует успешной социализации ребёнка.
Сложившаяся система дополнительного образования в нашем детском доме отвечает интересам и запросам любого воспитанника. Каждый ребенок может найти применение своей фантазии, творчеству, выбрать свой путь развития. Творческие программы педагогов дополнительного образования нацелены не только на развитие творческих способностей воспитанников, но и на внутренние изменения в их сознании и самооценки. Применение разных форм по данным программам позволило объединить в сотворчество детей с разными индивидуальными возможностями, в том числе детей, склонных к асоциальным формам поведения, что помогает в осуществлении комплексного подхода в профилактике правонарушений среди воспитанников.

Цель системы дополнительного образования в нашем детском доме: создание условий для развития творческой индивидуальности воспитанников на основе их интересов, потребностей и потенциальных возможностей, условий для самореализации и самоактуализации.

Задачи:
Выявление интересов, способностей, склонностей, возможностей воспитанников к различным видам деятельности.
Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности.
Развитие творческих способностей.
Создание необходимых условий для реализации приобретенных знаний, умений, навыков (участие в выставках, конкурсах, фестивалях и т. д.).
Выявление и развитие одарённых детей.
Развитие созидательной активности детей.
Интеграция детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

В нашем детском доме дополнительное образование осуществляется в следующих направлениях:
- театральная деятельность;
Деятельность театральной студии определяется необходимостью успешной социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современном обществе, их жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне, направлена на развитие коммуникативных навыков, способствует удовлетворению потребности ребёнка в самовыражении, позволяет реализовать накопленный физический и эмоциональный потенциал.
- музыкально-эстетическая деятельность;
Музыка способствует развитию эмоциональных и интеллектуальных сторон личности, развитию ее творческих способностей, фантазии, воображения, ориентирует ценностные идеалы, поведение человека, тем самым специфически воспитывает его.
Цель работы по данному направлению разностороннее развитие личности ребенка средствами музыкального искусства, формирование личности ребенка через приобщение к мировой и народной культуре, музыкальному и песенному творчеству, воспитание художественного вкуса и творческого воображения, развитие музыкально-творческих способностей воспитанников.
- прикладное искусство;
Приобщение детей к декоративно - прикладному искусству, включение их в активную творческую деятельность помогает становлению процесса социальной адаптации. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей-сирот: развивается эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность.
- физическое развитие;
Целью физического воспитания является содействие всестороннему развитию личности. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания в области физической культуры, мотивы и умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
- хореография;
Целью является развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений, разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Движение в ритме танца и темпе заданной музыки способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что ведёт к общему оздоровлению организма.
- изобразительное искусство;
Главной целью предмета «Изобразительное искусство» является развитие у детей эстетического отношения к окружающему миру.
Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать и способствует становлению гармонически развитой личности.
-информатика;
Целью изучения является развитие логического мышления, умение использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни. Предмет способствует развитию интеллектуальных способностей, познавательных интересов, формированию современного научного мировоззрения.
Немного о работе с одарёнными детьми. Одаренность – это миссия на земле. Задача педагога – открыть дар, развить способности.
Известный специалист в области детской одарённости Н.С.Лейтес выделил следующие категории детей, которых принято обычно называть одаренными:
-дети с высоким показателем :
-дети с высоким уровнем творческих способностей;
-дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (музыка, математика, изо и т. д.),их чаще всего называют талантливыми;
-дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одарённость).
Некоторые исследователи одаренности считают, что ее ростки присутствуют потенциально в каждом человеке. Поэтому главной педагогической задачей является раскрытие творческого потенциала.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.  Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Важную роль играет создание ситуации успеха, как мощного двигателя развития творчески одаренных детей.
Создание ситуации успеха зависит:
- от создания творческой атмосферы;
-чёткой организации последовательности художественных операций;
-самостоятельного поиска решения поставленной задачи;
-достижения цели на каждом занятии;
-коллективного обсуждения темы, хода творческого процесса;
- смены характера деятельности учащихся,
- индивидуального темпа по усвоению материала, средств и методов.
Совокупность условий обеспечивает личностное саморазвивающее начало, позволяет выстроить ребёнку собственную образовательную траекторию. 

Дополнительное образование детей, по сути, является практико-ориентированным. Необходимо понять, что оно в значительной мере осуществляется специалистами, профессионалами, «мастерами своего дела», что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счёте - результативность»
Современный педагог дополнительного образования должен быть, прежде всего, направленным на детей, обладать коммуникативными качествами, стремиться к партнерским отношениям со своими воспитанниками, владеть знаниями, достаточными для разработки авторской образовательной программы, умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приемы, инновационные технологии. Успех может базироваться только на профессионализме, поэтому с воспитанниками должны работать одаренные, талантливые педагоги.
Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.



15