Конспект занятия по туризму Экстремальные способности


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества г. Холмска
муниципального образования «Холмский городской округ»
Сахалинской области
Конспект
занятия туристско-краеведческой направленности
«Экстремальные способности и экстремальная подготовленность человека »

Педагог дополнительного образования
Зорина Юлия Егоровна
г. Холмск
2014 г.
Тема занятия: Экстремальные способности и экстремальная подготовленность человека.
Цели занятия:
Обучающие:
Способствовать формированию представлений о понятиях «Экстремальные способности», «Экстремальная подготовленность человека»;
Развивающие:
Способствовать развитию познавательного интереса;
Обеспечивать условия для формирования навыков безопасного поведения в экстремальной ситуации в туристском походе;
Способствовать развитию навыков последовательного правильного принятия решения в сложившихся экстремальных ситуациях;
Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности:
развивать внимание, мышление, умение работать с раздаточным материалом: сравнивать и обобщать получаемые знания.
Воспитательные:
Способствовать формированию социально-значимых качеств: самостоятельность, ответственность, склонность к сотрудничеству, эмоциональная устойчивость.
Способствовать формированию граждански – значимых благонравие и духовность, толерантность и этики в процессе коллективного обсуждения вопросов изучаемой темы.
Методическое оснащение занятия:
Материально-техническая база:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экран
Коврики туристские
Искусственный костер
Презентация с тестами
Гитара
Дидактическое обеспечение:
реп шнуры;
мед аптечка; лангеты;
носилки (разобранные);
материал для сооружения обуви;
материал для выкладывания сигнала бедствия;
материал для изготовления компаса;
карточка для написания последовательности действий-2шт;
.
Ход урока:
слайд 1 (тема)
Организационный момент
Педагог: Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Тема сегодняшнего занятия:
«Экстремальные способности и экстремальная подготовленность человека».
слайд 2 (цель)
Цель занятия: Познакомиться с понятиями «Экстремальные способности», «Экстремальная подготовленность человека»;
Способствовать развитию навыков последовательного правильного принятия решения в сложившихся экстремальных ситуациях;
Слайд 3 ( виды чрезвычайных и экстремальных ситуации)
Повторение пройденного материала.
Цель этапа:
Способствовать повторению и закреплению пройденного материала.
Способствовать привлечению обучающихся к целеполаганию занятия.
Педагог:
Ребята давайте вспомним, что такое экстремальные ситуации и какие они бывают?
Ответы детей:
Экстремальные ситуации - Экстремальная ситуация
1) кризисная обстановка, наносящая вред жизни, имуществу и природной среде в результате поражающих воздействий, возникающих вследствие природных, техногенных, социальных катастроф или в вооруженной борьбе; это явления, события в виду случайной ситуации.
природная стихия; встреча с животными; потеря снаряжения или продуктов; травма;
Педагог: Дайте определение чрезвычайной ситуации и какие виды ЧС бывают?
Ответы детей: Чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
К чрезвычайным ситуациям социального характера относятся:
войны;
локальные и региональные конфликты (межнациональные, межконфессиональные и др.)
голод;
крупные забастовки;
массовые беспорядки, погромы, поджоги и др.
Педагог: Скажите в чем разница между ЧС и экстремальной ситуацией?
Слайд 3 (экстремальные виды в походе)
Педагог: С какими экстремальными ситуациями мы можем столкнуться в походе?
Да в походе могут произойти самые непредвиденные ситуации и чтобы справиться с ними необходимо обладать экстремальными способностями.
Слайд 4 ( экстремальные способности - определение)
экстремальные способности – способности человека к экстремальной деятельности, действиям, поведению в экстремальных ситуациях
Слайд 5
2 . Объяснение нового материала.
Цель этапа:
Способствовать формированию и усвоению представлений о понятиях «Экстремальные способности», «Экстремальная подготовленность человека»;
 Экстремальные способности – способности человека к экстремальной деятельности, действиям, поведению в экстремальных ситуациях. Совокупность качеств человека, отвечающая требованиям определенной деятельности и способствующая успешному овладению ею, осуществлению и совершенствованию.
Особые качества человека, значимые как экстремальные способности :
особые умственные качества (смелость мысли, мужество ума, разумность, самокритичность, прогностичность, взвешенность оценок, способность к поведению и мышлению – пониманию ситуаций),
волевые качества (развитость волевой мотивации - «я должен», целеустремленности, смелости, мужества, стойкости, упорства, настойчивости, стойкости к неудачам) морально-психологическая устойчивость в условиях экстремальности, психологическая устойчивость, психофизиологическая устойчивость, самообладание, умение управлять собой.
Физические качества – быстрота и двигательные скоростные способности, сила, ловкость, выносливость, терпимость к трудностям.
Нравственные качества – чувство ответственности за себя, товарища, окружающий мир, взаимопомощь, бережное отношение к природе, забота о ближнем.
Способность к принятию правильного решения.
Хорошо, что за рёвом не слышалось звука, Что с позором своим был один на один:Я замешкался возле открытого люка –И забыл пристегнуть карабин.Мне инструктор помог – и коленом пинок –Перейти этой слабости грань:За обычное наше «Смелее, сынок!»Принял я его сонную брань.Затяжной прыжокВ.С. Высоцкий
Попытаемся выделить их хотя бы несколько:
реализация себя в трудовой деятельности или серьёзная подготовка к ней;
самостоятельное решение своих финансовых проблем;
соотнесение своих потребностей со своими возможностями (финансовыми, интеллектуальными и пр.), умение выделить наиболее значимые приоритеты и отказ от второстепенных;
умение выстраивать отношения среди сверстников, старших и младших;
способность к принятию решений в сложных ситуациях;
ответственность за принятое решение.Из этих качеств хочется выделить способность к принятию решений. Чтобы приобрести эту способность, необходимо периодически оказываться в условиях, когда непосредственно требуется принятие решения. Здесь речь не идёт о бытовых повседневных задачах, которые каждому надо решать изо дня в день. Я говорю именно о сложных нестандартных ситуациях, а они возникают в жизни одних людей редко, а в жизни других – часто. Преодоление этих ситуаций становиться некими узловыми точками взросления, точками в которых происходит качественное изменение отношений, взглядов, смыслов.
Давайте посмотрим насколько просто или сложно вам будет справиться с ситуациями поставленными перед вами. Сейчас на экране будут заданы вопросы с вариантами ответов ваша задача быстро принять решение поднять руку и дать полный ответ. За каждый правильный полный ответ экспертная комиссия будет
Слайд 4. (тестирование)
4. Практическая часть
Цель этапа:
Создание условий для формирования умений и навыков отбора личного и группового снаряжения для осуществления безопасного турпохода.
Слайд 8.
Педагог: Ребята сейчас каждая из ваших команд выполнит практическое задание. Вы должны из предложенного списка на столе выбрать: первая команда – личное снаряжение, втор.
Педагог: Что мы возьмем с собой в поход? Что положим в рюкзак?
У вас есть конверты с карточками (спальный мешок, коврик, посуда, средства личной гигиены, топор, карта, куртка, фонарик, палатка, консервы, аптечка, ремонтный набор и т.д.)Определите, какие вещи относятся к личному, а какие к групповому снаряжению.
Слайд 9-14 защита проектов проверка ответов.
5. Игра-закрепление «Что я возьму с собой в поход».
Цель этапа: Способствовать закреплению умения и навыка выбора нужного снаряжения для безопасного похода.
Педагог: А сейчас, ребята, я вас всех прошу подойти ко мне, встать в круг и мы с вами поиграем в игру, которая называется « Что я возьму с собой в поход?». (выполнение заданий)
Присаживайтесь по своим местам. Сейчас давайте уточним требования к одежде и обуви туриста.
Слайд 15
Педагог: Особое внимание при подготовке к походу следует уделить одежде и обуви.
- Обувь должна быть удобной, плотно сидеть на ноге, но не сжимать стопу.
- Обувь нужно ежедневно проветривать и при необходимости просушивать.
- Одежда должна быть по возможности легкой и иметь небольшой объем. Верхняя одежда должна быть влагонепроницаемой, а нижнее белье должно хорошо поглощать пот.
6. Проверка усвоенного материала с помощью викторины в игре «Крестики-нолики».
Цель этапа:
Создать условия для выявления усвоенных знаний.
Слайд 16.
Педагог: Сейчас чтобы вы закрепили пройденный материал, мы поиграем в игру, которая называется «Крестики нолики», одна команда крестики другая нолики. Я задаю вопрос и за правильный ответ соответствующий знак ставиться в указанном вами месте и так до победы. Начинают отвечать нолики. Ребята, будьте внимательны, в некоторых вопросах может быть два варианта ответа.
Слайд 17.
1. Почему у руководителя группы абсолютная власть во время похода?
Ответы учащихся: он отвечает за жизнь и здоровье участников похода, должна быть строгая дисциплина, чтобы не попасть в беду.
Слайд 18
- Почему верхняя одежда туриста должна быть по возможности яркой?
- Почему нежелательно носить белье из синтетических материалов?
- Почему разношенная обувь более удобна в походе, чем новая?
Слайд 19
В чем состоит главная задача при подготовке и проведении похода?
А. В получении новых впечатлений и сведений;
Б. В получении удовольствия;
В. В обеспечении безопасности;
Г. В образовании новых связей и знакомств.
Слайд 20
Что необходимо сделать руководителю похода после разработки маршрута?
А. Не следует что-либо предпринимать;
Б. Согласовать маршрут с органами МВД;
В. Сообщить о маршруте и сроках его прохождения в поисково-спасательную службу МЧС России
Слайд 21
В чём заключаются основные правила безопасного поведения человека на природе?
А. Особых правил не существует;
Б. Вести себя прилично;
В. На маршруте или привале нельзя уходить от группы;
Г. Быть внимательным и осторожным, и тогда медикаменты не понадобятся
Слайд 22
Какой должна быть обувь человека, совершающего туристический поход?
А. Модной;
Б. Удобной;
В. Плотно сидеть на ноге, но не слишком сжимать стопу;
Г. Дорогой и фирменной
Слайд 23
Найдите ошибку. Одежда туриста, отправляющегося в поход должна быть …
А. Супермодной и дорогой;
Б. Лёгкой, простой, удобной и иметь небольшой объём?
В. Верхняя одежда должна быть влагонепроницаемой;
Г. Нижнее бельё должно хорошо поглощать пот.
Слайд 24.
7. Подведение итогов и рефлексия занятия.
Цель этапа:
Создать условия для рефлексивной деятельности обучающихся;
Способствовать формированию умения самооценки подростками работы на занятии;
Человек, которому часто приходится находиться в чрезвычайных ситуациях, способен выработать навыки наиболее адекватных реакций, наиболее правильной мобилизации своих функций. Возможно обучение разным способам элиминации страха. Значительна и роль положительного опыта, чувство удовлетворения в связи с выполняемой задачей. Все это приводит к росту доверия к себе, что способствует лучшей адаптации к экстремальным ситуациям, которые могут возникнуть в результате ЧС.
В заключении также можно сделать вывод о том, как следует поступить, чтобы избежать подавленного состояния людей в условиях чрезвычайной ситуации.
Во-первых, надо учитывать, что человек, перенесший тяжелую психическую травму, гораздо быстрее восстанавливает душевное равновесие, если его привлечь к какой- либо физической работе и не одного, а в составе группы.
Во-вторых, чтобы ослабить негативное воздействие на человека, нужны постоянная подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях, формирование психической устойчивости, воспитание воли. Вот почему основным содержанием психологической подготовки является выработка и закрепление необходимых психологических качеств.
В-третьих, особое значение приобретает подготовка коллективов - всех тружеников предприятий, организаций и учреждений к повышению стойкости, к психологическим нагрузкам, развитии выносливости, самообладания, неуклонному стремлений к выполнению поставленных задач, развитию взаимовыручки и взаимодействия.
Надо помнить, что уровень психологической подготовки людей - один из важнейших факторов. Малейшая растерянность и проявление страха, особенно в самом начале аварии или катастрофы, в момент развития стихийного бедствия могут привести к тяжёлым, а порой и к непоправимым последствиям. В первую очередь это относится к должностным лицам, обязанным немедленно принять меры, мобилизующие коллектив, показывая при этом личную дисциплинированность и выдержку. 
Педагог: Что полезного вы узнали сегодня на занятии?
Что для вас было наиболее важным и интересным?
(Ответы обучающихся)
Занятие закончено. До свидания, ребята!