Опыт работы по теме ««ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ УРОКА В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»


МЕТОДИЧЕСКАЯ УЧЕБА ПО ТЕМЕ
«ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ УРОКА В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ» ПОДГОТОВИЛА МОТОРИНА Е.В.
Главными факторами, влияющими на развитие образования сегодня, являются поворот к личности обучаемых и процессы глобализации. Эти изменения связаны с тем, что меняются представления о сущности готовности человека к профессиональных функций и социальных ролей. Следствием этих изменений стало появление новых ФГОС, обеспечивающих условия для подготовки личности, способной к жизни в изменяющихся социально – экономических условиях. Согласно образовательным стандартам ОО информационно – образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя комплекс информационных образовательных ресурсов.
Совокупность технологических средств информационных и коммуникативных технологий, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационной образовательной среде. Учебный процесс в информационно – образовательной среде ОУ, основанной на использовании средств ИКТ, по сравнению с традиционным процессом обучения позволяет:
Увеличить возможности выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей;
Обеспечить доступ к разнообразной информации из лучших библиотек, музеев; дать возможность слушать лекции ведущих учёных и задавать им вопросы, принимать участие в работе виртуальных школ;
Повысить интерес к изучаемым предметам за счёт наглядности, занимательности, интерактивной формы представления учебного материала, усиление межпредметных связей;
Повысить мотивацию самостоятельного обучения, развития критического мышления;
Активнее использовать методы взаимообучения;
Развивать учебную инициативу, способности и интересы учащихся;
Создавать установку на непрерывное образование в течение жизни.

Полифункциональность. Среда может быть источником знаний и одновременно способствовать организации различных форм самостоятельной познавательной деятельности учащихся
Вариативность. Каждому учащемуся предоставляется возможность выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию и двигаться по ней, достигая запланированных образовательных результатов. Кроме того вариативность предполагает ещё и различный подбор фрагментов содержания в зависимости
от поставленных задач. Такой подход вызван избыточностью информационной образовательной среды.
Открытость как результат взаимодействия среды с информационным образовательным пространством. Неограниченные ресурсы позволяют организовать вариативное обучение, отвечающее субъектным позициям и запросам всех участников образовательного пространства.
Интерактивность предоставляет условия для оперативного контроля учебных достижений, доступа к разнообразным источникам учебной информации. Организации индивидуальной работы школьников, развития их познавательной самостоятельности и творчества средствами ИКТ, возможности использования новых педагогических инструментов для решения учебных задач
Целостность, т.е. внутреннее единство компонентов среды, благодаря которой обеспечивается целесообразная логика развёртывания процесса обучения: определяются планируемые образовательные результаты и связанные с ними деятельность учителя и деятельность учащихся. Целостность возникает в результате сознательных действий субъектов учебного процесса.
Визуализация – представление физического явления или процесса в форме, удобной для зрительного восприятия
Профессиональная деятельность учителя в условиях работы в современной ИОС
В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учитель должен выстраивать учебный процесс, используя все возможности ИОС, в том числе и возможности средств ИКТ, и соответственно уметь:
управлять учебным процессом;
создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;
индивидуально и коллективно создавать и редактировать интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы со статистическими и динамическими графическими и текстовыми объектами;
визуализировать исторические данные;
Работать с геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и местности;
Размещать, систематизировать и хранить (накапливать материалы учебного процесса;
Проводить мониторинг и фиксировать ход учебного процесса и результаты освоения основной образовательной программы общего образования;
Использовать различные формы и виды контроля знаний, умений и навыков, осуществлять адаптивную(дифференцируемую) подготовку к государственной итоговой аттестации;
Осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное использование данных, формируемых в ходе учебного процесса для решения задач управления образовательной деятельности.
Бесспорно, что учебный процесс в новых условиях, а именно в информационной образовательной среде, разительно отличается то прежнего. Сравнительно недавно учебный процесс в школе планировался учителем в соответствии с содержанием программы, возрастом и уровнем подготовки учащихся. Безусловно, это важные компоненты планирования процесса обучения. Но всё же активная роль в обучении принадлежала учителю, как объект на который необходимо воздействовать, чтобы достичь запланированных результатов. Доминировали методы, связанные с передачей знаний и формированием умений по их применению в стандартных привычных ситуациях. Ученик был получателем готовой информации, которая при усвоении становилась знанием. Одинаковые учебники для учащихся всего класса предоставляли ограниченные возможности углубленного изучения интересующих тем.
Построение учебного процесса в ИОС кардинально меняет роли и характер современного взаимодействия его участников. Иными становятся и роли участников образовательного процесса. Первоначально школьники погружаются в деятельность, где они выступают в роли её активного субъекта, а педагог – в роли организатора коммуникации. одним из важнейших условий, которые моделирует учитель, является создание для учащихся затруднений в осуществляемой деятельности.
В ходе проектирования учебного процесса в современной ИОС следует помнить, что он должен отвечать важным дидактическим принципам, содержание которых оптимизировано с позиций деятельностного подхода. Дидактические принципы построения урока в ИОС является важным инструментом анализа планируемых образовательных результатов. В настоящее время конкретизировано и представлено на инструментальном уровне содержания принципов научности, визуализации, системности, активности, кооперации, принципа сознательности и нндивидуализации.
Рассмотрим подробнее содержание каждого из них.

Принцип научности является одним из основных дидактических принципов. В современном представлении он определяется как отбор содержания учебного материала, так и способы его усвоения, адекватные научному знанию.
Принцип визуализации указывает на необходимость создания у школьников чувственного представления об изучаемом объекте в современной его трактовке, выдвигает требование предъявлять модель изучаемого объекта или процесса в форме, позволяющей наиболее четко раскрыть существенные связи и отношения объекта.
Принцип системности. Он включает в себя идеи общенаучного метода системности, логику системного раскрытия объектов и явлений изучаемой действительности.
Принцип активности призван указывать критерии выбора наиболее рациональных видов деятельности учащихся. Таким критерием является адекватность содержания действий ученика усваиваемой информации, причём активность выступает как требование воспроизведения школьниками не только предметных, но и собственных учебных действий, в ходе которых и происходит освоение предметных умений.
Принцип индивидуального подхода в современном понимании базируется на идеях личностного подхода к обучаемому как к субъекту деятельности.Принцип кооперации отражает совместную деятельность педагога с учащимися, когда каждый из участников выполняет определённые функции, при этом учитель прежде всего стремится создать условия для развития школьников, которые должны быть ориентированы на достижение новых образовательных результатов.
ЭТАПЫ ПРЕКТИРОВАНИЯ УРОКА В ИОС
Переход к работе в ИОС предполагает изучение и анализ педагогом возможностей, методов, форм и средств обучения, характерных для этой среды, а также видов учебной деятельности школьников, обеспечивающих получение ожидаемых результатов. Поэтому основополагающим в цепочке компонентов профессиональной деятельности педагога становится проектировочный компонент, который предполагает: анализ планируемых результатов обучения, целей и задач учебного процесса, выстраивание содержательных линий изучения предмета, разработку педагогического сценария, проектирование новых видов учебной деятельности, планирование и подбор учебных ситуаций, методов, организационных форм, разработку учебных задач, а также определение средств ИКТ для осуществления планируемой учебной деятельности. В помощь учителю была разработана Технологическая карта конструирования урока в современной ИОС, учитывающая поэтапное проектирование урока.На ваших столах представлена полная ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.
В заключение необходимо отметить, что анализ планируемых личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов следует проводить комплексно, в рамках одного либо нескольких отдельно взятых уроков с учётом степени сформированности этих результатов и преемственности с ранее достигнутми.