Рабочая программа по истории Тувы


Пояснительная записка по истории Тувы 9 класс
Программа под редакцией А.И.Достая по истории Тувы (2003 г) рассчитана на изучение истории Тувы в 9-х классах в рамках 68 часов. На сегодняшний день по базисному учебному плану на изучение истории Тувы в 9-х классах отводится 34 часа (1 час в неделю). Поэтому учителю приходится сократить вышеуказанную программу на целых 34 часа. Что касается учебника, то единственным учебником по истории Тувы у нас является учебник под редакцией М.Х. Маннай-оола и И.А.Достая. Авторы данного учебника достойны признания и уважения в том плане, что данный учебник является единственным ориентиром в преподавании истории Тувы в течение многих лет. Методические рекомендации по преподаванию истории Тувы пока не выпущены. Учителя – предметники сами составляют поурочные планы. Трудность преподавания предмета заключается также в том, что не выпускаются методически разработанных, прошедших экспертизу контрольно- измерительных материалов по оцениванию знаний учащихся. Исходя из этого, учителя при проверке знаний учащихся сами разрабатывают проверочные работы.
Изучение истории Тувы направлено на достижение следующих целей:
Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям тувинского народа
Освоение знаний о важнейших событиях, процессах региональной, отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности
Овладение общешкольными умениями работать с различными источниками исторической информации
Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными традициями
Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах, социальных норм и ценностей для жизни в обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории Тувы предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированных подходов в процессе усвоения программы. Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетание знаний и умений, видов деятельности, приобретенных в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся:
1.Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция): · рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; · характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; · на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников. 5. Анализ, объяснение: · различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); · соотносить единичные исторические факты и общие явления; · называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; · раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; · сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; · излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Формы контроля: контроль и оценка деятельности учащихся осуществляется с помощью контрольных заданий ( тесты).
Учебно- тематический план по истории Тувы
№ п/п Тема раздела Количество
часов Конт. работа
1.  Наш край в древности. Эпоха первобытнообщинного строя на территории Тувы
1 2.  Тува в период разложения первобытнообщинного строя и возникновения племенных союзов
1 3. Наш край в эпоху раннего средневековья (6-15 вв.)
4 4. Наш край в 17-первой половине 18 в.
6 2
5. Особенности развития Тувы в начале 20 в.
12 1
6 Тува в составе СССР
6 1
Итого 30 4
Календарно-тематическое планирование по Истории Тувы ( 34 ч).
№ Название
раздела Тема урока Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся Домашнее задание Кол-во часов Дата проведения
план факт
1 Вводный урок История Тувы как часть истории нашей Родины Комб-ыйЧто изучает история как наука. Три стадии иторического периода. Знать, что изучает история Тувы Прочитать введение 1 2 Наш край в древности. Эпоха первобытнообщинного строя на территории Тувы Начало заселения территории Тувы. Поздний палеолит. Неолит. Бронзовый век. Комб-ыйГеографическое месторасположение РТ; территориально-административное деление РТ; Кызыл- столица РТ. Основание и развитие Кызыла. РТ- субъект РФ.
Палеолит, неолит, бронзовый век. Знать определение понятий: федерация, республика, топонимика, государственные символы. Научатся составлять письменное и устное описание государственных символов РТ. Научатся работать по карте, с тестом учебника. Выполнение заданий по теме. §1-4, заполнение таблицы 1 3 Тува в период разложения первобытнообщинного строя и возникновения племенных союзов. Начало производства железных орудий. Хозяйство. Общественный строй. Искусство. Племена Тувы во 2в.до н.э.- 5 в.н.э. Комб-ыйАрхеологические памятники древности.»Говорящие находки»- предметы быта скифского времени. Уюкская культура Курган «Аржаан». Знать определения понятий: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, археология, исторический источник, неолитическая революция, уюкская культура, скифское время, звериный стиль, курган, кочевое скотоводство. Научатся составлять описание археологических памятников, предметов быта. §5-8
1 4 Племена Тувы во 2в.до н.э.- 5 в.н.э. Хозяйство. Общественные отношения. Комб-ыйШурмакская культура. Племена хунну, сяньби. Хозяйство местных племен. Выплавка железа. Знать этапы шурмакской культуры, изменение антропологического типа населения Тувы, распад хунну и сяньби§9-11
1 5 Наш край в эпоху раннего средневековья(6-16 вв). Тува в составе тюркского каганата(6-8 вв.). Хозяйство. Культура. Религия. Письменность. Комб-ыйХозяйство. Быт и культура. Руническая письменность древних тюрков. Камнерезное искусство. Каменные изваяния. Религия. Шаманизм. Знать значение понятий: феодализм, феодальное государство, каган, каганат. Научатся работать с текстом учебника, составить описание каменных изваяний по иллюстрации, работать со словарем. §12-19, заполнение таблицы 1 6 Тува в составе уйгурского каганата. Хозяйство, культура. Комб-ыйУйгурские городища-крепости- центры оседлости, земледелия, ремесла и торговли. Крепость «Пор-Бажын». Этнические группы: чики, азы,дубо. Родоплеменные группы уйгурскоГо происхождения: ондар-уйгур, сарыглар, байкараЗнать определение понятий: феодальное государство, каган, каганат. Научатся составить описание хозяйственной жизни на основе текста учебника, излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме §20-23, заполнить таблицу 1 7 Тува в составе государства древних кыргызовКомб-ый. Центр государства- Минусинская котловина. Основные занятия- кочевое скотоводство, земледелие. Ремесла. Письменность. Религия. Знать определение понятий: беги, тарханы, батуры, огланы, кыштымы.
Уметь составлять описание хозяйственной жизни на основе текста учебника §24-27, заполнить таблицу 1 8 Тува под игом монгольских феодалов(13-14 вв). Комб-ыйОбразование монгольского государства. Правление Чингисхана. Вторжение Джучи в Туву. Восстание туматов. Распад монгольской империи. Проникновение буддизма в Туву. Знать определение понятий: монгольское иго, поборы, повинности. Научатся применять ранее полученные знания из курса истории Отечества для характеристики личности Чингисхана. §28-29, заполнение таблицы 1 9 Наш край в 17-первой половине 18 вв. Тува в составе монгольских государств Алтын-ханов и Джунгарии
(Ойратского ханства) Комб-ыйХронологические рамки 17-18 вв. Состояние хозяйства. Общественные отношения Первые русские послы Культура и быт. Научатся применять ранее полученные знания из курса истории отечества для характеристики периода правления первых Романовых. §30-33 1 10 Захват Тувы маньчжурской (цинской) династией Китая Комб-ыйУстановление маньчжурского господства в Туве. Административно- территориальное деление. Управление. Маньчжурский богды-хан. Китайский генерал-губернатор- цзян-цзюнь. Улясутай- ставка китайского генерал-губернатора. Амбын- нойон. Ставка амбын-нойона- Самагалтай. Запоминают и усваивают хронологические рамки господства маньчжурской династии в Туве. Научатся составить схему управления; рассказывать об административно- территориальном делении в маньчжурский период. § 34-35 1 11 Общественный строй. Восстание 60-ти богатырей. Комб-ыйОбщественные отношения. Положение зависимого населения Повинности и поборы скотом, пушниной. Восстание 60-ти богатырей. Начало, ход и результат. Знать: причины и особенности восстания 60-ти богатырей. Научиться выявлять причины, основные события и результаты восстания; подготовить сообщение о формах увековечения памяти восставших аратов. §37, 41, 42 1 12 Тестирование Контр. работа 1 13 Культура и быт. Происхождение тувинцев Комб-ыйТрадиционное жилище. Предметы быта из дерева, бересты, железа, кожи, серебра. Национальная одежда тувинцев.
Народный календарь Появление ламаистских монастырей. Знать: определение понятий: культура, религия, шаманизм, буддизм, ламаизм. Научиться рассказывать о предназначении национальных предметов быта, подготовить описание внутреннего убранства юрты, способа приготовления национальных блюд. § 38,39,40 1 14 Развитие экономических связей между Тувой и Российской империей на рубеже веков. Русская колонизация. 1 Комб-ыйПекинский договор 1870г. Основные препятствия в развитии русско- тувинских экономических связей. Крупные хозяйства и предприятия купцов.
Знать: определения понятий: экономика, натуральное хозяйство, товарное хозяйство, товар. Научатся работать с дополнительной литературой по теме, источниками по истории родного села. § 43-44 1 15 Тува в период освобождения от маньчжурского гнета и установления протектората. Комб-ыйПадение цинской империи. Основные формы национально- освободительного движения. Участие тувинских аратов в освобождении монгольского города-крепости Кобдо. Установление протектората России в Тувы. Знать: основные события периода установления протектората России в Туве. Научиться работать с дополнительной литературой, источниками по истории основания и строительства г. Кызыла; дать характеристику исторических личностей. §45-46 1 16 Контрольная работа Контр. работа 1 17 Особенности развития Тувы в начале 20 в. Социально- экономическое развитие Тувы в начале 20 в. Создание Урянхайского краевого совета. Созыв Всетувинского Хурала.
Комб-ыйПричины возникновения первых советов в Туве. Созыв всетувинского хурала. Основные условия Договора о самоопределе-
нии Тувы от 16 июня 1918 г. Научиться применять раннее изученный материал по истории России – от февраля до октября 1917г; работать с текстом учебника. § 47-49 1 18 Вторжение интервентов в Туву Комб-ыйБелоцарский бой. Создание объединенного партизанского отряда в Туве.
Знать определение основных понятий. Научиться работать с дополнительной литературой. §50-51 1 19 Освобождение Тувы от интервентов Комб-ыйОттук- Дашский бой. Бой в м. Даг-Ужу. Тарлашкынский бой. Бой в районе Атамановки( Суг-Бажы) Знать: хронологические рамки основных военных событий периода военной интервенции. §52-54 1 20 Подготовка и созыв Всетувинского Хурала. Образование ТНР. Комб-ыйПодготовка и созыв Всетувинского учредительного хурала. Провозглашение независимой республики ТНР. Принятие первой Конституции Тану- Тува улус. Знать: определение основных понятий: учредительный хурал, суверенитет, конституция, самоуправляющаяся колония. Научиться работать с источником, текстом учебника. §55 1 21 Русская самоуправляющаяся трудовая колония. ТНРП и общественные организации Комб-ыйРусская самоуправляющаяся трудовая колония РСТК. Оюн Курседи и создание ТНРП. Образование и деятельность общественных организаций. Научиться понимать о роли личности в общественной жизни: изучение и описание жизни и деятельности знаменитых земляков. §56-59 1 22 Коллективизация . Зарождение рабочего класса. Комб-ыйКонфискация фе одальной собственности. Начало коллективизации аратских хозяйств. Зарождение рабочего класса ТНР.
Знать: определение понятий: собственность, конфискация, коллективизация, кооперация, национализация, налоги. §60-61 1 23 Возникновение письменности и развитие образования в ТНР. Комб-ыйСоздание тувинской письменности. Развитие народного образования в Туве. История родной школы(фонд данных о родной школе). Знать: основные предпосылки появления письменности в Туве. §62-66 1 Национальная литература и театр Комб-ыйОснователи национальной литературы и театра: С.Сарыг-оол, С. Тока, В.Кок-оол, М.Мунзук, К.МунзукЗнать о жизни и деятельности основателей литературы и театра 24 Всенародная помощь фронту Комб-ыйРеорганизация народного хозяйства на военный лад. Помощь тувинского народа Красной Армии в годы ВОВ. Научиться найти дополнительную информацию по теме. §69 1 25 Советские граждане Тувы на фронтах ВОВ Комб-ыйНачало мобилизации советских граждан Тувы. Наши земляки на фронтах ВОВ.Братья Шумовы, Кудрявцевы, Макаренко, Бухтуев, Семирацкий. Работать с дополнительной информацией о героях-земляках. Сбор материалов об увековечении памяти ветеранов войны. §67 1 26 Участие тувинских добровольцев в ВОВ. Комб-ыйОни были первыми. Добровольцы- танкисты. Х.Н.Чургу-оол- Герой Советского Союза. Проводы на фронт тувинских добровольцев- кавалеристов..Т.Б.Кечил-оол – Герой Советского Союза. Знать о подвигах тувинских добровольцев, об основных формах увековечения их памяти. Научиться работать с фондами школьного музея. §70 1 27 Культура в годы ВОВ Комб-ыйПеревод тувинской письменности от латинизированного в русский алфавит. Создание Союза писателей Тувы. Развитие основных видов тувинского профессионального искусства: театра, хореографии, оркестрового исполнительства, литературы и живописи. Научиться работать с текстом учебника и выполнять задания к прочитанному тексту; работать с разными источниками. § 68 1 28 Тестирование Контр. работа 29 Тува в составе СССР Вхождение ТНР в состав СССР. Социально- экономическое развитие 1944-1961 гг. Комб-ыйВхождение ТНР в состав РСФСР. Реорганизация органов власти. Административно- территориальное деление ТНР. Состояние народного хозяйства. Завершение коллективизации. Знать хронологию событий. Научиться работать с текстом учебника и выполнять задания к прочитанному тексту; работать с разными источниками §71-75
1 30 Развитие культуры 1944-1961 гг. Комб-ыйРазвитие образования и науки. Открытие КПУ, ИУУ, ТНИИЯЛИ, КГПИ. Введение всеобщего начального и семилетнего образования в Туве. Театр и музыка. Знать хронологию основных событий культурной жизни в изучаемый период. §76-77 1 31 Социально- экономическое развитие Тувинской АССР Комб-ыйОбразование Тувинской АССР (1961г). Новые органы власти:Верховный Совет, Президиум Верховного Совета, Совмин Тув АССР. Принятие законов о государственном устройстве, об органах государ. Власти, о гербе, флаге и столице республики.
Знать наименования государственных органов власти; хронологию основных событий хозяйственной жизни. § 79-82 1 32 Развитие культуры Тувинской АССР. Комб-ыйВнедрение всеобщего среднего образования в Туве. Создание ВИА «Аян». Наши земляки- лауреаты Государственной премии имени Репина.
Знать хронологию основных событий культурной жизни в изучаемый период. §83 1 33 Распад СССР Комб-ыйПринятие Декларации о Государственном суверенитете РТ. Утверждение государственных символов РТ. Органы государственной власти. Президент и глава Правительства РТ.
Знать хронологию основных событий политической жизни в изучаемый период. Письменное и устное описание государственных символов РФ и РТ. §82-84 1 34 Республика Тыва на современном этапе Комб-ыйРеспублика в центре Азии. Шаги к столетию: люди, события, факты. Научиться выступать с результатами своих работ по истории Тувы. Итоговая контрольная работа Контрольная работа Тува с древнейших времен до наших дней Научиться применять полученные знания в итоговом повторении тесты Материально- техническое обеспечение:
Компьютер;
Проектор;
Карты;
Учебно- методический комплект:
1.И.А.Достай. История Тувы. Учебная программа.9 класс.- Кызыл:Билиг,2003г.
2.М.М.Даваа. Программа по истории Тувы.2013-2014 учебный год.
3.М.Х.Маннай-оол, И.А.Достай. История Тувы.- Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2004г.