Подготовка к ОГЭ.Сжатое изложение.


Цель урока: подготовить учащихся 9 класса к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста.Задачи урока:Повторить приемы сжатия текста.Научить применять приемы сжатия текста на практике.Повторить особенности публицистического текста.Познакомить с текстом на литературную тему.Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности. Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.Вид урока: урок развития речи. I.Вспомним и потренируемся. Вспомним и потренируемся. Вспомним и потренируемся. II.Работа с текстом. Юрий Васильевич Бондарев - прозаик, публицист. Автор известных романов "Тишина", "Горячий снег", "Берег", "Игра". Мальчишки, едва закончив школу и достигнув совершеннолетия, становились мужчинами, защитниками, которым пришлось взвалить на свои еще не окрепшие плечи непомерный груз войны. Как правильно сжать текст? При первом прослушивании:  - внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание;- определите ТЕМУ текста (о чем текст?) КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?по началу текста;по ключевым словам;по ключевым эпизодам;по поступкам или размышлениям героев (автора);по заглавию текста. Как правильно сжать текст? При первом прослушивании: - сформулируйте ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ (чему учит текст?) КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?по настроению, которое вызывает прочтение текста;по отношению автора к событиям, героям;по наличию в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции). Как правильно сжать текст? При первом прослушивании: - определите СТИЛЬ текста, ТИП РЕЧИ (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения;- запомните последовательность событий, рассуждений;-составьте ПЛАН текста, выделяя МИКРОТЕМЫ каждой части и озаглавливая их;КАК ЭТО СДЕЛАТЬ? по выделению главной мысли в абзаце;по соотношению нескольких абзацев в соответствии с главной мыслью;по ключевым слова и ключевым предложениям абзаца. Как правильно сжать текст? При втором прослушивании: - отметьте в каждой микротеме СУЩЕСТВЕННОЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ; МИКРОТЕМА – это содержание нескольких предложений, объединенных одной мыслью. МИКРОТЕМА является частью общей темы текста и, как правило, представляет собой отдельный абзац (или несколько). КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?по содержанию (существенное раскрывает тему и идею текста, дополнительное содержит подробности, детали, описательные элементы, которые можно опустить). Определите способ сокращения текста. -от подробностей -главной мысли-однородных членов каждого абзаца -комментариев - типа речи-пояснений - логической последовательности событий - стилевых особенностей исключаем ОДИН или несколько СИНОНИМОВ в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ЁМКОСТЬЮ в данном контексте;  удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ при обобщающем слове или ряд ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части; найти единичные факты; выявить общее;объединить факты на основе общего; сформулировать оставшееся в предложения; заменить сложное предложение простым;заменить предложение или его часть указательным местоимением;объединить два или три предложения в одно;разбить сложное предложение на сокращённые простые;перевести прямую речь в косвенную. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текс. Используйте лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:лексические - повтор, однокоренные слова, синонимы;лексико-грамматические - местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы. III.Прослушайте аудиозапись текста. Определите тему текста. Определите идею текста.  Как можно озаглавить текст? Почему вы так считаете? Сколько микротем можно в нем выделить? Информация о тексте для сжатого изложения. № абзаца Микротема. 1 Ни одной формулой нельзя определить, что такое искусство. 2 Язык искусства универсален: он позволяет соприкоснуться с другими личностями, народами и цивилизациями. 3 Искусство способно запечатлеть образ эпохи и передать его потомкам. Работа над сжатием текста, предложенном обучающимся в письменном варианте . Полный текст Сжатый текст Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории Работа над сжатием текста, предложенном обучающимся в письменном варианте . Полный текст Сжатый текст Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории Ни одной формулой нельзя определить, что такое искусство. Создавая образ в искусстве, человек оставляет свой след в истории. Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое. Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое. Момент обращения человека к творчеству позволяет осмыслить ему своё место в мире, соприкоснуться с другими личностями, народами и цивилизациями. Язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое. Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.(По Ю.Бондареву) 161 слово. Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.(По Ю.Бондареву) 161 слово. Ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству как к могучей силе, способной запечатлеть образ эпохи и передать его потомкам. (71 слово) Проверка по абзацам. Учащиеся зачитывают свои варианты сжатого текста. IV.Работа с критерием ИК2. -3 балла - экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.-2 балла - экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста.-1 балл - экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста.--0 баллов - экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста. 2 группа. Незаконченное предложение:Самым интересным для меня было…., потому что ….Самым скучным для меня было…., потому что ….Теперь бы я ещё хотел узнать о …., потому что ….Я был бы рад…., потому что …. 3 группа. Позиционная дискуссия:Работа была плодотворной, потому что ….Я согласен с тем, что мы хорошо поработали, так как ….Однако мы не узнали о….Нельзя не согласиться с тем, что хотелось бы узнать о ….Несмотря на то, что мы не узнали …., работа позволила… 4 группа. Точка зрения:-Выскажите свою точку зрения относительно данного урока и своего самочувствия на нём. Поставьте точку в определённой части плоскости.1.Очень хорошо.2.Ничему не научился.3.Многому научился.4.Очень плохо. ИСТОЧНИКИ И.П.Цыбулько. ОГЭ 2017.Русскийязык. Типовые экзаменационныеварианты(12вариантов).-Национальное образование, 2016.