Конспект урока русского языка. Сжатое изложение по книге « Школа вежливости».


Урок русского языка с использованием РК с использованием ИКТ
Карабутова Ольга Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Васильевская СШ»
Белогорского района Республики Крым
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема: Сжатое изложение по книге « Школа вежливости»
Место  урока в структуре образовательного процесса – урок по учебному
             плану в 6 классе. (Учебник  под редакцией Рыбченковой Л.М.
             Русский язык. 6 класс. Авторы: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова,
О.В. Загоровская, А.Г.Нарушевич.)
Цели: 
Отрабатывать навыки написания сжатого изложения.
Содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся.
Воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с высокохудожественными текстами.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран,  разработанная презентация.
1. Организационный момент.
2. Целеполагание
Сегодня мы с вами будем работать с текстом, проанализируем его, будем учиться отрабатывать навыки написания сжатого изложения.
 
Слайд 1
 
3. Лингвистическая разминка
- Вспомним, что такое изложение? (изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора).
 
Слайд 2
 - Какое может быть изложение? (подробное – содержание передается полностью и подробно; сжатое – содержание передается сжато, кратко, обобщенно).
Слайд 3
 - Что должно быть отражено в сжатом изложении?
Слайд 4
основное содержание текста;
тема и идея высказывания, т.е. общий смысл;
главные мысли основных микротем.
 - Что особенно важно при написании сжатого изложения?
отобрать основное содержание текста;
исключить второстепенное, выделить главное;
найти факты, которые можно выразить более кратко, обобщить;
соблюдать связность текста;
заменить большие по объему предложения синонимичными. 
Первичное прослушивание текста.
Словарная работа
Вежливость - моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Вежливость - элементарное требование культуры поведения; она включает: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому» кто в этом нуждается, деликатность, такт.
Рыцарь 1)Тот, кто в средние века в Западной Европе принадлежал к военно-землевладельческому сословию.2) перен.Самоотверженный,благородный,великодушный человек.3) перен. Тот, кто безраздельно отдает себя какому-л. делу, какой-л. идее.
6. Работа с текстом. 
Беседа по вопросам.
- Какова тема текста?
 - Основная мысль?
 - Озаглавьте текст.
 -Определим количество микротем (абзацев) в тексте.
 - Выделите в каждой микротеме основные факты и действия.
7. Давайте вспомним, как можно сжать текст, какие при этом следует применять приёмы.
 
                                           8.Текст для работы.
    Говорят, что давным-давно рыцари были самыми вежливыми людьми на свете.       Они учились владеть оружием, сражались с врагами, защищали честь дам своего сердца, поклонялись им и время от времени привозили с войны сундуки, набитые шелками.
    Рыцарские доспехи сейчас нелегко раздобыть, сундуков с шелками тоже нет.
    Но разве это плохо, если юноша и в наши дни с уважением относится к женщине, знает о том, как себя вести в её обществе?
   Для этого надо лишь немного смелости. Мальчикам этой смелости часто не хватает. Просто удивительно, до чего они боятся, как бы о них не подумали, будто они ненастоящие мужчины. Им кажется, что двинуть приятеля кулаком — это и есть проявление истинно мужских черт характера.
    Вот стоит такой мальчик, устремив взор ввысь, как будто он среди бела дня ищет на небе Большую Медведицу, только бы избежать тяжкой повинности:
поздороваться с проходящей мимо знакомой его родителей.
    Бедные мальчишки! Что за наказание для вас — тихо прикрыть дверь; какое мучение — пробормотать поздравление сестре в день рождения или подойти к соседке, которая несёт тяжёлую сумку, и предложить ей свою помощь!
    Засмеют, если будешь слишком вежлив! А мальчишки боятся этого как огня!        Между тем настоящая вежливость — не парадный костюм, а повседневная одежда, которая во все дни недели и во все времена года должна быть одинаково опрятной и красивой.
                                                                          (По книге «Школа вежливости»)
 
9. Работа над 1-ой микротемой:
 
- 1-ое предложение:
    Говорят, что давным-давно рыцари были самыми вежливыми людьми ( на свете). Какая информация здесь несущественная? Можно ли ее исключить? (да. на свете.)
 - 2-ое предложение:
   Они учились владеть оружием, сражались с врагами, защищали честь дам своего сердца, поклонялись им и время от времени привозили с войны сундуки, набитые шелками.
- Можно это предложение свернуть, обобщить, исключить несущественную информацию?
(Они учились владеть оружием, сражались (с врагами), защищали честь дам (своего сердца), поклонялись им, и время от времени привозили с войны сундуки, набитые шелками).
 - 3-е и 4-ое  предложения:
 Рыцарские доспехи сейчас нелегко раздобыть, сундуков с шелками тоже нет.
Но разве это плохо, если юноша и в наши дни с уважением относится к женщине, знает о том, как себя вести в её обществе?
 Почему нельзя соединить или удалить слова из этих двух предложений?
(В них главная мысль)
10. Творческое задание
 Мы с вами сжали первые абзацы, первую микротему текста, далее вы самостоятельно поработаете  с остальным текстом, используя простые синтаксические   конструкции; слияние нескольких предложений, исключение фрагмента предложения, исключение несущественной информации.
11. Подведение итогов работы.
 - Чтение полученных текстов.
 - Какие приёмы сжатия текста вы использовали?
(использование простых синтаксических   конструкций; слияние нескольких предложений, исключение фрагмента предложения, исключение несущественной информации).