Выступление на МО на темуРазвитие коммуникативной компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья


Юн Марина Анатольевна
2. Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида №1»

Развитие коммуникативной компетентности у детей сограниченными возможностями здоровья
Дети школьного возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с взрослым, особенно если речь идет о детях с интеллектуальными нарушениями. В тоже время именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетентности является актуальной задачей воспитательно-образовательного процесса школы.
Коммуникативная компетентность - целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.
Нарушенное развитие детей с ОВЗ имеет свои закономерности, характеризующие как отставание в развитии психики, так и компенсацию нарушений. У таких детей велики потенциальные возможности формирования психики. Основная задача – выявить у ребенка сохранные функции, базируясь на которых, можно корректировать ход его психического развития.
У данной категории детей недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Дети не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими, испытывают серьезные трудности в общении, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
Коммуникативная компетентность детей с ОВЗ включает:
- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
-Развитие у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения.
-Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.
-Развитие творческих способностей и выражения в процессе коммуникативной деятельности.
-Развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности.
-Коррекция нежелательных черт характера и поведения.
Для развития коммуникативной компетентности создаю такие ситуации, в которых ученик мог бы реализовать свой коммуникативный опыт, а также использовать упражнения, которые помогают раскрыться каждому ученику независимо от его способностей.
Поэтому в работе с детьми использую основные методы развития:
1. рассматривание рисунков и фотографий;
2. свободное и тематическое рисование;
3. упражнения подражательно – исполнительского и творческого характера;
4. психогимнастика (этюды, игры, упражнения);
5. игры с правилами:
-сюжетно – ролевые игры по развитию коммуникативных навыков в
условиях влияния различной социальной среды и разнообразного круга
общения («Зазвонил телефон»);
-словесные, подвижные, музыкальные игры;
-творческие игры: игры – драматизации;
6. беседы.
Включаю в коррекционно – развивающие занятия разнообразные приемы, упражнения для совершенствования невербальных навыков общения. Дети учатся по особенностям выразительных движений и жестов, понимать определенные эмоциональные состояния окружающих, адекватно использовать невербальные способы общения для эффективного взаимодействия с людьми.
В процессе коррекционно – развивающей работы использую следующие виды упражнений:
- «Я – не Я!»;
- «Вылепить скульптуру»;
- «Наблюдатель»;
- «Неожиданный гость»;
- «Игра с облаком»;
- «Безмолвный разговор»;
- «Не озвученная беседа»;
- «Говорящие руки»;
- «В магазине зеркал».
Данные игры позволяют подойти к осмыслению самых разнообразных связей и отношений в окружающем мире. Они развивают воображение, способность действовать в различных вымышленных и реальных жизненных ситуациях.
В играх обучающиеся овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. В игре всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными, так и невербальными средствами.
Итак, центром внимания партнеров становится содержание беседы, что само по себе является положительным средством. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.
Таким образом, коммуникативная компетентность заключаются в развитии навыков и умений разностороннего общения, установления конструктивных связей и взаимоотношений с окружающими людьми. Развивая коммуникативную сферу у детей с ОВЗ, мы способствуем успешной социализации детей, развиваем навыки адекватного поведения и общения, как в семье, так и в социуме.
Список литературы:
1.Занков Л.В. Психология умственно-отсталого ребенка. М., 1939.
2.Стернина Т.З. Понимание эмоционального состояния другого человека детьми с умственной отсталостью//Дефектология, 1988, №3
3.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога//М. 1989.