ИЗОТЕРАПИЯ В КОРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА








Инновационные педагогические технологии
Выступление на педсовете













ИЗОТЕРАПИЯ В КОРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
В статье рассматриваются коррекционно-педагогические возможности изотерапии в работе с детьми с нарушением интеллекта; описываются результаты экспериментального исследования, направленного на внедрение изотерапевтических методов и средств в практику коррекционно-педагогической работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
В настоящее время постоянно растет количество детей с отклонениями и задержкой в развитии, поэтому особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных направлений оказания психологической и коррекционно-педагогической помощи.
В зарубежной и отечественной дефектологической практике все более активно используются артпедагогические технологии в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями интеллекта. Искусство не только приносит эстетическое удовлетворение, но и помогает уберечь и защитить человека от того, что мешает ему нормально развиваться. Еще философами и мыслителями прошлого отмечалось, что произведения искусства способны вселять надежду и укреплять уверенность в себе, будить творческий потенциал человека. Сегодня, по свидетельствам педагогической и психологической науки, искусство способствует развитию механизмов психологической защиты от вредных внешних влияний среды, формированию общей культуры школьников.
Что такое арт-терапия.
Термин "арттерапия" ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья. Арттерапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Первоначально арттерапия возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А.Маслоу.
Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации. По мнению Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я".
О. Е. Фомина подчеркивает, что в системе воспитательной работы наиболее эффективными оказываются технологии артпедагогики, которые несут педагогическую, здоровьесберегающую и адаптивную функции, так как связаны с раскрытием внутренних сил человека и позволяют развить в себе творческое мышление, совершенствовать внимание, память; изучить свой жизненный опыт; самовыразиться, повысить самооценку, развить навыки принятия решений; выплеснуть негативные мысли и чувства, реализовать свою способность к творчеству.
Л. И. Глазунова доказывает целостное воздействие искусства на человека. Искусство, отмечает она, позволяет воздействовать на все компоненты здоровья, вызывает в них различные реакции (как положительные, так и отрицательные) и может быть средством их регулирования. Специфика искусства выражается в познании (отражении) мира посредством создания художественных образов в чувственно-эмоциональной сфере личности, влияя на центральную нервную систему (структуры мозга), психику, соматику.
Артпедагогические технологии в современной дефектологии представлены использованием ряда арттерапевтических средств и техник с целью коррекции психофизических недостатков, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день достаточно изучены и широко применяются технологии музыкотерапии, изотерапии, драматерапии, куклотерапии, библиотерапии, имаготерапии. Так, эффективность использования артпедагогических технологий в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами, в частности, М. С. Вальдес-Одриосола, Л. Д. Лебедевой,  Е. А. Медведевой и др..
В настоящее время в практику коррекционно-педагогичекой работы с детьми с умственной отсталостью вошла изотерапия, и стала одной из наиболее распространенных технологий, как психологической коррекции, так и диагностики, которые неразрывно связны.
Рисование – это не только отражение в сознании детей окружающей их действительности, их бытия в мире, но и выражение отношения к этой действительности, ее моделирование и трансформация. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.
Изотерапия предоставляет участникам высокую степень свободы и самостоятельности. Поощряется спонтанный характер творческой деятельности. Участники определяются с замыслом, выбирают форму, материалы, цвета в соответствии с выбранной темой, сами контролируют последовательность действий. За ребенком остается право выбирать меру участия в групповой работе. Педагог на изотерапевтических занятиях – равноправный партнер каждого ребенка. Причем, чем меньше педагог вмешивается в художественную деятельность детей, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения эмпатии, взаимного доверия и принятия. Изотерапевтические техники направлены на достижение желаемых изменений в психологическом самоощущении, на эмоциональную поддержку, на выработку гуманно-ориентированных моделей поведения.
Ценность изотерапии в психокоррекционной работе


























В целом, использование различных изобразительных техник позволяет мобилизовать творческий потенциал ребенка и найти способы, которые в наибольшей степени соответствуют его эмоциональному состоянию, потребностям в самовыражении, активизировать и сделать более разносторонним эмоциональное общение ребенка, создать условия для межличностной коммуникации. Кроме того, работа с различными материалами дает выход чувствам раздражения, гнева, фрустрации.
Таким образом, изотерапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. При этом гуманистический подход не декларируется, а реально воплощается на практике.
В процессе изотерапии не рекомендуется:
 В артпедагогическом процессе неприемлемы команды, указания, требования и принуждения.
Ребенок вправе выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе.
Ребенок может отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения.
Ребенок имеет право просто наблюдать за деятельностью остальных участников или заниматься чем-либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам.
В процессе артпедагогических занятий запрещено использовать сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания.
При определении структуры экспериментальных занятий с использованием изотерапевтических методик можно выделить основные этапы:
Ориентировочный этап – исследование обстановки, изобразительных материалов.
Выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс рисования (этап настройки на изобразительную работу).
Поиск адекватных форм выражения, активное экспериментирование (этап изобразительной работы).
Обсуждение творческих работ учащихся (этап обсуждения).
Большое внимание мы уделяли подбору материалов для работы детей. Наряду с акварельными красками, карандашами, восковыми мелками, мы использовали  также уголь, краски для рисования пальцами, маркеры для создания изображений на стекле, пластические материалы различной плотности и цвета, бумагу разных форматов и оттенков, клей, скотч и др.
В процессе артпедагогических занятий с детьми с использованием изотерапии предлагается детям выполнить различного рода задания. Несмотря на их большое разнообразие, их можно объединить в пять основных типов:
Предметно-тематические задания – задания, связанные с изображением человека и окружающих его предметов («Моя семья», «Мое любимое занятие», «Я дома» и др.).
Образно-символические задания – в основе таких заданий лежит рисование нравственно-абстрактных понятий, таких как «добро», «зло», «счастье», а также изображение ребенком эмоциональных состояний и чувств, например, «радость», «страх» и др.
Упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции – это задания, основные на принципе проекции – «волшебные пятна», «рисование по точкам».
Игры-упражнения с изобразительными материалами (красками, карандашами, бумагой, мелками, пластилином и др.) – это может быть рисование пальцами, экспериментирование с цветом, пластилином, тестом (создание простейших форм, их уничтожение).
Задания, направленные на организацию совместной деятельности – это коллективное рисование, направленное на коррекцию проблем общения со сверстниками, улучшение детско-родительских отношений и т. д.
Темы, предлагаемые для рисования, могут быть, самыми разнообразными и  касаться как индивидуальных, так и обще групповых проблем. Обычно тема  рисования охватывает:
1. Собственное прошлое и настоящее ("Моя самая главная проблема в общении с детьми", "Ситуации в жизни, в которых я чувствую себя неуверенно", "Мой обычный день");
2. Будущее или абстрактные понятия ("Кем бы я хотел быть", "Три желания", "Остров счастья", "Страх");
3. Отношения в группе ("Что дала мне группа, а я ей", "Что я ожидал, что  получил от общения в группе").
В проективном рисовании используются следующие методики (классификация Кратохвила):
* Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисунки выполняются  индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема или задается, или  выбирается членами  группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 мин., затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение.
Сначала о рисунке  высказываются члены группы, а затем сам автор. Обсуждаются асхождения в интерпретации рисунка.
* Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит обсуждение процесса рисования. При этом обсуждаются не художественные достоинства созданного произведения, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу в процессе рисования.
* Совместное рисование. Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.д.). по окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.
* Дополнительное рисование. Рисунок посылается по кругу – один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д.
Существует два способа работы с готовыми рисунками:
Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и отличительного содержания.
Разбор каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о его психологическом содержании).
Проективный рисунок способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса.
При интерпретации проективного рисунка внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в различных рисунках одного ребенка специфические особенности.
Задачи и ожидаемые результаты артпедагогического процесса: развитие уверенности в себе, в своих способностях; снятие тревожности перед выполнением более сложной работы; формирование положительной установки на дальнейшую творческую деятельность; избавление от чувства обиды, гнева, страха и т. д.. Социально приемлемыми методами; развитие представлений об окружающем мире; снятие негативных чувств; развитие умений взаимодействовать друг с другом; снятие эмоциональной напряженности.
Таким образом, об артпедагогике в настоящее время можно говорить как об одной из эффективных инновационных педагогических технологий. Опыт использования артпедагогических технологий в коррекционно-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья доказывает роль артпедагогического процесса в повышении адаптационных способностей человека, показывает их большую эффективность для профилактики и коррекции негативных психоэмоциональных состояний.




























Литература
Вальдес Одриосола, М. С. Арттерапия в работе с подростками: психотерапевтические виды художественной деятельности / М. С. Вальдес Одриосола. – М. : Владос, 2010.
Глазунова, Л. И. Коррекция психоэмоционального состояния человека средствами музыки : учебно-методическое пособие / Л. И. Глазунова. – Белгород: БелГУ, 2004.
Куроленко, Е. М. Музыкальная педагогика для детей с ограниченными возможностями / Е. М. Куроленко // Педагогика. – 2004. – № 10.
Лебедева, Л. Д. Арттерапевтические занятия в начальной школе / Л. Д. Лебедева // Образование. – 2001. -№ 1.
Медведева, Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова и др. – М. Академия, 2001.
Фомина, О. Е. Формирование смысложизненных ориентаций личности учащихся в системе художественного образования : автореф. канд. пед. наук / Ольга Евгеньевна Фомина. – Смоленск : ИТЦ Смоленского государственного университета, 2009.

Изодеятельность

Умственная культура

Деятельностная культура

Духовно-нравственная культура

Познавательные процессы

Восприятия, ощущения

Внимание

Память: зрительная, слуховая, словесно-логическая

Воображение

Мышление: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, выделение главного

Двигательное развитие

Эстетическое развитие

Осознание себя в мире

Творчество

Фантазии, интерес

Коммуникативные функции

Нравственно-эстетическое развитие

Эмоции, чувства

Приобщение к художественной литературе

Приобщение к прекрасному: иллюстрации, картины

Ощущение красоты окружающего мира

Эмпатия: психогимнастика,перевоплощение, этюды, драматургия

Развитие речевой культуры




15