Проектирование методического обеспечения школьного кружка «Войлочная радуга»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Улаганская средняя общеобразовательная школа»






«Проектирование методического обеспечения
школьного кружка «Войлочная радуга»»






Выполнила: Альдашева Ия Юрьевна
Учитель технологии





Улаган Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Методическое обеспечение занятий школьного кружка 6
1.1 Обоснование выбора кружка с учетом требований ФГОС 6
1.2 Тематическое планирование занятий кружка «Войлочная радуга»....9
1.3 Понятие и структура методического обеспечения занятий школьного кружка «Войлочная радуга» 17
1.4 Методика формирования у учащихся технологических умений средствами алтайских народных ремесел. 22
2 Проектирование наглядных пособий для школьного кружка «Войлочная радуга» 26
2.1 Эскизное проектирование и конструирование наглядных пособий 26
2.2 Технологические процессы изготовления войлочного календаря33
2.3 Расчет себестоимости проекта...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 43







ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время вступили в силу требования ФГОС основного общего образования о создании материально-технических условий реализации основной образовательной программы. Внеклассная работа, а именно кружковая работа, является неотъемлемой частью учебного процесса. На занятиях ребенок может получить те универсальные учебные действия, которые очень часто упускаются в учебном процессе. Согласно требованиям ФГОС необходимо «формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения». Но, к сожалению, большинство школ Республики Алтай, там, где проживают коренные народы – алтайцы, не могут обеспечить условия для организации работы кружков, в которых ученики могли изучать алтайские народные промыслы.
Одним из актуальных направлений становится сегодня возрождение старых традиций в современной «оболочке». Однако, школы ещё не готовы к тому, чтобы организовать работу такого количества кружков, которые бы удовлетворяли потребностям учеников и их родителей. Необходимо отметить, что введение в практику кружковой работы технологии войлоковаляния очень актуально для алтайской школы, так как алтайские племена традиционно использовали наличие сырья для этого вида промысла и изготавливали одежду, ковры, обувь, головные уборы, сумки и многое другое. И сегодня художественная обработка шерсти и войлока позитивно воспринимается учащимися, поскольку это не только интересный вид деятельности, красивый и практичный, но и позволяющий за короткое время получить результат в виде готового продукта.
Таким образом, войлоковаляние является одним из способов самовыражения, саморегуляции личности ребенка, а проводимые в общеобразовательном учреждении выставки стимулируют интерес к дальнейшему творчеству. Разработка методического обеспечения для кружка может стать одним из условий реализации этой программы.
В современном состоянии вопроса сложились неразрешенные противоречия между:
- требованиями ФГОС о материально – технических условиях реализации основной образовательной программы и не готовностью школ к изменениям условий реализации образовательной программы предметной области «Технология»;
- необходимостью технологической подготовки во внеклассной деятельности учащихся и недостаточным методическим обеспечением кружковых занятий по войлоковалянию.
На основе выявленного противоречия формулируется проблема исследования. Каким должно быть методическое обеспечение занятий школьного кружка «Войлочная радуга», чтобы сформировать у учащихся технологические умения по изготовлению войлочных изделий традиционным и современным способами?
Исходя из выявленных противоречий и определенной проблемы исследования тема дипломной работы «Проектирование методического обеспечения школьного кружка «Войлочная радуга»» является актуальной.
Цель исследования – разработка методического обеспечения школьного кружка «Войлочная радуга» для формирования у учащихся технологических умений средствам алтайских народных ремесел.
Объект исследования - методическое обеспечение занятий школьного кружка.
Предмет исследования - проектирование наглядных пособий для школьного кружка «Войлочная радуга».
Гипотеза исследования - формирование у учащихся технологических умений будет осуществляться на более высоком уровне, если:
- обучить учащихся традиционным и современным технологиям изготовления войлочных изделий;
- организовать работу кружка для обучения алтайским народным ремеслам;
- использовать на занятиях специально разработанное методическое обеспечение.
Задачи исследования:
Определить структуру и разработать методическое обеспечение школьного кружка «Войлочная радуга».
Разработать проект и изготовить наглядное пособие для обучения валянию войлока.
Рассчитать себестоимость проекта.
Методологическую основу исследования составили труды: В. А. Барадулин В.И. Эдоков, (Основы художественного ремесла народов Алтая [2]), О. М. Климова, (Войлоковаляние в алтайских школах [11]), В. П. Сергеева, (Методика организации внеурочной деятельности [22]),.
Методы исследования - теоретический анализ литературы, изучение современного состояния проблемы, проектирование.
Экспериментальная база исследования – МБОУ «Улаганская СОШ».
Практическая значимость - результаты исследования могут быть использованы учителями предмета «Технология» при организации кружка технологического направления. Изготовленное наглядное пособие пополнит материальную базу общеобразовательного учреждения.
Структура работы - соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список использованной литературы и приложение.
1 Методическое обеспечение занятий школьного кружка

Обоснование выбора кружка с учетом требований ФГОС
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования основная образовательная программа реализуется общеобразовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Поэтому в рамках перехода образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, на государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения каждому педагогическому коллективу необходимо определиться с организацией неотъемлемой части образовательного процесса внеурочной деятельностью учащихся. Следовательно, в современных условиях в значительном темпе возрастает роль внеурочной деятельности учеников, которая из второстепенной становится полноправным компонентом [23].
Внеурочная деятельность считается составной частью учебно-воспитательного процесса и выступает одной из форм организации свободного, досугового времени учащихся, объединяющий все виды деятельности учеников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания, обучения, развития и социализации в целом. Она организуется для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участии в общественно полезной деятельности и самоуправлении. Правильно организованная система внеурочной деятельности соответствующая всем требованиям может максимально развить или сформировать способности и познавательные потребности каждого ученика, обеспечивающее воспитание свободной личности. Воспитание детей школьного возраста происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно данное воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Согласно требованиям ФГОС необходимо «формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения». Но, к сожалению, большинство школ Республики Алтай, там, где проживают коренные народы – алтайцы, не могут обеспечить педагогические условия для организации работы кружков, в которых ученики могли изучать алтайские народные промыслы.
Одним из актуальных направлений становится сегодня возрождение старых традиций в современной «оболочке». Например, древнейшая технология войлоковаляния, которая обладает широкими возможностями, способами работы, огромным творческим потенциалом. Однако, школы ещё не готовы к тому, чтобы организовать работу такого количества кружков, которые бы удовлетворяли потребностям учеников и их родителей. Для ускорения и облегчения процесса валяния на занятиях кружка необходимо использовать больше наглядности, которых в специализированных магазинах не продается и учителю приходится изготавливать их самостоятельно [12, с. 45].
Народное искусство алтайцев стало основополагающей средой обитания и функционирования эстетических и нравственного потенциалов всего населения Республики Алтай, так как оно содействует постижению закономерностей социального поведения людей различных национальностей и способов их мировоззрения и миропонимания. Сегодня, как и во все времена, народные ремесла алтайцев играют важнейшую роль, поэтому необходимо приобщать детей к истокам народного творчества, развивать в них интеллект и чувства, дать детям возможность почувствовать себя наследниками алтайских традиции.
Также традиционным видом алтайского народного декоративно-прикладного творчества является изготовление художественного обработка изделий из бересты и дерева. Деревянные изделия были широко распространены в быту. Они изготавливались с помощью несложных инструментов практически в каждом хозяйстве. Однако вещи, отличающиеся высоким качеством исполнения, изготавливались только мастерами. Непосредственно к деревянным изделиям алтайского прикладного искусства примыкают предметы, выполненные из бересты: туеса, кошельки и заплечные сумки для сбора ягод и орехов. Основной прием декоративной обработки бересты - вырезание, продавливание и аппликации, причем, главный эффект достигается умелым обыгрыванием свойств бересты, в частности, ее цвета [7, с. 34].
По этнографическим описаниям, зарисовкам и фотографиями, примерно столетней давности, можно заключить, что художественная обработка металла у алтайцев, как у других кочевых народов, находила применение, прежде всего в украшении боевого и охотничьего оружия, конской упряжи, а также при изготовлении ювелирных изделий. Издавна алтайские мастера металлообработки производили металлическую посуду, предметы хозяйственного инвентаря, оружие, конское снаряжение, металлические части костюма, атрибуты шаманов, ювелирные украшения, огниво и многое другое.
Этнографические источники свидетельствуют, что многие века в условиях натурального хозяйства кожа различных животных использовалась для изготовления многих предметов и вещей домашнего обихода - одежды и обуви, кожаной сбруи, посуды, сосудов для хранения и перевозки молочных и сыпучих (зерновых) продуктов. Орнамент на все эти изделия наносился либо техникой тиснения, либо нарезкой узора (или рисунка) острием ножа заостренной деревянной палочкой [29, с. 65].
Введение в практику кружковой работы технологии войлоковаляния очень актуально для алтайской школы, так как алтайские племена традиционно использовали наличие сырья для этого вида промысла и изготавливали одежду, ковры, обувь, головные уборы, сумки и многое другое. И сегодня художественная обработка шерсти и войлока позитивно воспринимается учащимися, поскольку это не только интересный вид деятельности, красивый и практичный, но и позволяющий за короткое время получить результат в виде готового продукта. В связи с этим, мы выбираем для кружка технологического направления именно «войлоковаляние».
Таким образом, выявлено, что в соответствии с требования ФГОС в современных условиях в значительном темпе возрастает роль внеурочной деятельности учеников. Установлено, что большинство школ Республики Алтай, там, где проживают коренные народы – алтайцы, не могут обеспечить педагогические условия для организации работы кружков, в которых ученики могли изучать алтайские народные промыслы. Выполнен анализ народных алтайских ремесел (деревообработка, металлообработка, войлоковаляние, тиснение по коже) и определен выбор для кружка технологического направления – войлоковаляние.
Тематическое планирование занятий кружка «Войлочная радуга»
В соответствии с требованиями ФГОС разработаны примерные программы по предмету «Технология», на основании которых каждый учитель будет разрабатывать собственную программу. В обязательной для обучения части программы учащиеся должны изучить следующие виды декоративно-прикладного искусства: лоскутное шитье, вязание крючком, вязание спицами, ручная роспись ткани, вышивание. Но, в примерной программе не предусмотрено изучение учащимися многих других видов алтайского народного декоративно-прикладного творчества. Поэтому для совершенствования содержания образования по формированию у школьников устойчивого интереса к народной культуре необходимо организовать кружки, в которых будут изучаться те виды народного декоративно-прикладного творчества, которые не осваиваются школьниками на уроках технологии, в частности – войлоковаляние.
В эпоху глобализации культуры развитие народного искусства особенно актуально, так как это один из способов сохранения национальных традиций, обучения их навыкам мастерства. Мы живем в стране с великими народными традициями, являемся наследниками ее духовных, исторических и культурных ценностей. Народное искусство, как часть нашей культуры живет и развивается [18, с. 86].
Работа кружка «Войлочная радуга» способствует расширению художественного развития, художественного мышления и знаний с учетом технологических особенностей шерсти. Знакомит ребенка с богатством и многообразием видов искусства связанных с жизнью человека и своего народа. Программа составляется с учетом возрастных особенностей детей, степени их подготовленности, имеющихся универсальных учебных действий. В процессе практической работы дети учатся самовыражению, расширяют знания, полученные на других предметах, совершенствуют умения и навыки работы с шерстью.
Основная цель кружка «Войлочная радуга - приобщение учащихся к истокам богатейшей, самобытной культуры алтайского народа, воспитание духовно богатой личности.
Цель достигается решением следующих задач:
образовательные задачи дают развитие личности ребенка, через вхождение его в мир алтайской культуры со знанием истории своего народа;
приобщение к народному творчеству и народным традициям формирует в душах детей те качества, которые во все времена отличали характер народа, а именно: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм.
Формы и режим занятий. Теоретическая часть курса включает лекционные занятия, посвященные алтайской традиционной культуре. На практических занятиях учащиеся изучают основные конструкции войлоковаляния, технологии изготовления войлочных изделий.
При выполнении программы учитель имеет возможность применять самые разнообразные методы обучения. При этом необходимо создать доброжелательную атмосферу, позволяющую коллективно разбирать удачи и недостатки творческих работ учащихся. Обучая учащихся технике войлоковаляния учитель может использовать:
практические методы обучения (упражнения по технологии мокрого и сухого валяния, валяние шерсти с натуральным шелком);
наглядные (демонстрация образцов изделий, показ трудовых приёмов, самостоятельные наблюдения учащихся);
словесные (рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа учащихся с литературой).
Формами обучения могут быть: индивидуальные (учебная цель общая для всех, но обучаются все самостоятельно), групповые (учитель работает сразу со всей группой, все учащиеся выполняют одинаковое задание), коллективные (цель общая только для членов команды (группы, задачи в группах у всех могут быть разные, так как возможно разделение деятельности), экскурсии, выставки, игровые формы [25, с. 46].
Более глубокому усвоению содержания программы кружка, развитию творческой активности будут способствовать конкурсы и выставки творческих работ учащихся. Желательно собрать коллекцию натуральных образцов, изделий народных мастеров и репродукций декоративно-прикладного искусства. Духовное возрождение России невозможно без ознакомления с культурными ценностями, духовный потенциал которых способен существенно обогатить современную культуру. Сегодня, даже в провинциальном городке, далеком от крупных музеев и выставочных залов, возможно проведение прямо в классе виртуальной экскурсии при помощи сети Интернет.
Автором исследования разработан тематический план кружка «Войлочная радуга», который представлен в таблице 1:
Таблица 1 – Тематический план занятий кружка «Войлочная радуга»
Тема
Содержание
темы
Деятельность
учащихся
Кол - во часов

1
2
3
4

Вводное занятие
Знакомство с кружковцами, выбор старосты
План работы кружка
«Войлок» возвращение мастерства. История древнего ремесла
Знакомство всех участников.
Обсуждать и выбирать старосту кружка
Знакомиться с планом работы кружка.
Просматривать коллекцию войлочных изделий, изучать историю развития войлоковаляния.
2

Виды войлока
Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.
Роль и функциональное значение войлока
Закреплять правила техники безопасности при выполнении ручных работ.
Изучить роль войлочных изделий в жизни человека и их функциональное значение войлока.
2

Технология изготовление войлока

Выполнение упражнений
Выполнить упражнение по технологии мокрого и сухого валяния.

2

Комбинированная техника
валяния

Практико - ориентированная задача - выполнить подставку под горячее с использованием мокрого и сухого валяния.
Выполнить практико - ориентированную задачу по технологической карте (подставка) используя технику мокрого и сухого валяния.
4

Виртуальные экскурсии в музеи
России
Знакомства с экспонатами музеев России:
Эрмитаж
Российский Этнографический музей
Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока
Кунсткамера
Музей игрушки
Русский музей

Посещать виртуально музей через сеть Интернет и знакомиться с экспонатами по темам «Войлоко валяния народная кукла».
Собирать и анализировать информацию.
2

1
2
3
4

Валяние ковра из войлока
Инструктаж по технике безопасности
Значение войлочных ковров в культуре алтайского народа. Алтайский орнамент.
Технология изготовления алтайских войлочных ковров
Повторять правила техники безопасности при работе с ручными инструментами.
Изучать традиции алтайских войлочных ковров.
Изучить с технологией изготовления войлочных изделий.
Зарисовать алтайский орнамент
4

Нуно - войлок

Валяние шерсти с
натуральным шелком.

Изучить процесс валяния шерсти с натуральным шелком.
Обсуждать представленные образцы работ.
Овладевать приёмами валяния шерсти с натуральным шелком.
2

Выполнение творческого проекта «Войлочный ковер»
Этапы проектной деятельности:
поиск информации
эскизное проектирование
технологический этап
заключительный этап
Знакомиться с этапами выполнения проекта войлочных изделий.
Находить информацию о проектируемом изделии в печатных информационных источниках и сети Интернет.
Разрабатывать эскизы и чертежи деталей проектируемого ковра.
Планировать технологическую последовательность изготовления ковра.
Изготавливать ковер, используя полученные ранее знания и умения, а также разработанную проектную документацию.
10

Подготовка к выстовке
Оформление этикетки, объявления.

2

Итоговое занятие
Подготовка к выставке творческих проектов.

Презентовать собственный проект для посетителей выставки.
4



Итого
34 часа

Продолжение таблицы 1

Таким образом, разработан тематический план занятий кружка «Войлочная радуга», рассчитанный на 34 часа, который послужит основой для проектирования программы.
Следующий этап – определение структуры методического обеспечения кружка «Войлочная радуга», которая будет рассмотрена далее.
1.3 Понятие и структура методического обеспечения занятий школьного кружка «Войлочная радуга»
В первую очередь необходимо рассмотреть понятие методического обеспечения.
Термин «методическое обеспечение» используется в педагогике в двух смыслах: как процесс и как результат. Методическое обеспечение как процесс – это планирование, разработка и создание оптимальной системы учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых профессиональной образовательной программой. Методическое обеспечение как результат – это совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой системное описание образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике.
Комплексное методическое обеспечение, по определению А.М. Новикова,- это планирование, разработка и создание учебно–методического комплекса – оптимальной системы учебно–методической документации и средства обучения, необходимых для полного и качественного процесса обучения в рамках времени и содержания, определенных учебным планом и программой [19, с. 46].
В нашем исследовании будем придерживаться определения понятия «методическое обеспечение» предложенное А.М.Новиковым.
Методическое обеспечение в соответствии с ФГОС предоставляет педагогу общеобразовательного учреждения возможность передать «дух» его педагогического творчества, воплотить собственные «изюминки» в конкретную картинку творческого процесса. Методическое обеспечение включает описание:
форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу авторской образовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);
приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий.
Исходя из данного определения, структура методического обеспечения школьного кружка «Войлочная радуга» включает:
- тематический план занятий кружка;
- поурочные планы занятий кружка «Войлочная радуга»;
- презентации «Войлочный ковер», «Изделия из войлока», «Алтайские орнаменты»;
- наглядные пособия по войлочному изделию;
- технологические карты («Поставка под горячее», «Платок из натурального шелка с цветами из шерсти», «Ковер из войлока»);
- эскизы войлочных изделий;
- лекала войлочных изделий;
- тематический план занятий кружка «Войлочная радуга»;
- дополнительные материалы и методические пособия [18].
Учителю школьного кружка в своей педагогической деятельности приходится показывать школьникам либо эталонное изделие (объект труда), либо технологическую карту последовательности его проектирования и изготовления. Однако применение наглядных средств должно быть в той мере, в какой она способствует развитию универсальных учебных действий, формированию процесса мышления. Наглядная демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, тем самым стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному и словесно-логическому мышлению [31, с 26].
С дидактической точки зрения лучше всего такие средства обучения воспринимаются не в общем (окончательном) виде, а в динамике, с последовательным отображением этапов обработки. В частности, педагог должен стремиться при ознакомлении учеников с орудиями труда (а это часто делается на уроках и внеурочной деятельности по технологии) одновременно демонстрировать их устройство и действие. При таком сочетании дидактический эффект значительно повышается [14, с. 53].
Учебно – наглядные пособия следует классифицировать по тем видам учебных действий, в которых они участвуют при учебной деятельности.
Ориентировочным действиям помогают учебно-наглядные информационные пособия. Они ускоряют обработку информации, повышают эффективность восприятия сложных явлений, динамичных процессов, оптимизируют ориентировку в предстоящих исполнительских и контрольных действиях. Обучающие учебно-наглядные пособия помогают эффективно провести исполнительские действия, переработать информацию, упражняться в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков, индивидуализировать обучение в соответствии с особенностями каждого обучающегося.
К классу информационных учебно-наглядных пособий относят следующие виды:
Плакаты – широко распространенное средство наглядного показа обучающимся сложных изображений. Они вполне удовлетворяют требованиям преподавателя в условиях занятий с небольшой группой при изложении информации по процессам, не имеющим динамических изменений.
Обычные учебники наряду с сообщениями преподавателя – основной источник информации. К органическим недостаткам учебников относят отсутствие инструктажа и ориентирования по исполнительским и контрольным действиям.
Раздаточные информационные дидактические материалы дают возможность экономить время занятий.
Образцы изделия, дают возможность посмотреть и понять, из какого материала сделано изделие.
Образец проекта дают возможность развивать интерес к исследовательской деятельности.
Технологические карты дают возможность существенно повысить самостоятельность учащихся в процессе обучения, позволяет более осознанно приступать к практической работе над изделием, повышает активность учащихся, обостряет их внимание, способствует развитию умения ориентироваться в задании, планировать свои действия, пользоваться техническими терминами [26, с. 76].
Для занятий кружка «Войлочная радуга» необходимы в большей степени наглядные пособия, которые входят в структуру методического обеспечения и их необходимо разработать и изготовить учителю самостоятельно: образец изделия – алтайский войлочный ковер; образец проектной документации (алтайские орнаменты, эскизный проект ковра, чертеж ковра, технологическая карта на изготовление ковра).
Таким образом, выявлено понятие - Методическое обеспечение как процесс – это планирование, разработка и создание оптимальной системы учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых профессиональной образовательной программой. Методическое обеспечение как результат – это совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой системное описание образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике.
Определена структура методического обеспечения кружка «Войлочная радуга»: тематический план занятий кружка; поурочные планы занятий кружка «Войлочная радуга»; презентации «Войлочный ковер», «Изделия из войлока», «Алтайские орнаменты»; наглядные пособия - войлочные изделия; технологические карты («Поставка под горячее», «Платок из натурального шелка с цветами из шерсти», «Ковер из войлока»); эскизы войлочных изделий; лекала войлочных изделий; тематический план занятий кружка «Войлочная радуга»; учебники, книги, журналы и методические пособия [18].
Установлено определение «наглядные пособия» - средства, которые помогают эффективно провести исполнительские действия, переработать информацию, упражняться в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков, индивидуализировать обучение в соответствии с особенностями каждого обучающегося.
Определено, что для занятий кружка «Войлочная радуга» необходимы в большей степени наглядные пособия, которые входят в структуру методического обеспечения и их необходимо разработать и изготовить учителю самостоятельно: образец изделия – алтайский войлочный ковер; образец проектной документации (алтайские орнаменты, эскизный проект ковра, чертеж ковра, технологическая карта на изготовление ковра).
Методика формирования у учащихся технологических умений средствам алтайских народных ремесел
Важнейшими проблемами технологического образования являются: проблема управления познавательной деятельностью обучающихся, содержание и средства формирования технологических знаний и умений.
Вопросы становления и развития системы технологического образования рассматривали П.Р. Атутов, A.B. Бердышев, М.Б. Павлова, Д Питт, В.А.Поляков, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев и др.
В триаде «знания, умения, навыки» умения К.К.Платонов [Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.- М. - 1983.] ставит на первое место – ведь в конечном итоге главное определяется не тем, что обучающийся знает, а тем, что он умеет.
К.К.Платонов выделяет уровни овладения конкретными умениями в предложенной схеме:
1. «Первоначальное умение - осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенный опыт. В действиях ярко выражен характер проб и ошибок.
2.Частично умелая деятельность - овладение умениями в выполнении отдельных приемов, операций. Уточнение необходимой системы знаний, сформированность специфических для данных действий навыков. Появление творческих элементов деятельности.
3. Умелая деятельность - творческое использование знаний и навыков с осознанием не только цели, но и мотивов выбора способов и средств ее достижения. Овладение умениями на уровне тактики трудовой деятельности.
4.Мастерство - овладение умениями на уровне стратегии трудовой деятельности, творческое развитие способности самостоятельного определения цели - целеполагания, творческое использование различных умений в соединении убеждениями, высокой общественной активностью, с развитым чувством коллективизма и умением работать в производственном коллективе» [19].
Выявим понятие «технологические умения». А.М. Новиков определяет «технологические умения как освоенные человеком способы преобразовательной деятельности на основе приобретенных технологических знаний» [18].
Также А.М. Новиков предлагает классификацию технологических умений:
«умение правильно осуществлять профессиональный выбор и стратегию профессиональной карьеры;
умение сознательно и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности из массы альтернативных с учетом их последствий для природы и общества;
умение быстро осваивать новые профессии, технологические операции и технологии в целом;
умение планировать свою деятельность, прогнозировать и предвидеть ее результаты, оценивать экономическую эффективность этой деятельности;
умение мыслить системно и комплексно, самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности, непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их в качестве средств преобразовательной деятельности, быть всегда в деловой форме и чутко реагировать на постоянно изменяющуюся информационную и технологическую обстановку;
умения разрабатывать, строить и моделировать изображения, связанные с преобразовательной деятельностью, с учетом требований графического дизайна;
умение осуществлять проектную деятельность, направленную на самостоятельную разработку и изготовление изделия (услуги), от идеи до ее воплощения;
умение осуществлять дизайн-анализ технологической среды, своего рабочего места и среды проживания;
умение определять уровень своей готовности к преобразовательной деятельности» [19].
Методы формирования технологических умений делятся на 3 группы:
Словесные - в которых, источником знания является слово учителя или письменное слом учебной книги.
Наглядный - где источником знания является образ технического объекта, процесса или явления, это методы демонстрации.
Практический - источником универсальных учебных действий являются практические действия, работа учащегося.
В первой группе широко используются методы устного изложения (рассказ, объяснение, работа с учебником или технической литературой). Живое слово оказывает эмоциональное воздействие на учащегося, активизирует практическую деятельность, будит мысль, воображение, но к ним есть кое-какие требования: речь учителя должна быть грамотой, доступной, четкой, подобранные факты и примеры должны убедительно раскрывать изучаемый вопрос, темп должен быть таким, чтобы ученики смогли записать важное, внимание должно быть сосредоточено на восприятие.
Рассказ - повествование извоженного, применяется в обучении при сообщении сведении, не требующих раскрытия сущности отдельных технических явлений или процессов, используется сравнительно редко, т.к. изучение практически любого технического явления или конструкция требует обоснования.
Объяснение - изложение материала, при котором раскрывается сущность новых понятий и закономерностей, дается истолкование, сопровождается показом, диктовкой для записи определений и т.д. Здесь очень важен подбор фактов, доступных для понимания.
Беседа - диалог между учителем и учениками, посредствам которого учащиеся побуждаются к осмыслению и воспроизведению знаний, этот метод решает различные учебные задачи: углубленно, закрепление, проверка, обобщение и т.д. Особенностью является то, что при ее использовании учащиеся должны быть знакомы с материалом, эффективность беседы определяется тем, как будут сформулированы вопросы к ученикам, а ученики, анализируя известные им факты, констатируют ответы. Знания тем самым закрепляются, углубляются и систематизируются.
Работа с учебником - деятельность направлена на восприятие и осмысление печатного слова и др. изображений. Это восприятие осуществляется при помощи зрительного, а не слухового анализатора. Перед выбором этого метода следует предварительно научить учащихся работать с книгой, установление цели, нахождение логических связей между отдельными частями текста, конспектирование отдельных положений.
Вторая группа. Метод демонстрации используется очень широко, практически все приборы, станки, инструменты изучаются с помощью демонстрации натуральных образцов или макетов. Демонстрации могут быть динамическими (показ приемов работы) и статическими (показ натуральных объектов и таблиц). Большое значение в технологии имеет демонстрация приемов работы, т.к. для того, чтобы ученик овладел рабочим приемом выполнения операций, он доджей четко представлять образ этого приема, словесными методами добиться этого сложно. Демонстрации также подразделяются на показ натуральных предметов и процессов, показ этих изображений и показ кино и видеофильмов.
Показ условных изображений (чертежи, эскизы, кинематические схемы) позволяет представить те стороны объектов, которые нельзя увидеть.
Требования:
Хорошая видимость объекта;
Объект или явление должно отражать более существенные стороны;
Необходимо сочетание показа с объяснением.
ТСО - комплекс технических устройств, для улучшения усвоения процесса (ТВ, звукотехника, обучающие и контролирующие устройства, калькуляторы, процессоры, компьютеры) - наилучшее реализация наглядности и информационная насыщенность, а также комплексное воздействие на зрительное и слуховое восприятие.
Третья группа. Методы практической работы играют доминирующую роль. Технологические умения и навыки нельзя сформировать, не используя практические методы (упражнения, лабораторные работы, решения технических задач, практические работы). Механизм обучающего влияния скрыт от внешнего наблюдения и осуществляется через практические действия применения знаний. Для того чтобы решить задачу ученик актуализировать необходимые знания, тем самым осуществить повторение и закрепление знаний. В процессе выполнения практических действий ученик пополняет знания через учителя, товарищей, учебные пособия. Только с помощью практических методов у учащихся формируются умения и навыки.
Лабораторные работы используют при изучении свойств материалов и устройства инструмента. При подготовке к лабораторной работе нужно тщательно подготовить оборудование, материалы, инструкции, форму отчета и контрольные вопросы.
Практические работы - фактическая деятельность по изготовлению изделия, в процессе которого закрепляются знания, приобретаются умения и навыки. Главным условием является достаточное материально - техническое обеспечение, технологические карты.
На выбор методов оказывает большое влияние содержание учебного материала. Простой материал можно изложить при помощи рассказа, технические явления требуют средств наглядности, на выбор практических методов оказывает влияние материально-техническая база и уровень предшествующей подготовки.
Формы формирования технологических умений. Нетрадиционные уроки – урок-игра, урок-конкурс, урок-дискуссия – повышают интерес учащихся к предмету, создают атмосферу сотрудничества. Игровые приемы и ситуации позволяют активизировать познавательную деятельность, способствуют превращению дидактической задачи в задачу игровую. В методике обучения следует использовать разнообразные дидактические средства: инструкционные карты, рабочие тетради, методические пособия, раздаточный материал. Для проверки знаний, умений и навыков применяют различные методы развивающего обучения: частично-поисковый, проблемный, исследовательский, а также различные приемы и формы работы: тесты, графические диктанты, устный опрос, карточки с заданиями, упражнения, игровые дискуссии, диагностические процедуры, что способствует реализации дифференцированного подхода в обучении. С этой целью изготавливают много демонстрационного и раздаточного материала, что позволяет проводить уроки более плодотворно и интересно.
Наиболее значительная роль принадлежит поэтапным образцам, демонстрирующим последовательность и технологию проработки узлов и изделий, технологическим и инструкционным картам, обеспечивающим дифференциацию и индивидуализацию обучения.
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс позволяет интенсифицировать обучение, реализовать идеи развивающего обучения, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к развитию технологических умений, является создание школьниками мультимедийных презентаций, которые являются самостоятельными творческими проектами по наиболее актуальным проблемам содержания учебного предмета, виртуальными учебными пособиями по различным видам декоративно-прикладного творчества. Мультимедийные проекты, выполненные учащимися, предназначены для использования на уроках в качестве демонстрационно-обучающих программ [11, с. 13].
Внеклассные мероприятия являются продолжением уроков технологии по формированию технологических умений вместе с тем, готовят школьников к освоению образовательных стандартов по предмету на последующих уроках обслуживающего труда. Такая организация внеурочной деятельности, ее содержание, направленное на освоение учащимися социального опыта, способствуют к формированию интереса к народной культуре, развитию познавательных и профессиональных способностей, воспитывают уважение к народным традициям, помогают школьникам в выборе профиля обучения и пути дальнейшего образования. Через приобщение детей к практической личностно и социально-значимой деятельности выявляются интересы, индивидуальные особенности школьников, уровень их творческого потенциала, создаются условия для развития созидательной инициативы школьников [13, с. 76].
Итак, выявлены уровни овладения умениями: первоначальное умение, частично умелая деятельность, умелая деятельность, мастерство.
Установлено определение понятия «технологические умения» – освоенные человеком способы преобразовательной деятельности на основе приобретенных технологических знаний.
Выявлена классификация технологических умений: правильно осуществлять профессиональный выбор; творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности; быстро осваивать технологические операции и технологии в целом; планировать свою деятельность; оценивать экономическую эффективность деятельности; самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности; чутко реагировать на постоянно изменяющуюся информационную и технологическую обстановку; разрабатывать, строить и моделировать изображения, связанные с преобразовательной деятельностью, с учетом требований графического дизайна; осуществлять проектную деятельность от идеи до ее воплощения; осуществлять дизайн-анализ технологической среды; умение определять уровень своей готовности к преобразовательной деятельности.
Установлены методы формирования технологических умений: словесные, наглядные, практические. Выявлено, что технологические умения должны быть гибкими, мобильными. Наиболее эффективно они формируются и развиваются путем упражнений и выполнения различных технологических операций и творческих проектов.
Выводы по первой главе. Таким образом, определено методическое обеспечение занятий школьного кружка, которое позволяет сделать выводы.
1) Выявлено, что в соответствии с требования ФГОС в современных условиях в значительном темпе возрастает роль внеурочной деятельности учеников. Установлено, что большинство школ Республики Алтай, там, где проживают коренные народы – алтайцы, не могут обеспечить педагогические условия для организации работы кружков, в которых ученики могли изучать алтайские народные промыслы. Выполнен анализ народных алтайских ремесел (деревообработка, металлообработка, войлоковаляние, тиснение по коже) и определен выбор для кружка технологического направления – войлоковаляние.
2) Разработан тематический план занятий кружка «Войлочная радуга», рассчитанный на 34 часа, который послужит основой для проектирования программы.
3) Выявлено понятие – «методическое обеспечение» как процесс – это планирование, разработка и создание оптимальной системы учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых профессиональной образовательной программой. «Методическое обеспечение» как результат – это совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой системное описание образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике.
Определена структура методического обеспечения кружка «Войлочная радуга»: тематический план занятий кружка; поурочные планы занятий кружка «Войлочная радуга»; презентации «Войлочный ковер», «Изделия из войлока», «Алтайские орнаменты»; наглядные пособия - войлочные изделия; технологические карты («Поставка под горячее», «Платок из натурального шелка с цветами из шерсти», «Ковер из войлока»); эскизы войлочных изделий; лекала войлочных изделий; тематический план занятий кружка «Войлочная радуга»; учебники, книги, журналы и методические пособия [18].
Установлено определение «наглядные пособия» - средства, которые помогают эффективно провести исполнительские действия, переработать информацию, упражняться в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков, индивидуализировать обучение в соответствии с особенностями каждого обучающегося.
Определено, что для занятий кружка «Войлочная радуга» необходимы в большей степени наглядные пособия, которые входят в структуру методического обеспечения и их необходимо разработать и изготовить учителю самостоятельно: образец изделия – алтайский войлочный ковер; образец проектной документации (алтайские орнаменты, эскизный проект ковра, чертеж ковра, технологическая карта на изготовление ковра).
4) Выявлены уровни овладения умениями: первоначальное умение, частично умелая деятельность, умелая деятельность, мастерство.
Установлено определение понятия «технологические умения» – освоенные человеком способы преобразовательной деятельности на основе приобретенных технологических знаний.
Выявлена классификация технологических умений: правильно осуществлять профессиональный выбор; творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности; быстро осваивать технологические операции и технологии в целом; планировать свою деятельность; оценивать экономическую эффективность деятельности; самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности; чутко реагировать на постоянно изменяющуюся информационную и технологическую обстановку; разрабатывать, строить и моделировать изображения, связанные с преобразовательной деятельностью, с учетом требований графического дизайна; осуществлять проектную деятельность от идеи до ее воплощения; осуществлять дизайн-анализ технологической среды; умение определять уровень своей готовности к преобразовательной деятельности.
Установлены методы формирования технологических умений: словесные, наглядные, практические. Выявлено, что технологические умения должны быть гибкими, мобильными. Наиболее эффективно они формируются и развиваются путем упражнений и выполнения различных технологических операций и творческих проектов.


2 Проектирование наглядных пособий для школьного кружка «Войлочная радуга»

2.1 Эскизное проектирование и конструирование наглядных пособий
Прежде всего, выполним информационный поиск рисунков алтайских календарей. Анализ смыслового содержания названий месяцев у алтайцев свидетельствует, что они в основном отражают явления природы, характерные для того или иного промежутка времени в конкретных природно-экологических условиях. В основе летосчисления алтайцев лежит двенадцатилетний календарный цикл, называется словом – jыл. Как и другие народы, использовавшие календарь 12-летнего животного цикла, алтайцы выделяли годы хорошие (благоприятные), неблагоприятные и средние для жизнедеятельности природы и человека. Циклический календарь имел широкое применение в повседневной жизни алтайцев. По нему определяли возраст человека, его характер и ожидаемую судьбу. Как характеристики годов, определяемые по приметам, сопровождающим наступление нового года, так и характеристика родившегося в этот год ребенка непосредственно связывались с повадками того животного, под знаком которого проходил год. Восприятие возраста человека у алтайцев основано на сравнении его возможностей с теми качествами, которые считаются присущими тем или иным предметам утвари или представителям животного мира. Календарь и связанные с ним представления алтайцев до сих пор сохранили архаические, во многом мифологические основы. Сегодня традиционный календарь алтайцев сосуществует и используется параллельно с российским государственным григорианским календарем. Таким образом, для учеников школ Республики Алтай важно знать алтайский календарь.
Среди изображений календарей наиболее интересны резной календарь двенадцатилетнего цикла (рисунок 1). Он состоит из 12 барельефных изображений, расположенных по кругу. Среди них: мышь, корова, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, баран, обезьяна в алтайском варианте человек у дерева, курица, собака и кабан. В центре круга помещен «бесконечный узел» символ счастья в буддийской иконографии. Весьма вероятно, что изготовление их рассматривалось в связи с распространением среди части алтайцев и телеутов бурханизма, местного варианта буддизма или алтайского буддизма, который присутствовал в форме ламаизма (буддизма Центральной Азии) в Чуйской долине и в синкретичной форме - на остальной территории Алтая. Если это так, то местные календари нужно относить к началу XX века. Что касается самого летоисчисления по 12-летнему циклу, то оно документально отмечено на Алтае с древнетюркского времени [27, с. 67].











Рисунок 1 - Резной календарь двенадцатилетнего цикла
Календари с 12-летним циклом, сделанные по бронзовым китайским оригиналам, стали, по-видимому, изготовляться телеутами, алтайцами и бурятами в связи с прекращением прямых связей с внутренними районами Китая. Позднейших бурятских и алтайских повторов этих календарей известно очень немного, и, несомненно, они представляют собою интерес, как в художественном, так и в этнографическом отношении. Сохраняя черты центральноазиатского искусства, эти дубли в то же время обнаруживают и ряд отклонений от него, являясь, таким образом, продуктом местного творчества. На Алтае отличие местных календарей от китайских образцов, прежде всего, заключается в самом материале: алтайские календари вырезаны из дерева или нарисованы на бумаге [11,с.47].
Несколько иной характер носит алтайский календарь, представленный на бумаге (рисунок 2). Как и предыдущий, он изображен в виде круга, но четырех частное деление на нем отсутствует, хотя и подразумевается. Левая половина круга соответствует лету и осени, правая зиме и весне. На периферии круга нарисованы знакомые нам марал, баран, дерево, птица, диски и полнолуния. Диски окрашены в желтый, оранжевый и красный цвета, полнолуние - в сиреневый и желтый. Животные, птицы - черные и серые.

Рисунок 2 - Алтайский календарь на бумаге
Центральное поле круга занято изображением оранжевой лягушки или жабы, с узлом «счастья» на спине, окрашенным в фиолетовый цвет. Это, видимо, та космическая лягушка, которая, согласно легендам, поддерживает собою землю. Особо можно отметить, что среди народов Южной и Восточной Сибири традиционный для буддийской культуры образ золотой черепахи, держащей земную твердь, часто заменялся на более известное местным жителям изображение лягушки.

Рисунок 3 – Центральная часть традиционного алтайского календаря
Информационный анализ аналогов объекта, позволили разработать несколько собственных вариантов изделия, представив их в виде эскизов и описаний.
Для реконструкции алтайского войлочного ковра «Алтайский календарь», выбираем рисунок календаря в книге В.И. Эдокова.
Эскизное проектирование позволяет выявить форму, пропорции, размеры, цвет, стиль, конструкцию, отделки и материалы будущего изделия. Разработаем эскизы будущего ковра в масштабе 1:10 .
















Рисунок 4 – Эскиз календаря с растительным орнаментом расположенным по периметру квадрата









Рисунок 5 – Эскиз календаря с растительным орнаментом расположенным по углам квадрата








Рисунок 6 – Эскиз календаря с стилизованным орнаментом расположенным по углам квадрата
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рисунок 7 – Эскиз календаря с геометрическим орнаментом расположенным по
периметру квадрата









Рисунок 8 – Эскиз календаря с алтайским орнаментом расположенным по углам и по периметру квадрата

Рисунок 9 – Эскиз календаря с рогообразным орнаментом
Из всех разработанных эскизов выбираем идею представленную на рисунке 9. В соответствии с разработанным эскизом выполним чертеж будущего войлочного изделия – алтайского календаря (рисунок 10).

















Рисунок 10 – Чертеж войлочного ковра М 1:10
Перейдем к следующему этапу проектирования – более детальной проработке конструкции ковра. Для этого определим размеры всего ковра в целом, а также его отдельных деталей. Для этого, увеличим чертеж до натуральных размеров, получится трафарет, который будет использовать для изготовления ковра в материале. Выполненный трафарет представлен в приложении А.
Таким образом, выполнен информационный анализ изображений традиционного алтайского календаря. Разработан проект войлочного ковра «Алтайский календарь», который позволил выявить форму, пропорции, размеры, цвет, стиль, конструкцию, отделку и материалы будущего изделия. Разработан эскизный проект и чертеж алтайского войлочного ковра, на котором определены размеры всего изделия и его деталей. Выполнены трафареты для изготовления войлочного календаря.
2.2 Технологические процессы изготовления войлочного календаря
Следующий этап проектирования – определение последовательности изготовления войлочного ковра.
Для изготовления изделия потребуются материалы и комплектующие: брезент, ручка, ножницы, шерсть, хозяйственное мыло, вода, москитная сетка, иглы для валяния.
Разработаем технологическую карту изготовления ковра «Алтайский календарь» (таблица 2).
Таблица 2 – Технологическая карта ковра из войлока «Алтайский календарь»
Этапы выполнения
ТУ на выполнение
Рисунок

1
2
3

Выполнение каймы по технологии «мокрого валяния»
Выложить брезент размером 200-200см.



Нанести рисунок орнамента каймы на брезенте мелом по эскизу.





Продолжение таблицы 2
1
2
3

Раскладка шерсти
Вытянуть прядки черных шерстяных волокон толщиной 2,5 см, подкрутить и уложить на брезент по нарисованному орнаменту.






Выложить шерсть белого цвета толщиной 15 см.









1.5 Развести мыльный раствор: на 15 литров горячей воды 200 мл жидкого хозяйственного мыла.





Обильно сбрызнуть разложенную шерсть мыльным раствором.



Накрыть москитной сеткой.
Еще раз сбрызнуть мыльным раствором.



Полученное полотно туго навернуть на круглую скалку. Свернутый рулон и перевязать в трех-четырех местах тесьмой.



Продолжение таблицы 2
1
2
3

3 Валяние
Рулон катать возвратно- поступательными движениями 30 минут.



1.10 В процессе 30 минутного катания рулона брезент раскрыть несколько раз, и войлок сбрызгивать горячей мыльной водой.




Войлок вновь туго свернуть в рулон и катать еще 20 минут.



По окончании валки готовый войлок просушить на ровной поверхности в расправленном виде.



4 Выполнение календаря в технике «аппликация».







2.1 Свалять войлок толщиной 1 мм по технологии мокрого валяния двух цветов: белого цвета 150х150 см; коричневого цвета 150х150 см.



2.2 Разметить детали на белом войлоке:
1) Круг центральный (1 шт.), диаметром 30 см.
2) Сегмент малый (6 шт.)
3) Сегмент средний (6 шт.)
4) Сегмент большой (6 шт.)
5) Рисунки животных, птиц и рыб (13шт.)






Продолжение таблицы 2
1
2
3


2.2 Разметить детали на белом войлоке:
1) Круг центральный (1 шт.), диаметром 30 см.
2) Сегмент малый (6 шт.)
3) Сегмент средний (6 шт.)
4) Сегмент большой (6 шт.)
5) Рисунки животных, птиц и рыб (13шт.)











Разметить детали на коричневом войлоке:
Сегмент малый (6 шт.)
Сегмент средний (6 шт.)
Сегмент большой (6 шт.)
Рисунки по центру (2шт.)
Кольцо диаметром
(1 шт.)_____









Продолжение таблицы 2
1
2
3


2.3 Все детали сшить между собой по эскизу косыми подшивочными швами. При использовании этих стежков почти исключается сдвиг деталей друг от друга



2.4 Все аппликации пришить к войлоку в соответствии с разработанным эскизом подшивочными швами.



2.6 Готовый календарь пришить к кайме накладным швом.





2.7 Все швы на календаре закрыть отделочным шнуром швом в прикреп.



Таким образом, разработано наглядное пособие для обучения школьников войлоковалянию - технологическая карта на изготовление ковра из войлока «Алтайский календарь». По разработанному проекту изготовлено наглядное пособие – образец войлочного изделия.

2.3 Расчет себестоимости проекта
Себестоимость изделия это выраженные в денежной форме затраты, связанные с производством и реализацией готовой продукции. Затраты, образующие себестоимость разработанной продукции 13 QUOTE 1415 определяется соотношением по формуле:
13 QUOTE 1415 = 13 QUOTE 1415+13 QUOTE 1415+13 QUOTE 1415+13 QUOTE 1415+А; (2.1)
где 13 QUOTE 1415 – материальные затраты, руб.;
13 QUOTE 1415 – затраты на электроэнергию, руб.;
13 QUOTE 1415 – затраты на оплату интеллектуального труда по разработке проекта, руб.;
13 QUOTE 1415 – затраты на оплату труда рабочих, руб.;
А – амортизация основных средств, руб.
Данные расчета сведены в таблице 3.
Таблица 3 - Затраты на сырье и материалы
Наименование
Цена за единицу
Количество
Затраты (руб.)

Шерсть для основы
1 кг - 200
5
1000

Игла № 36
1 шт – 55
1
55

Брезент
1 метр - 150
2
300

Москитная сетка
1 шт – 20
1
20

Мыло
2 шт – 10
1
20

Итого
1395


Итого, затраты на материалы для ковра из войлока составили 1395 руб.
Рассчитаем затраты на электроэнергию, которая рассчитывается по формуле:

13 QUOTE 1415 = W Ч t Ч S, .(2.2)

где W – мощность оборудования, кВт;
t – время работы оборудования, час;
S – стоимость 1 кВт/час электроэнергии, руб.
13 QUOTE 1415 – затраты на электроэнергию при работе электрических лампочек
Мощность электрических лампочек– 0,15 кВт.
Время работы электрических лампочек – 5 часов.
Стоимость 1 кВт/час = 3,50 руб.
Итого С2 = 0,15 Ч 5 Ч 3,50 = 2,62 руб.
Затраты на оплату интеллектуального труда по разработке проекта 13 QUOTE 1415 складываются из затрат на оплату труда научного руководителя проекта 13 QUOTE 1415 и теоретической стоимости оплаты труда исполнителя проекта 13 QUOTE 1415.
Оплата труда научного руководителя определяется по формуле:

где 13 QUOTE 1415– тарифная ставка почасовой оплаты научного руководителя (110 руб.)
13 QUOTE 1415 – 13,5 часа – норма времени на руководство дипломной работой
13 QUOTE 1415 - 110 13 QUOTE 1415 13,5 = 1485 руб.
Теоретическая стоимость оплаты труда исполнителя13 QUOTE 1415 определяется из соотношения:
13 QUOTE 1415 = 13 QUOTE 1415 13 QUOTE 1415,
где 13 QUOTE 1415 – тарифная месячная ставка инженера (минимальная оплата труда) 6200.00 руб.;
13 QUOTE 1415 – 1 месяц, время работы студента над проектом.
13 QUOTE 1415 = 6200.00 Ч 1 = 6200.00 руб.
Итак, 13 QUOTE 1415 = 1485 + 6200 =7685 руб.
Оплата труда за изготовление ковра из войлока производится по формуле:
13 QUOTE 1415 = 13 QUOTE 1415 13 QUOTE 1415 t,
где 13 QUOTE 1415 – тарифная месячная ставка рабочего, руб.;
t – время изготовления ковра – 0,25 месяца.
13 QUOTE 1415 = 6200.00 13 QUOTE 1415 0,25 = 1550 руб.
Таким образом, себестоимость разработки и изготовления ковра из войлока составила:
Собщ = 1395 + 2,62 + 7685 + 1550 = 10632,62 руб.
Выводы по 2 главе. Проектирование наглядных пособий для школьного кружка «Войлочная радуга» позволило сделать выводы.
1) Эскизное проектирование позволил выявить форму, пропорции, размеры, цвет, стиль, конструкцию, отделки и материалы будущего изделия. Разработан эскизный проект алтайского войлочного ковра, аналогом которого является рисунок, размещенный в книге Эдокова. На чертеже определены размеры ковра и его деталей. Выполнен трафарет для изготовления войлочного календаря.
2) Выполнен информационный анализ изображений традиционного алтайского календаря. Разработан проект войлочного ковра «Алтайский календарь», который позволил выявить форму, пропорции, размеры, цвет, стиль, конструкцию, отделку и материалы будущего изделия. Разработан эскизный проект и чертеж алтайского войлочного ковра, на котором определены размеры всего изделия и его деталей. Выполнены трафареты для изготовления войлочного календаря.
3) Разработано наглядное пособие для обучения школьников войлоковалянию - технологическая карта на изготовление ковра из войлока «Алтайский календарь». По разработанному проекту изготовлено наглядное пособие – образец войлочного изделия. Рассчитана себестоимость разработки проекта, которая составила 10632 рубля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования были решены поставленные задачи, теоретически подтверждена выдвинутая гипотеза. Результаты исследования подтверждают актуальность и практическую значимость работы. Данные полученные в результате теоретического исследования, позволяют сформулировать окончательные выводы.
Выявлено, что в соответствии с требования ФГОС в современных условиях в значительном темпе возрастает роль внеурочной деятельности учеников. Установлено, что большинство школ Республики Алтай, там, где проживают коренные народы – алтайцы, не могут обеспечить педагогические условия для организации работы кружков, в которых ученики могли изучать алтайские народные промыслы. Выполнен анализ народных алтайских ремесел (деревообработка, металлообработка, войлоковаляние, тиснение по коже) и определен выбор для кружка технологического направления – войлоковаляние.
Разработан тематический план занятий кружка «Войлочная радуга», рассчитанный на 34 часа, который послужит основой для проектирования программы.
Выявлено понятие – «методическое обеспечение» как процесс – это планирование, разработка и создание оптимальной системы учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых профессиональной образовательной программой. «Методическое обеспечение» как результат – это совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой системное описание образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике.
Определена структура методического обеспечения кружка «Войлочная радуга»: тематический план занятий кружка; поурочные планы занятий кружка «Войлочная радуга»; презентации «Войлочный ковер», «Изделия из войлока», «Алтайские орнаменты»; наглядные пособия - войлочные изделия; технологические карты («Поставка под горячее», «Платок из натурального шелка с цветами из шерсти», «Ковер из войлока»); эскизы войлочных изделий; лекала войлочных изделий; тематический план занятий кружка «Войлочная радуга»; учебники, книги, журналы и методические пособия [18].
Установлено определение «наглядные пособия» - средства, которые помогают эффективно провести исполнительские действия, переработать информацию, упражняться в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков, индивидуализировать обучение в соответствии с особенностями каждого обучающегося.
Определено, что для занятий кружка «Войлочная радуга» необходимы в большей степени наглядные пособия, которые входят в структуру методического обеспечения и их необходимо разработать и изготовить учителю самостоятельно: образец изделия – алтайский войлочный ковер; образец проектной документации (алтайские орнаменты, эскизный проект ковра, чертеж ковра, технологическая карта на изготовление ковра).
Выявлены уровни овладения умениями: первоначальное умение, частично умелая деятельность, умелая деятельность, мастерство.
Установлено определение понятия «технологические умения» – освоенные человеком способы преобразовательной деятельности на основе приобретенных технологических знаний.
Выявлена классификация технологических умений: правильно осуществлять профессиональный выбор; творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности; быстро осваивать технологические операции и технологии в целом; планировать свою деятельность; оценивать экономическую эффективность деятельности; самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности; чутко реагировать на постоянно изменяющуюся информационную и технологическую обстановку; разрабатывать, строить и моделировать изображения, связанные с преобразовательной деятельностью, с учетом требований графического дизайна; осуществлять проектную деятельность от идеи до ее воплощения; осуществлять дизайн-анализ технологической среды; умение определять уровень своей готовности к преобразовательной деятельности.
Установлены методы формирования технологических умений: словесные, наглядные, практические. Выявлено, что технологические умения должны быть гибкими, мобильными. Наиболее эффективно они формируются и развиваются путем упражнений и выполнения различных технологических операций и творческих проектов.
Эскизное проектирование позволил выявить форму, пропорции, размеры, цвет, стиль, конструкцию, отделки и материалы будущего изделия. Разработан эскизный проект алтайского войлочного ковра, аналогом которого является рисунок, размещенный в книге Эдокова. На чертеже определены размеры ковра и его деталей. Выполнен трафарет для изготовления войлочного календаря.
Выполнен информационный анализ изображений традиционного алтайского календаря. Разработан проект войлочного ковра «Алтайский календарь», который позволил выявить форму, пропорции, размеры, цвет, стиль, конструкцию, отделку и материалы будущего изделия. Разработан эскизный проект и чертеж алтайского войлочного ковра, на котором определены размеры всего изделия и его деталей. Выполнены трафареты для изготовления войлочного календаря.
Разработано наглядное пособие для обучения школьников войлоковалянию - технологическая карта на изготовление ковра из войлока «Алтайский календарь». По разработанному проекту изготовлено наглядное пособие – образец войлочного изделия. Рассчитана себестоимость разработки проекта, которая составила 10632 рубля.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аксенова, Л. Н. Вопросы истории народного образования Горного Алтая [Текст]/ Л. Н. Аксенова // Билим. Науч. Журнал / НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова. – Горно-Алтайск, 2009. - № 5. – С.117-122. – 80 экз.
Барадулин, В. А. Основы художественного ремесла народов Алтая [Текст] / В.А. Барадулин. - М.: Искусство, 1999. – 538 с. – 150 экз.
Березина, В. А. Дополнительное образование детей в России [Текст] / В.А. Березина. М.: Диалог культур, 2007. - 512 с. - 1000 экз.
Виды ремесел декоративно-прикладного искусства алтайцев [Текст] / Под ред. Н.В. Артошкина. – М.: Просвещение, 227 с. – 500 экз.
Василенко, К. А. Войлочные изделия [Текст] / К.А. Василенко. – М.: Искусство. – 396 с. – 5000 экз.
Горяева, Н. А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека [Текст] / Н.А. Горяева, О.В. Островская - М.: Просвещение, 2000 – 457 с. – 1000 экз.
Горяинова Г. А. «История войлока» [Электронный ресурс] - Электрон, текстовые – Сайт «Акант» - режим доступа: LINK [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Дьяконова, В. П. Алтайцы [Текст] / В.П. Дьяконова. - Горно-Алтайск, Юч-Сюмер, 2001. - 224 с.- 150 экз.
Екеев, Н. В. Горный Алтай во второй половине XVIII – начале XX столетий: этнические и этнокультурные процессы [Текст] / Н.В. Екеев // Алтай – Россия: через века в будущее. Всеросс. Научно-практ. Конфер., посвящ. 250-летию добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства / Редколл.: Ю.В. Антарадонов, Ю.В. Табакаев, Н.М. Екеева [и др.]. Горно-Алтайск, 2006. Т.2. С. 99-103. – 200 экз.
Зотов, С. Г. Наглядные пособия как средство обучения [Текст]/ С. Г. Зотов.// Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы 11-й региональной научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся (Бийск, 15-16 мая 2009 г.) : в 2-х ч. Ч. 2 / отв. Ред. Е.В. Козлова ; ред.: Ю. Ю. Пивоварова, В. Г. Кочетова, Т. Н. Зотова. – Бийск: Бийский педагогический гос. университет им. В. М. Шукшина, 2009. - 375 с. – 150 экз.
Климова, О. М. Войлоковаляние в алтайских школах [Текст] / О.М. Климова. - М.: Ниола-Пресс, 2008. – 739 с. – 100 экз.
Кокарева, И. Л. Живописный войлок. Техника. Приемы. Изделия [Текст] / И.Л. Кокарева. – М.: АСТ - Пресс Книга, 2009. – 635 с. – 500 экз.
Методические рекомендации по проведению внеурочной деятельности трудового обучения [Текст] / Под ред. Н. Н. Николаенко. - М.: ЦГЛ, 2013. - 300 с. – 200 экз.
Моран, А. История декоративно-прикладного искусства. С древнейших времен до наших дней [Текст] / А.Моран. - М.: Искусство, 1988. - 580 с. – 400 экз.
Мусакаев, М. Б. Направления и формы внеурочной деятельности [Текст] / М.Б. Мусакаев, А.П. Ермолаев. – М.: Просвещение, 2014. – 560 с. – 1000 экз.
Мюллер, А. Войлочные игрушки. [Текст] / А. Мюллер, К. Вильденрадт. - М.: АРТ – РОДНИК, 2007. 32 с. – 500 экз.
Николаев, В. А. Внеурочная деятельность [Текст] / В.А. Николаев - М., 2015. - 460 с. – 2000 экз.
Новиков, А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений. [Текст] / А.М. Новиков. - М.: Просвещение, 1986. – 320 с. – 1500
Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. [Текст] Учебное пособие для учеб. заведений профтехобразования – 2-е изд, перераб. и доп. М. Высш.шк., 1984 – 174 с. – 100000 экз.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов / Под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2011. – 111с. – 100 экз.
Семпелс, Е. Б. Энциклопедия войлока [Текст] / Е.Б. Семпелс. - М.: Мода и рукоделие, 2008. – 934 с. – 1000 экз.
Сергеева, В. П. Методика организации внеурочной деятельности [Текст] / В. П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Неведцкая. - М.: Академия, 2010. – 534 с. – 300 экз.
ФГОС Основного общего образования. [Текст] Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
Федотова, В. А. Внеурочная деятельность [Текст] / В. А. Фетодова, В. И. Федотов. - М.: АСТ, 2014. – 145 с. – 600 экз.
Хотунцев, Ю. Л. Сущность внеурочной деятельности [Текст] / Ю.Л. Хотунцев. – М.: Наука, 2013. – 670 с. – 3000 экз.
Художественная школа. Журнал [Электронный ресурс]. Электрон, текстовые. – Сайт «Техно-Арт» - режим доступа: http: // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – (дата обращения – 24.04.13).
Художественный совет. Журнал [Электронный ресурс]. Электрон, текстовые. – Сайт «Акант» - режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – (дата обращения – 24.04.13).
Шинковская, К. А. Художественный войлок [Текст] / К.А. Шинковская. – М.: ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2009. – 736 с. – 450 экз.
Эдоков, В. И. Декоративно-прикладное искусство алтайцев [Текст] / В.И. Эдоков // Учен, записки ГАНИ-ИИЯЛ - Выпуск 9. - Горно-Алтайск, 1971. – С. 56-63. – 150 экз.
Юный художник. Журнал. [Электронный ресурс]. Электрон, текстовые. – Сайт «Техно -Арт» режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – (дата обращения – 24.04.16)
Юльченко Д. В. История войловаляния [Текст] / Д.В. Юльченко. – М.: Просвещение, 2015. – 324 с. - 500 экз.
Яблонцева, Е. А. Технология. Учимся мастерству [Текст] / Е. А. Яблонцева. - М.: Вентана-Граф, 2014. – 560 с.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615




Рисунок 1Рисунок 3voko1 - копия (3)Рисунок 4voko1 - копия (3)Рисунок 5Рисунок 6voko1 (1) - копияРисунок 10voko1 (1) - копияРисунок 11Рисунок 11Рисунок 14рис 1Рисунок 16рис 1‚ђ Заголовок 2 Заголовок 6‚ђ Заголовок 915