Рекомендации социального педагога взрослым по формированию отношения детей к понятию «терроризм»


-813435-80010Рекомендации социального педагога взрослым
по формированию отношения детей к понятию «терроризм»
Совсем недавно мы вспоминали о событиях 12-летней давности, происшедших в Беслане. Мы говорили о террористах, захвативших в плен детей, о жертвах данного захвата, о плаче и скорби в домах. В память о погибших мы выпустили в небо белые шары. Об этом нужно помнить.
Об этом нельзя не говорить, потому что терроризм – это часть нашей сегодняшней реальности. Даже если мы или наши близкие проживают в относительно безопасном регионе, невозможно скрыть от детей последствия чудовищных взрывов, гибель заложников, разгул фанатизма. Терроризм относится к тем видам преступного насилия, жертвами которого могут стать невинные люди, каждый, кто не имеет никакого отношения ко всякого рода конфликтам.
В последнее время сильно увеличилось количество террористических актов. Очень страшно, что для многих людей, групп и организаций терроризм стал просто способом решения их проблем: политических, национальных, религиозных.
Таким образом, терроризм – это публично совершаемые общеопасные действия или угрозы, направленные на устрашение населения или социальных групп, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов.
Мы живём не в вакууме, а, значит, слышим каждый день из средств массовой информации о тех или иных происках террористов.
Терроризм лишает эмоционального равновесия и чувства безопасности, ломает доверие к людям, нарушает привычное состояние мира вокруг подростка. Чувство растерянности, беспомощности может передаваться детям и от взрослых. У некоторых детей травмирующая ситуация может спровоцировать серьёзные психические расстройства.
Конечно, реакции детей различаются по своей выраженности и направленности. Однако есть общее в том, что они чувствуют, когда акты терроризма ввергают в шоковое состояние окружающих их взрослых. Типичная реакция – страх за себя, за своих близких, за тех, кому угрожает непосредственная опасность. Это чувство усугубляется непониманием, противоречивой и недостаточной информацией о происходящем. Характерным является и ощущение потери равновесия, упорядоченности жизни, что ведёт к ещё большей неуверенности и дезориентации. Здесь большая роль отводится взрослым: родителям, лицам, их замещающим: попечителям, опекунам и др.
Поведение взрослых во время бесед с подростками об угрозе терроризма:
Активизируйте познавательный интерес подростка в отношении важнейших политических событий в мире;
Поощряйте подростка высказывать идеи и переживания по поводу потрясшего его события;
Будьте терпимы к подросткам, которые могут чересчур эмоционально выражать свои мысли и чувства;
Имейте в виду, что в кризисной ситуации даже старшие подростки могут прийти к принятию необдуманных решений и ваша задача – ненавязчиво корректировать его самооценку и понимание ситуации.
В ситуациях национального бедствия, в том числе террористических нападений, есть достаточно вариантов поведения, при помощи которых взрослые, находясь в постоянном контакте с детьми, могут смягчить или нейтрализовать их опасения и растерянность после ошеломляющей новости.
Общие принципы стабилизирующего поведения взрослых:
Старайтесь ограничивать количество напоминаний о случившемся в образовательном заведении и дома;
Приветствуйте свободное выражение подростками своих чувств;
Обращайте внимание на опасения детей всех возрастов, особенно на страх смерти, и старайтесь нейтрализовывать их;
Стремитесь к предотвращению возможных поведенческих и эмоциональных проблем у подростков посредством тактичного и мягкого внимания к ним в повседневной жизни;
Укрепляйте веру детей и подростков в то, что они в безопасности;
Будьте готовы к некоторой рассеянности, раздражительности, «уходу в себя» детей и подростков в процессе общения;
Предлагайте больше объективной информации для старших подростков;
Мягко, но настойчиво препятствуйте уклонению подростков от обычной деятельности, социальной жизни, спорта;
Находите время и возможности для стабилизации состояния детей и подростков.
Социальный педагог Курашова Е.А.