Конспект урока обучения грамоте Как хлеб на стол пришёл (1 класс)


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 22 г. Тюмени
Конспект урока обучения грамоте в 1 «Ж» классе
на тему: «Как хлеб на стол пришел?
Речь устная и письменная».
Выполнила: учитель начальных классов
Ефремова Ксения Викторовна
Тюмень, 2016 г.
Дата проведения: 07 сентября 2016 г.
Цель урока: узнать, что обозначают модели, которые расположены на изучаемой странице учебника.
Задачи урока:
1) формировать умение распознавать информацию по условным обозначениям
2) способствовать развитию устной речи
3) продолжать воспитывать интерес к предмету, любовь к русскому языку
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентации с разминками, предметы для демонстрации по теме, модели высказывания и предложения, иллюстрации к загадкам.
Дидактический материал: серия карточек по теме для составления устного рассказа, карточки для рефлексии
Форма работы: фронтальная, в мини-группах, индивидуальная
Ход урока.
1. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели,
И открыли поскорей
Очень много букварей.
- Сегодня у нас на уроке гости, повернитесь, пожалуйста, и в знак приветствия кивните головой. Молодцы, ребята, присаживайтесь.
- Скажите, что нам понадобится на уроке?
- На уроке мы сегодня будем продолжать знакомиться с азбукой.
- Верно, а еще на партах у вас лежат карточки, я попрошу вас их не переворачивать, пока для этого не наступит специальный момент.
2. Актуализация знаний.
- Откройте, пожалуйста, Азбуку на странице, которая идет после иллюстраций к сказке «Колобок», это страница 7.
- Рассмотрите картинки и модели (условные знаки, обозначения) на этой странице.
- Как вы считаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке обучения грамоте?
- Мы будем учиться составлять рассказ по картинкам и должны узнать, что обозначают эти модели.
- Прочитаем предложение, которое записано на доске.
- Как хлеб на стол пришел.
- Скажите, можно ли использовать это предложение для названия рассказа по рисункам? И почему?
- Да, можем.Это предложение подходит к устному рассказу, потому что на этой странице изображен весь путь хлеба, от зерен до нашего стола.
- Все верно, а вот еще послушайте, ребята. Будет хлеб, будет и песня. Хлеб всему голова. Нет хлеба, нет и обеда. Хлеба нет и куска, и стол как доска. И обед не в обед, коли хлеба нет.
3. Открытие нового знания.
- Вы слышали высказывания, которые употребляются часто. С давних времен их передавали, так же как сказки и загадки, из уст в уста. Высказывания мы слышим, пользуемся ими в устной речи, при разговоре. Каждая наша мыль в разговоре – это высказывание, мы будем обозначать его вот такой моделью.
- Рассмотрите рисунки в учебнике и отгадайте загадку:
Безбрежно, да не море,
Волны катит, да не водяные.
Корабли пройдут –
Все волны уберут.
- Правильно, это хлебное поле. (иллюстрация) Его сравнивают с безбрежным морем. Ему дано особое название – нива. Этим именем названы разные машины. Одна из них есть на первом рисунке. Как вы считаете, как называется эта техника?
- Верно, это комбайн.
- Хлебные растения дают злаки, зерна. (Демонстрация) Их ценят дорого, а потому в загадках о них встречается слово «золотой». Но это слово напоминает еще и о цвете спелых растений, которые зреют, наполняясь солнечным теплом и светом. Цвет спелых хлебных растений – золотистый.
- Отгадайте загадку:
Ходит дом ходуном на столбе золотом.
- Правильно, это колос. (иллюстрация)
- А вот еще одна трудная загадка, для самых внимательных, отгадку мы можем сказать с вами хором:
У лепешки, каравая,
Сушки, плюшки,
Пирожка
От рождения седая мать по имени… (мука) - демонстрация
Физминутка «Руки подняли и покачали…»
- А вот теперь пришло время и наших карточек. Работать будем дружно в парах. Переверните их, пожалуйста. Каких картинок нет в Азбуке среди других, изображающих путь, которые проходит колос от поля до стола?
- Картинки, на которых изображено как делают из зерна муку и как замешивают тесто.
- Хорошо, давайте составим из этих картинок верный ряд так, чтобы у нас получился последовательный рассказ. Расположите картинки по порядку. На работу у нас с вами есть три минуты.
- Итак, мы готовы. Давайте составим устный рассказ по иллюстрациям.
- Сначала зерна убирают с поля, затем из зерна делают муку, потом замешивают тесто, пекут хлеб, везут его в магазин, мы в магазине его покупаем, приносим домой и едим. (демонстрация)
- Вот какой замечательный рассказ у нас получился! Молодцы!
- Скажите, а к какой картинке подойдет пословица: «Не печь кормит, а руки»?
Физминутка для глаз.
4. Закрепление пройденного на уроке материала.
- Вы сейчас отгадывали загадки, слушали пословицу. Поначалу это передавалось по памяти или из уст в уста. Загадки и пословицы и сейчас называют народной мудростью. В них собраны наблюдения и знания тайн окружающего мира и мира людей.
- Как только человек научился записывать свою речь, он смог их передавать и в письменном виде. Мысль, записанную буквами, называют предложением и обозначают вот такой моделью.
- Рассмотрите обе модели, с которыми мы сегодня познакомились. Работать будем в парах. Сравните их и подумайте, с чем связано их сходство.
- Мы считаем, что сначала человек говорит устное высказывание, а затем его записывает, оформляет письменно, пишет заглавную букву и ставит точку.
5. Рефлексия.
- Мы сегодня с вами очень плодотворно поработали, скажите, достигли мы поставленных целей?
- Да, мы познакомились с новыми моделями, условными знаками и составили по картинкам устный рассказ.
- Кто сегодня справился со всеми заданиями, поднимите вверх зеленый смайлик, кому нужно время, чтобы доработать эту тему, поднимите желтый смайлик.
- Спасибо, ребята, за урок. Приводите своё рабочее место в порядок, приготовьтесь к следующему уроку обучения письму и можете отдыхать.