Технологическая карта по теме Методы изучения природы

Технологическая карта к уроку по биологии 5 класс.
Тема
Методы изучения природы.

Цели

Формирование представлений об основных методах изучения природы.

 Задачи
Образовательные: Расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы; обеспечить образовательные потребности каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей и интереса.
Развивающие: Развивать логическое мышление, делать выводы, умения применять знания в жизни, развивать познавательного интереса к предмету.
Воспитательные: Воспитывать  культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- ЛичностныеУУД:
1. Соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.
2. Действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.
3. Умение рассуждать, анализировать и делать выводы.
-  Регулятивные УУД:
1. Прогнозирование –  предвосхищение результата и уровня усвоения.
2. Оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
3. Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целое.
- Коммуникативные УУД:
1. Планирование учебного сотрудничества.
2. Умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи.                 
3. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  постановка вопросов;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;    формирование умения работать в парах и малых группах;  формирование вербальных и невербальных способов коммуникации
4. Умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество.
5.Понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.
- Познавательные УУД:
1.Поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; умение структурировать знания.
2. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации; презентовать подготовленную информацию.
3. Заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст; классифицировать методы изучения живой природы.
4. Смысловое чтение, поиск информации; моделирование.
5.Установление причинно-следственных связей.

Планируемый результат
 
Предметные:
Знают: признаки живой природы, органы организма и основные методы изучения живой природы;
Умеют: давать определение биологическим терминам; составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу ; различать методы изучения живой природы и приводить примеры, пользуясь учебником; работать с таблицами и схемами; ставить цель и планировать свои действия.
Личностные: 1.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
2.Знаютосновных принципов и правил отношения к живой природе.   
Метапредметные:
1.Самостоятельно определяют цели своего обучения.
2.Умеют работать с разными источниками биологической информации: находят биологическую информацию в тексте учебника,  анализируют и оценивают информацию.
 

Основные понятия
Наблюдение, описание, эксперимент, сравнение, моделирование.

Межпредметные связи
«Окружающий мир»

Ресурсы:
- основные
- дополнительные
1. И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. Биология. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2012
2. В качестве ЭОР на этом уроке можно предложить различные фотографии, на которых представлены методы изучения живой природы.
1.      Таблица сравнения методов изучения живой природы:
·         [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
·         Наблюдательные приборы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
·         Наблюдение за зайцем
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
·         Наблюдение за процессами происходящими в растительной клетке
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 

Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа

 





















Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных     результатов
Планируемые результаты
 





Предметные
УУД

1
2
3
4
5
6

 I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели: Подготовка учащихся к работе на занятии.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
 Слушают, настраиваются на восприятие материала урока.
 Принять рапорт от старосты класса, проверить присутствующих. Проверить готовность к занятию.
 
 Подготовить все необходимое к уроку. Учитель: «Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал.  Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового? Кто хочет побывать настоящим исследователем интересного мира – мира  живых организмов?». 
 
 
 Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.

 II.  Проверка знаний (проверка выполнения домашнего задания)       (5 мин)
Цели: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.
 
 
 
 Рассказ учащихся о живых организмах и условиях их обитания. Об основных процессах жизнедеятельности живого организма - обмене веществ, питании, дыхании, выделении, размножении, росте и развитии живых организмов.
 Проверяет домашнее задание, выявляет пробелы и корректирует их.
 Учитель: «Прежде чем стать настоящими учеными мы с вами должны проверить - насколько вы готовы к нашему путешествию в страну исследователей. Билетом в исследовательскую лабораторию будут служить ответы на вопросы, которые мы  рассматривали на предыдущем уроке:
1.      Расскажите, что такое живая природа? Какие объекты являются частью живой природы?
2.      Как вы думаете,каковы основные процессы жизнедеятельности живых организмов? На ваш взгляд, какова их роль в жизни живых организмов?»
 Знают что такое живая природа, перечисляют основные процессы жизнедеятельности живых организмов, какова их роль в жизни живых организмов.
Дают определение биологическим терминам;
 Познавательные: Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственных связей
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи. Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу.

 III. Формулирование темы урока, постановка цели
(5 мин)
Цели: Актуализация опорных знаний и умений.
 
 Запись темы урока в рабочую тетрадь по биологии. Предположения по поводу изучаемой темы. Отвечают на заданные вопросы.
    Записывает тему урока на доске. Задает вопросы, для выявления опорных знаний и умений.
 
 
 
 Учитель: «Ну, вот мы попали в лабораторию, следующий этап нашей работы – это перевоплощение в  ученых исследователей, для этого давайте вместе попробуем ответить наследующие вопросы:
1.      Кто изучает природу?
2.      Как, на ваш взгляд, изучают природу?
3.      Какие приборы используют в изучении природы?»
 
 Знает кто занимается изучением природы и при помощи чего происходит изучение живой природы.
Умеет планировать свои действия.
 
 Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.   

 IV. Изучение нового
 (10 мин)
Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
Ввести понятия:
1.     Наблюдение;
2.      Описание;
3.     Эксперимент;
4.      Сравнение;
5.     Моделирование.
 
 Просматривают видео, высказывают свои предположения по поводу увиденного. Отвечают на вопросы. Делают выводы по изученному материалу.
 
 
 
 Организует учебную деятельность, объясняет новый материал.
·         Демонстрирует видео:  
·         Наблюдение за зайцем:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 
 Учитель: «А сейчас самый главный этап работы в нашей исследовательской лаборатории-сейчас мы с вами превратились в самых настоящих исследователей. Давайте просмотрим видео и попробуем выяснить, как же все- таки происходит изучение живой природы,  которая окружает нас». 
Демонстрация видеофрагмента.
Учитель:
«1. Что вы увидели,   при просмотре данного видеофрагмента?
2.Что вы можете рассказать об увиденном?
3.На основе чего вы построили свой рассказ?
Теперь просмотрите текст учебника и выберите из него те методы, которые вы использовали при построении своего рассказа».
Выслушивает ответы учеников.
А сколько же всего существует методов изучения природы?
Верно!!! Молодцы!!!
Существуют пять методов изучения природы:
1.      Наблюдение;
2.      Описание;
3.     Эксперимент;
4.      Сравнение;
5.      Моделирование.
 Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
Знаютосновные методы изучения живой природы.
Умеют различать методы изучения живой природы и приводить примеры;
давать определения биологическим терминам;.
  Коммуникативные:
умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;    формирование;
составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов  с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов.

 V. Закрепление  нового (5 мин)
Цели:  Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций.
 
 Самостоятельная работа с учебником, с целью закрепления нового материала и поиска ответов на поставленные вопросы. Отвечают на вопросы учителя и находят искомый код.
 
 
 Постановка вопросов. Помощь, при формулировке ответов на них.
 Учитель: «Ребята, вы большие молодцы!!! Отлично поработали на уроке!!! Теперь нам пора возвращаться в класс. А для того что бы открылись двери лаборатории, необходимо ввести код. Кодом служат верные ответы на следующие вопросы:
1.      Какие методы изучения природы вы узнали?
2.      Как можно использовать компьютер при биологических исследованиях?
3.      Кого называют орнитологом?
4.      Какие методы применяют в природе, а какие в лаборатории?
Физкультминутка
 Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний.
Знают методы изучения природы.
Умеютразличать методы изучения живой природы и приводить примеры;
давать определения биологическим терминам;
 Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.
Личностные: мотивировать свои действия.

 VI. Контролирующее задание (10  мин)
Цели: Проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации, проверить умение учащихся различать методы изучения живой природы и приводить примеры.
.
 Отвечают на вопросы учителя
 
Самостоятельно заполняют  предложенную таблицу, используя текст учебника.
 
 
 
 
 
 
 
 
 Постановка проблемного вопроса. Контроль над выполнением поставленного задания.
 
 
 
 
 
 
 
 Учитель: «На основе полученных знаний, давайте попытаемся вместе ответить на вопросы:
Какие методы были применены автором этих строк для изучения природы. -За 1 час муравьи берут в плен на 0, 4 га леса вокруг муравейника 2 тыс. гусениц? -Лен цветет голубыми цветочками только до обеда. -Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12. м
А сейчас вам придется поработать самостоятельно и проверить, как вы усвоили новый материал».
Заполните, пожалуйста, следующую таблицу: 
Методы изучения природы:
Примеры:

1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.


 Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой измененной ситуации.
Знать: методы изучения природы
Уметь: различать методы изучения живой природы и приводить примеры; работать с предложенными таблицами и схемами.
Познавательные:
заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;
классифицировать методы изучения живой природы.
Регулятивные: прогнозирование –  предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы
Личностные: мотивировать свои действия.

 VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке(2 мин)
Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
.Высказываются по поводу изученного материала – что понятно, а что следует разобрать повторно.
 Анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале урока.
 Учитель: «Сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о прошедшем уроке - что вы сегодня узнали, понравился ли вам сегодняшний урок?»
 
 
 Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование и способов саморегуляции и сотрудничества.
 Коммуникативные:
понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.
Регулятивные:
Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целого.
Личностные:
умение рассуждать, анализировать и делать выводы.


15