Технологическая карта урока биологии 5 класс. Тема: Методы изучения природы.


Технологическая карта урока
Предмет: биология
Класс: 5
Тип урока: изучение нового материала
Тема урока Методы изучения природы.
Цель урока Расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы.
Задачи урока Познавательные:
Уметь устанавливать причинно- следственные  связи полученные в ходе изучения данной темы.
Регулятивные:
Развивать умения планировать и оценивать свою деятельность.
Коммуникативные:
Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически.
Личностные:
Формировать культуру умственного труда, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к живым организмам.
Формирование УУД - ЛичностныеУУД:
1. Соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.
2. Действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.
3. Умение рассуждать, анализировать и делать выводы.
-  Регулятивные УУД:
1. Прогнозирование –  предвосхищение результата и уровня усвоения.
2. Оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
- Коммуникативные УУД:
1. Планирование учебного сотрудничества.
2. Умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи.                 
3. Постановка вопросов;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;   
4. Умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли.
- Познавательные УУД:
1.Поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; умение структурировать знания.
2. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять таблицы, модели для получения информации; презентовать подготовленную информацию.
3. Заполнять предложенные таблицы с опорой на прочитанный текст; классифицировать методы изучения живой природы.
4. Смысловое чтение, поиск информации; моделирование.
5.Установление причинно-следственных связей.
Основные понятия Наблюдение, описание, эксперимент, сравнение, моделирование.
Ресурсы Природоведение. 5 класс.  Сухова Т.С., Строганов В.И.
Видеофрагмент.
Формы урока Фронтальная работа, работа в парах, индивидуально.
Методы Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
 Подготовка учащихся к работе на занятии.
Учитель: «Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал.  Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового Слушают, настраиваются на восприятие материала урока Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.
3. Проверка выполнения домашнего задания
Этап проверки домашнего задания:
Цели: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.
 
Учитель: Давайте ответим на вопросы, которые мы  рассматривали на предыдущем уроке:
1.      Расскажите, что такое живая природа? Какие объекты являются частью живой природы?
2.      Как вы думаете, каковы основные процессы жизнедеятельности живых организмов? На ваш взгляд, какова их роль в жизни живых организмов?» Знают что такое живая природа, перечисляют основные процессы жизнедеятельности живых организмов, какова их роль в жизни живых организмов.
Дают определение биологическим терминам Познавательные: Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи. Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу.
4. Изучение нового материала
Формулирование темы урока, постановка цели
Цели: Актуализация опорных знаний и умений. Записывает тему урока на доске. Задает вопросы, для выявления опорных знаний и умений.
Учитель: давайте вместе попробуем ответить на следующие вопросы:
1.      Кто изучает природу?
2.      Как, на ваш взгляд, изучают природу?
3.      Какие приборы используют в изучении природы?»
Запись темы урока в рабочую тетрадь по биологии. Предположения по поводу изучаемой темы. Отвечают на заданные вопросы.
Знают кто занимается изучением природы и при помощи чего происходит изучение живой природы.
Умеют планировать свои действия.
  Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.       
 
Изучение нового материала
  Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
Ввести понятия:
1.     Наблюдение;
2.      Описание;
3.     Эксперимент;
4.      Сравнение;
5.     Моделирование.
 Организует учебную деятельность, объясняет новый материал.
Учитель: Давайте просмотрим видео и попробуем выяснить, как же все- таки происходит изучение живой природы,  которая окружает нас». 
Демонстрация видеофрагмента.
Учитель:
«1. Что вы увидели,   при просмотре данного видеофрагмента?
2.Что вы можете рассказать об увиденном?
3.На основе чего вы построили свой рассказ?
Теперь просмотрите текст учебника и выберите из него те методы, которые вы использовали при построении своего рассказа».
Просматривают видео, высказывают свои предположения по поводу увиденного. Отвечают на вопросы. Делают выводы по изученному материалу.
 
Называют пять методов изучения живой природы.
 Коммуникативные:
умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;  составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов  с целью выделения особенностей.
5. Закрепление нового материала
Постановка вопросов. Помощь, при формулировке ответов на них.
Ответить на следующие вопросы:
1.      Какие методы изучения природы вы узнали?
2.      Как можно использовать компьютер при биологических исследованиях?
3.      Кого называют орнитологом?
4.      Какие методы применяют в природе, а какие в лаборатории?
 
Постановка проблемного вопроса. Контроль над выполнением поставленного задания.
 Учитель: «На основе полученных знаний, давайте попытаемся вместе ответить на вопросы:
Какие методы были применены автором этих строк для изучения природы.-За 1 час муравьи берут в плен на 0, 4 га леса вокруг муравейника 2 тыс. гусениц?-Лен цветет голубыми цветочками только до обеда.-Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12. м
А сейчас вам придется поработать самостоятельно и проверить, как вы усвоили новый материал».
Заполните, пожалуйста, следующую таблицу:
 
Методы изучения природы: Примеры:
1.
2.
3.
4.
5. 1.
2.
3.
4.
5.
Самостоятельная работа с учебником, с целью закрепления нового материала и поиска ответов на поставленные вопросы.
Отвечают на вопросы учителя.
Самостоятельно заполняют  предложенную таблицу, используя текст учебника.
 
 
Познавательные:
заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;
классифицировать методы изучения живой природы.
Регулятивные:прогнозирование –  предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Коммуникативные:умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы
Личностные: мотивировать свои действия..6. Домашнее задание
Домашнее задание *1 Р.Т стр 3-4 зад. № 3-4 7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников.
Учитель: «Сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о прошедшем уроке - что вы сегодня узнали, понравился ли вам сегодняшний урок?»
 
Высказываются по поводу изученного материала – что понятно, а что следует разобрать повторно. Коммуникативные:
понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.
Регулятивные:
Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целого.
Личностные:
умение рассуждать, анализировать и делать выводы.