Конспект урока. Написание слов с двойными согласными. (2 класс)


Трифанкова Алла Дмитриевна
ГОУ СОШ № 197
Урок во 2б классе.
Русский язык



Тема: Слова, в которых пишутся две одинаковые буквы.
Учитель Трифанкова Алла Дмитриевна.
Цели: - наблюдать за тем, что долгий согласный звук обозначается на письме двумя одинаковыми буквами.
- познакомить со словами с двойными согласными.

Ход урока:
I орг.момент.
Четверостишие написано на доске.
В школе тихо и светло
В этот ранний час.
Сквозь оконное стекло
Ветви смотрят в класс.
(С.Маршак)
II Сообщение темы урока.
Запись на доске.
Класс, ванна, дрожжи, группа, коллектив.

- Что общего в этих словах? (В каждом слове есть рядом стоящие две одинаковые буквы)
- Сегодня мы познакомимся с написанием слов с двойными согласными.
III Чистописание
- Какие двойные согласные встретились в словах записанных на доске?
Лл, СС, нн, жж, пп, рр, мм


- Пропишите буквы. Спишите четверостишие, которым мы начали урок. Подчеркните двойные согласные.
IV Работа по теме урока
Наблюдение за словами с двойными согласными.
Это что еще за трюк?
В слове слышим долгий звук
Ванна, Анна, тонна, класс
Раздвоился звук у нас
Если в слове слышишь вдруг
Долгий ты согласный звук,
Буквы две пиши скорей,
Будь внимательней вдвойне!
- Прочитайте столбики слов. Чем отличается произношение согласных звуков в середине слов в правом и левом столбике? А на письме?
она ванна перрон – пассажирская площадка на вокзале.
коса касса
ума сумма
перо перрон

- Долгий согласный звук на письме обозначается двойной согласной, т.е. буква этого звука пишится два раза. Причем долгий согласный мы слышим только после ударного гласного: сумма, масса.
Но если двойной согласный пишется после безударного гласного аккорд, баллон, долгого согласного мы не слышим. Эти слова нельзя проверить, чтобы не ошибиться, надо запомнить слова с двойными согласными.
Происхождение слов с двойными согласными.
- Откуда в русском языке появились эти слова? В основном слова с удвоенными согласными – «пришельцы» из других языков, сравните:
Французский Русский
Gruppe группа
Kasse касса
Profession профессия
- Легко ли одному оказаться в чужой стране, не зная языка?
Как вы думаете, легко ли жить словам иноязычного происхождения в русском языке?
( Думаем, что нет, т.к. они здесь чужие)
- У себя на родине, они писались с двойными согласными, наверное поэтому им оставили двойные согласные как связь с родиной, на память.
Итак, удвоенные согласные в корне – один из признаков слов иноязычного происхождения.
Работа с учебником стр.34
Упр.1

Анна – Аня
Алла – Аля
Васса – Вася

Работа с правилом
- Как вы думаете, а если мы будем образовывать однокоренные слова от слов с двойными согласными, останутся ли они в словах?
Чтение правила.
Упр.3
Образование однокоренных слов.
Масса – массовый
Касса – кассовый чек
Ванна – ванная комната
Класс – классная работа
Групповая игра

V Итог урока
- Как обозначается на письме долгий согласный звук?
- Всегда ли при двойном согласном сохраняется длительное звучание? ( нет, если согласный пишется после безударного гласного гласный, пишется после безударного гласного)
Баллон – долго согласного мы не слышим
- откуда в русском языке появились слова с двойными согласными?
- Назовите слова с двойными согласными.
VI Задание на дом.
Написать 5 слов с двойными согласными. С любым из слов составить и записать предложение.