Тема одиночества в стихотворении Парус М.Ю.Лермонтова

учитель русского языка и литературы
Карагандинской области, Актогайского района
ОСШ имени К.Байсеитовой
Сатмаганбетова Ж.А.

"Тема одиночества в стихотворении "Парус" М.Ю.Лермонтова"
Тип урока: обучающий
Основной метод обучения: метод эвристической беседы
Цели урока :
Обучающие:
1) продолжить знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова;
2) расширить представление о передаче эмоций через художественный текст;
3) Познакомить с приемом инверсии.
Развивающие:
1)развивать умение обучающихся анализировать лирическое произведение текст;
2) развивать умение строить монологические аргументированные высказывания по теме;
3)Развивать творческие способности обучающихся;
4) расширить представление обучающихся о возможностях компьютерной программы Power Point.
Воспитательные:
1)способствовать формированию нравственных качеств у обучающихся;
2)способствовать эстетическому воспитанию на примере произведений разных родов искусства;
3) Формировать положительное отношение к знаниям.
Оборудование урока: 1) Текст стихотворения «Парус» М.Ю.Лермонтова.
2)Аудиозапись романса «Белеет парус одинокий». Стихи М.Ю.Лермонтова , музыка Варламова , исполняет С. Лемешев.
3)Компьютерные презентации по темам: «Жизнь М.Ю.Лермонтова»; « Морские пейзажи в творчестве русских художников»
1) Портрет М.Ю.Лермонтова.
2) Кроссворды для каждого ученика.
3) Парусник.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Психологическая подготовка обучающихся к изучению новой темы.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Начнем наш урок литературы с необычного вопроса:
Как вы думаете, когда человек чувствует себя по-настоящему несчастным? (Когда болеет; Когда получает плохие оценки; Когда у него нет друзей; Когда одинок)
Учитель: Действительно, человек, как личность всегда должен чувствовать окружение близких и дорогих ему людей. Я думаю, что каждый из вас уже понимает, что такое чувствовать себя одиноким. А что вы чувствуете, когда слышите слово «Одиночество»? (грусть, растерянность, печаль и т.д.)
Учитель: Как вы видите, эмоции самые разнообразные, но, увы, далеко не положительные. В моей руке маленький кораблик. Что это? С одной стороны это свобода , когда ты рассекаешь морские волны, сила, когда ты борешься один на один со стихией. А с другой - это крошечный кораблик, посреди огромного водного пространства. И сегодня мы с этим корабликом совершим путешествие по небольшой части творчества М.Ю.Лермонтова и попробуем ответить на вопрос: Может ли быть одиноким великий человек или нет? И как его эмоциональное состояние отразилось на его творчестве?
3. Изучение новой темы.
Учитель: Закройте глаза и мысленно перенеситесь в начало 19 века, а именно в 1814 год. Именно в этом году родился М.Ю.Лермонтов. На этой остановке мы познакомимся с наиболее важными моментами в жизни этого талантливого поэта. Потому что нельзя понять творчества писателя, не зная его жизненного пути. Здесь у нас есть собственный экскурсовод, который подготовил доклад о важных моментах в биографии Лермонтова.
3.1 Доклад о жизни М.Ю.Лермонтова. (Ученик читает доклад)
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 15 октября 1814 года. Мать Мария Михайловна Лермонтова умерла в возрасте двадцати одного года , когда мальчику не было трех лет. Отец Лермонтова, Юрий Петрович, капитан в отставке, происходил из рода обедневших дворян. После смерти жены, рассорившись с тещей, оставляет ей сына и уезжает. Бабушка Лермонтова, Арсеньева Елизавета Алексеевна, после смерти дочери вырастила внука. Детство Лермонтова прошло в селе Тарханы Пензенской области, в именье бабушки. Михаил Юрьевич рос болезненным и чутким ребенком. Чтобы укрепить здоровье внука, Арсеньева возила его на Кавказ, на минеральные воды. Кавказ произвел на Михаила Лермонтова неизгладимое впечатление. Что в дальнейшем отразилось в его творчестве. Лермонтов получил прекрасное домашнее образование – бабушка не жалела на это денег. Будущий поэт был очень способным, он хорошо рисовал, лепил, играл на рояле и на скрипке, любил шахматы, знал несколько языков, много читал. С детства умел складывать рифмы, а с 14 лет стал писать стихи, свободно владел немецким и французским языками.
С этого времени всю свою любовь Арсеньева перенесла на внука, в чем признавалась: "...он один свет очей моих, все мое блаженство в нем".
За годы учения в пансионе и в университете с 1828 по 1832 годы Лермонтов написал около 300 стихотворений, 16 поэм, 3 драмы.
Под впечатлением разноречивых толков и споров о дуэли и гибели Александра Сергеевича Пушкина Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта» (1837). Стихи Лермонтова точно и сильно выразили народное горе и негодование. Их переписывали в книжных лавках, на улице, заучивали наизусть. Эти стихи распространялись по Петербургу, Москве, по всей стране в тысячах списков, их пересылали за границу. В Лермонтове увидели достойного наследника убитого Пушкина.
Лермонтову ближе был мир литераторов, композиторов и журналистов. Это было общество культурных людей, где говорили об искусстве, литературе, театре. Он много пишет, его произведения появляются в печати.
Поэт прожил всего 27 лет, в 1841 году Лермонтов, как и Пушкин, был убит на дуэли. Но он оставил нам замечательные произведения в стихах и прозе.
17 июля Михаил Юрьевич Лермонтов был погребен на Пятигорском кладбище, а в апреле 1842 году, по ходатайству бабушки, его прах перевезли в Тарханы.
-Глядя на экран, вы совершите экскурсию по Дому-музею в Тарханах.
Учитель: Что нового мы узнали из этого доклада? (Жизнь Лермонтова была очень интересной , но в то же время достаточно непростой, и это не могло не отразится на его творчестве)
Учитель: Закройте глаза и перенесемся на вторую остановку. Откройте глаза и представьте: перед вами море и вдалеке виднеется маленькое белое пятнышко – это парус. Послушайте, как о нем написал М.Ю.Лермонтов в 18 лет.
Но сначала ознакомьтесь с непонятными словами, которые будут встречаться в стихотворении. Словарная работа
Чтение учителем стихотворения «Парус». ПАРУС
Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы, - он счастия не ищет И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!

ЖАЛАУ
ЖалCыз жалау жалтылдап.
Тaманды теSіз ™ренді...
Жай жерде ж_р не тыSдап?
Несі бар туCан жерінде?
ОйнаKтап толKын, жел гулеп.
Майысар діSгек сыKырлап...
Ол ж_рген жоK баK іздеп,
Jашпайды баKтан бойды aрлап.
Астында дария к™к майдан,
^стінде с‰уле алтын к_н.
Jарашы, ол бaл Kaдайдан
Сaрайды дауыл, к_ні – т_н.

Для казахского читателя «открыл» великого русского поэта Абай. Он говорил: «Лермонтов – поэт сильного негодования, поэт, чья любовь проникнута ядом гнева». Благодаря Абаю на казахском языке зазвучали и другие произведения. «Бородино», «Выхожу один я на дорогу». К стихотворению «Горные вершины» казахский просветитель сочинил музыку, и оно стало популярной песней.
В стихотворении «Парус» всего 12 строк (3 строфы), но в нем очень богатое содержание и совершенная форма. Здесь мы видим не только пейзажные зарисовки, но и глубокий психологический смысл. Картины природы – в первых двух строках каждой строфы, а третья и четвертая строки – размышления, глубокие раздумья.
Лермонтов написал это стихотворение на берегу Финского залива.
3.2 Анализ Стихотворения «Парус».
Учитель: В начале может показаться, что это стихотворение простое по тематике, что всё здесь понятно, но до сих пор исследователи творчества Лермонтова ведут споры, в чем главный смысл этого стихотворения. А какие чувства вызвало при прочтении у вас данное стихотворение ? (Чувства непонятные с одной стороны рисуется море красивое и безбрежное, а с другой парусник, который плывет по этому море неизвестно куда и просит бури)
Учитель: Давайте обратимся к образу моря. Каким рисуется оно в стихотворении? Найдите по тексту. (Оно разное. Сначала туманное, потом игривое, затем спокойное).
Учитель: Правильно. Образ моря на протяжении стихотворения меняется. А теперь посмотрим на образ паруса. Какими определениями пользуется автор, говоря о парусе? Найдите эти эпитеты в тексте. («Одинокий и мятежный»)
Учитель: Правильно. Известно, что В начале Лермонтов называл парус «Отдаленный», и только потом поменял это слово на слово «одинокой». Говоря «отдаленный» мы имеем в виду предмет, а слово «одинокий» может характеризовать не только предмет , но и состояние души человека.
Учитель : Так только ли о парусе идет речь в данном стихотворении? (Нет. Автор с помощью образа паруса передает нам и свои чувства)
Учитель: А как вы считаете, какое значение имеет слово «мятежный»? (непослушный, и.т.д.)
Учитель: Слово «мятежный» обозначает « тревожный, неспокойный , бурный» Как вы думаете, подходит ли данный эпитет образу паруса в данном контексте? (Да. Так как парус действительно и тревожный, и неспокойный. Не зря автор говорит после данного эпитета, что парус просит бури)
3.3. Изучение понятия «инверсия»
Учитель: Если вы внимательно читали стихотворение, то обратили внимание, что порядок слов в некоторых предложениях не вполне привычный для русского языка. В литературе такой прием называется «инверсия». Показывает , заранее сделанную надпись на доске.
Портрет М.Ю.Лермонтова.
Двадцать третье октября
Классная работа.
«Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»
Инверсия – от лат inversio_- перестановка. Перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычный порядок слов, благодаря которому автор достигает особой выразительности речи.
Учитель: Итак, мы выяснили, что инверсия используется для того, чтобы выделить какие-то важные для автора слова. Так, какие слова в этом стихотворении необходимо интонационно выделить? Давайте найдем пример инверсии в тексте.
(Ученики называют: парус одинокий моря голубом!.. стране далекой? краю родном?.. счастия не ищет не от счастия бежит! луч солнца золотой...)
Учитель: Попробуйте теперь сами прочитать данное стихотворение выразительно.
3.4 Выразительное чтение стихотворения.
Два ученика пробуют прочитать стихотворение выразительно.
3.5. Подведение итогов по анализу стихотворения.
Учитель: Давайте сделаем вывод.
Так чувствовал ли Лермонтов себя одиноким? (Да, чувствовал)
Учитель: Как нам становится это понятно? ( Нам это понятно из его творчества. Тех образов, которые он использует в своих стихотворениях, рисунках)
4. Контроль и оценка знаний.
Учитель: Ребята, у вас на столах лежат листочки с кроссвордами, ответив по порядку на все вопросы по горизонтали, по вертикали в выделенном столбце получится название города , в котором родился М.Ю.Лермонтов. Вам дается 4 минуты.
Ученики заполняют кроссворд. ( Смотрите приложение №2)
5 Подведение итогов урока.
1. Что нового узнали?
Учитель: Ребята, вы все сегодня очень хорошо трудились , старались. И особо старательным я за урок поставлю оценки. Вставлю оценки за урок.
6. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Учитель: дома вам предлагается сделать задания на выбор.
1. нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
2. нарисовать словесную иллюстрацию к стихотворению.
3. выучить стихотворение наизусть.(всем)
15