План-конспект урока по литературному чтению Тема одиночества в стихотворении М.Ю Лермонтова Парус


Тема: «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»
Цели урока :
Обучающие:
1) продолжить знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова;
2) расширить представление о передаче эмоций через художественный текст;
3) Познакомить с приемом инверсии.
Развивающие:
1)развивать умение обучающихся анализировать лирическое произведение текст ;
2) развивать умение строить монологические аргументированные высказывания по теме;
3)Развивать творческие способности обучающихся;
4) расширить представление обучающихся о возможностях компьютерной программы Power Point.
Воспитательные:
1)способствовать формированию нравственных качеств у обучающихся;
2)способствовать эстетическому воспитанию на примере произведений разных родов искусства;
3) Формировать положительное отношение к знаниям.
Оборудование урока: 1) Текст стихотворения «Парус» М.Ю.Лермонтова.
2)Аудиозапись романса «Белеет парус одинокий…» Стихи М.Ю.Лермонтова , музыка Варламова , исполняет С. Лемешев.
3)Компьютерные презентации по темам: «Жизнь М.Ю.Лермонтова»; « Морские пейзажи в творчестве русских художников»
Портрет М.Ю.Лермонтова.
Кроссворды для каждого ученика.
Парусник.Иллюстрация М.Ю.Лермонтова.
Ход урока
1.Сообщение темы урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами снова войдём в мир поэзии и познакомимся с творчеством великого русского поэта М.Ю.Лермонтова ,постараемся понять как в своих стихах поэт выражал свои чувства. Мысленно перенеситесь в начало 19 века, а именно в 1814 год. Именно в этом году родился М.Ю.Лермонтов. Мы познакомимся с наиболее важными моментами в жизни этого талантливого поэта. Потому что нельзя понять творчества писателя, не зная его жизненного пути. Здесь у нас есть собственный экскурсовод, который подготовил доклад о важных моментах в биографии Лермонтова.
2.Доклад и презентация о жизни М.Ю.Лермонтова.
Ученик: Читает доклад и показывает презентацию.
Учитель : Что нового мы узнали из этого доклада?
Ученик: Жизнь Лермонтова была очень интересной , но в то же время достаточно непростой, и это не могло не отразится на его творчестве.
Чтение учениками стихов М Ю Лермонтова наизусть.
3. Психологическая подготовка обучающихся к изучению новой темы.
Учитель: Продолжим наш разговор необычным вопросом: Как вы думаете, когда человек чувствует себя по-настоящему несчастным?
Ученики: Когда болеет;
Когда получает плохие оценки;
Когда у него нет друзей;
Когда одинок;
Учитель: Действительно, человек, как личность всегда должен чувствовать окружение близких и дорогих ему людей. Я думаю, что каждый из вас уже понимает, что такое чувствовать себя одиноким. А что вы чувствуете, когда слышите слово «Одиночество»?
Ученики: грусть, растерянность, печаль и т.д.
Учитель: Как вы видите, эмоции самые разнообразные, но , увы, далеко не положительные. В моей руке маленький кораблик. Что это? С одной стороны это свобода , когда ты рассекаешь морские волны, сила, когда ты борешься один на один со стихией. А с другой - это крошечный кораблик, посреди огромного водного пространства. И сегодня мы с этим корабликом совершим путешествие в по небольшой части творчества М.Ю.Лермонтова и попробуем ответить на вопрос : Может ли быть одиноким великий человек или нет? И как его эмоциональное состояние отразилось на его творчестве?
Представьте: перед вами море и вдалеке виднеется маленькое белое пятнышко – это парус. Послушайте, как о нем написал М.Ю.Лермонтов в 18 лет.
Чтение учителем стихотворения «Парус».
ПАРУС
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы, - он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
4.Анализ Стихотворения «Парус».
Учитель: В начале может показаться, что это стихотворение простое по тематике, что все здесь понятно, но до сих пор исследователи творчества Лермонтова ведут споры , в чем главный смысл этого стихотворения.
А какие чувства вызвало при прочтении у вас данное стихотворение ?
Ученики: Чувства непонятные с одной стороны рисуется море красивое и безбрежное, а с другой парусник, который плывет по этому море неизвестно куда и просит бури. Как называются такие слова, которыми обозначают противоположное? (Антонимы.)
. (Ищет – кинул; в стране далекой – в краю родном; под ним… - над ним…; буря – покой).
какие еще художественные приемы использует автор?
(Олицетворение: «играют волны», «ветер свищет», «он (парус) ищет, кинул, бежит».
Эпитеты: (парус) «одинокий», (в тумане) «голубом», (он) «мятежный», «светлей лазури»). (Метафора: «в тумане моря». Звукопись: «ветер свищет, и мачта гнется и скрыпит».
Учитель: Давайте обратимся к образу моря. Каким рисуется оно в стихотворении? Найдите по тексту.
Ученик: Оно разное . Сначала туманное в(»тумане моря»-метафора), потом игривое(играют волны-олицетворнение), затем спокойное.
Учитель: Правильно. Образ моря на протяжении стихотворения меняется. А теперь посмотрим на образ паруса. Какими определениями пользуется автор, говоря о парусе? Найдите эти эпитеты в тексте.
Ученик : «Одинокий и мятежный»
Учитель : Правильно. Известно, что В начале Лермонтов называл парус «Отдаленный», и только потом поменял это слово на слово «одинокой». Как вы думаете почему Лермонтов поменял эпитет?
Ученик: Говоря «отдаленный» мы имеем в виду предмет, а слово «одинокий» может характеризовать не только предмет , но и состояние души человека.
Учитель : Так только ли о парусе идет речь в данном стихотворении?
Ученик: Нет. Автор с помощью образа паруса передает нам и свои чувства.
Учитель : А как вы считаете , какое значение имеет слово «мятежный»?
Ученик: непослушный, и.т.д.
Учитель : Слово «мятежный» обозначает « тревожный, неспокойный , бурный» (высок). Как вы думаете, подходит ли данный эпитет образу паруса в данном контексте?
Ученик: Да. Так как парус действительно и тревожный, и неспокойный. Не зря автор говорит после данного эпитета, что парус просит бури.
Изучение понятия «инверсия»
Учитель: Если вы внимательно читали стихотворение, то обратили внимание, что порядок слов в некоторых предложениях не вполне привычный для русского языка. В литературе такой прием называется «инверсия».
Учитель показывает , заранее сделанную надпись на доске.
Инверсия – от лат inversio_- перестановка. Нарушение общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычайная последовательность слов в предложении.
Учитель: Давайте найдем пример инверсии в тексте.
Ученики: парус одинокой
моря голубом!..
стране далекой?
краю родном?..
счастия не ищет
не от счастия бежит!
луч солнца золотой...
Учитель: Итак, мы выяснили, что инверсия используется для того, чтобы выделить какие-то важные для автора слова. Так , какие слова в этом стихотворении необходимо интонационно выделить?
Ученики называют.
Учитель: Попробуйте теперь сами прочитать данное стихотворение выразительно.
Выразительное чтение стихотворения.
Два ученика пробуют прочитать стихотворение выразительно.
Сопоставление стихотворения «Парус» с произведениями других видов искусства.
Учитель: Молодцы, ребята. Стихотворение «Парус» Лермонтова нашло отзвук и в творчестве других выдающихся людей. Предлагаю вам послушать романс «Парус» композитора Варламова и , слушая его посмотреть на морские пейзажи русских художников.
Ученики слушают романс и смотрят презентацию на экране.
Учитель: как вы думаете, удалось композитору и певцу передать настроение данного стихотворения.
Ученик: Да. И музыка , и исполнитель очень точно передают те эмоции , которые хотел передать Лермонтов. Темп, громкость, выделение слов помогают ощутить настроение поэта.
Учитель: А похожи ли картины на пейзаж, нарисованный Лермонтовым.
Ученик: Да, похожи.
Учитель А на ваш взгляд какой из этих пейзажей наиболее точно отразил мысли поэта.
Ученики высказывают различные мнения.
Учитель: Среди данных репродукций есть рисунок самого Лермонтова. И возможно, что перенося образ одинокого паруса в другое художественное измерение, Лермонтов непроизвольно подчеркнул свое настроение , владевшее им в те годы.
Подведение итогов по анализу стихотворения.
Учитель: Давайте сделаем вывод. Так чувствовал ли Лермонтов себя одиноким?
Ученик: Да, чувствовал.
Учитель: Как нам становится это понятно?
Ученик: Нам это понятно из его творчества. Тех образов , которые он использует в своих стихотворениях, рисунках.
5. Контроль и оценка знаний.
Учитель: Ребята, у вас на столах лежат листочки с кроссвордами, Ответив по порядку на все вопросы по горизонтали, по вертикали в выделенном столбце получится название города , в котором родился М.Ю.Лермонтов. Вам дается 4 минуты.
Ученики заполняют кроссворд.
6.Подведение итогов урока.
Учитель
? : Теперь давайте подведем итоги нашей работы сегодня. И сделаем мы это с помощью упражнения «5 пальцев»
Мизинец – мыслительный процесс. Что нового узнали?
Безымянный – близость цели. Что вы сделали сегодня для достижения своей цели.
Средний – состояние духа. Какое у вас было настроение?
Указательный – услуга , помощь. Чем ты помог ? кого порадовал?
Большой – бодрость. Как вы чувствовали себя на уроке
Учитель: Ребята , вы все сегодня очень хорошо трудились , старались. И особо старательным я за урок поставлю оценки.
Учитель ставит оценки за урок.
Инструктаж по выполнению домашнего задания.
нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
нарисовать словесную иллюстрацию к стихотворению.
выучить стихотворение наизусть.
Кроссворд по творчеству М.Ю.Лермонтова.
Ответьте на вопросы по горизонтали , и тогда по вертикали в выделенном столбце у вас получится город , в котором М.Ю. Лермонтов в 1814 году родился.

1.Какой образ в стихотворении «Парус» противопоставляется образу паруса.
2 Подберите синоним к слову «мятежный».
3 Художественный прием: Перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычайная последовательность слов в предложении.
4 Поэт, которому Лермонтов посвятил стихотворение «Смерть поэта».
5 Композитор романса «Белеет парус одинокий…» на стихи Лермонтова.
6 Название поместья, в котором провел свое детство М.Ю.Лермонтов.