Разработка урока. Стихотворение Лермонтова Смерть поэта (10 класс)


Цели:
1. Актуализировать имеющиеся знания учащихся о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.2. Учить анализировать лирические произведения на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта».3. Содействовать развитию памяти, мышления, воображения посредством ТСО.4. Воспитывать интерес к урокам русской литературы, творчеству поэтов XIX века.
Ход урока
I. Организационный момент
Замолкли звуки чудных песен,Не раздаваться им опять:Приют певца угрюм и тесен,И на устах его печать.
 - Эти строки были посвящены М.Ю. Лермонтовым А.С. Пушкину. Но какой-то неведомой рукою они наложили свою скорбную печать и на самого автора.

 - Сегодня мы вновь обратимся к жизни и творчеству одного из величайших поэтов XIX века М.Ю. Лермонтову.

II. Актуализация знаний биографии М.Ю.Лермонтова
(Выходят учащиеся, предварительно подготовившие совместно с учителем биографические сведения о М.Ю. Лермонтове.)
Михаил Юрьевич Лермонтов прожил очень короткую жизнь – всего 27 лет. Он был на 15 лет моложе Пушкина и только на 5 лет – Гоголя. Между тем Гоголь еще чувствовал себя младшим современником Пушкина, а Лермонтов уже ощутил себя его наследником. Им, обоим, Лермонтову и Гоголю, предстояло подвести итог «золотому веку» русской литературы после ухода из жизни Пушкина.
Какие факты биографии имели определяющие значение в судьбе и творчестве Лермонтова?
Расскажите о детских и юношеских годах поэта.
Каковы были взаимоотношения между М.Лермонтовым и светским обществом?
Назовите причины первой и второй ссылок поэта на Кавказ.
Как вы думаете, в чем заключается основная причина гибели Лермонтова?
III. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта»

1. Подготовка к восприятию
- Стихотворение было написано сразу после кончины Пушкина, лишь только весть о ней облетела Петербург. Это лирический монолог, в котором гневная речь поэта-оратора состоит из резко меняющихся по своей ритмике отрывков. Столь же резко меняется тональность и стиль. С одной стороны, возвышенная, декламационная лексика, восходящая к жанру оды, а с другой – задумчивая речь, состоящая из воспоминаний, размышлений, сожалений. Давайте внимательно прочитаем это стихотворение вслух, а затем проанализируем его.

2. Первичное восприятие
(Учитель и учащиеся читают стихотворение.)
3. Анализ стихотворения.
- С одной стороны автор использует обличительные эпитеты, броские и негодующие:
Не вынесла душа поэтаПозора мелочных обид,Восстал он против мнений светаОдин, как прежде…и убит!
- С другой стороны он использует слова и образы, взятые из элегий:
Замолкли звуки чудных песен,Не раздаваться им опять:Приют певца угрюм и тесен,И на устах его печать.
- Гневное обличение сменяется рассказом («Его убийца хладнокровно…»), затем элегическим размышлением, затем снова ораторской речью, элегией и опять декламацией («А вы, надменные потомки…»). Ритм и речь передают нервное состояние и страстное переживание исполненного негодования и чрезвычайно взволнованного поэта. Лермонтов вспоминает в стихотворении и другого поэта – Ленского из романа «Евгений Онегин», образ которого подчеркивает трагическую участь Пушкина и типичность трагедии творческой личности. Лермонтов написал стихотворение не столько о Пушкине-человеке и Пушкине – поэте, сколько о Поэте-избраннике. Поздний Пушкин уже давно не соответствовал тому образу, который нарисован Лермонтовым. Автор в большей степени думал над образом Поэта вообще. Поэта гонимого, одинокого, о его извечном противостоянии «толпе», о его конфликте с властью и о неразрешимости этого конфликта. Поэтому лермонтовская образность восходит как к допушкинской, так и к пушкинской романтической образности:
И прежний сняв венок, - они венец терновый,Увитый лаврами, надели на него:Но иглы тайные суровоЯзвили славное чело…
- А несколько раньше Лермонтов сказал о «дружбе простодушной», и о завистливом «свете», губительном для сердца Поэта. Здесь вновь встала тема коварства и лицемерия «света», который, воздавая хвалу поэту и надевая на его голову прикрытый лаврами венок, на самом деле возложил на его голову венок терновый, колючий, уязвляющий. Эта романтическая метафористическая образность была использована и энергично укрупнена Лермонтовым.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушнойВступил он в этот свет, завистливый и душныйДля сердца вольного и пламенных страстей?Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,Зачем поверил он словам и ласкам ложным,Он, с юных лет постигнувший людей?..
- Можно сказать, что Лермонтов с помощью романтической образности воссоздает характерный духовный портрет романтического поэта. Лермонтов значительно обобщает, символизирует образ поэта и приравнивает его ко Христу, распятому на кресте за проповедь истины. Поэтическое же поприще он сравнивает с крестной мукой. Все это придает «Смерти Поэта» романтическую приподнятость, высокую степень обобщенности. Конфликт поэта с окружающим миром выглядит трагически неразрешимым.



4. Выразительное чтение стихотворения (вторичное)
IV. Итог урока
- Что нового и интересного узнали о жизни М.Ю.Лермонтова.- С каким произведением познакомились, и какую роль оно сыграло в жизни поэта?- Кому было посвящено стихотворение «Смерть Поэта»?- Чей образ изобразил М.Ю.Лермонтов в этом стихотворении?


469905299075
V. Постановка домашнего задания