Технологическая карта урока по русскому языку на тему: Употребление заглавной буквы в собственных именах существительных


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №9










Технологическая карта урока

Тема: «Употребление заглавной буквы в собственных именах существительных»









Учитель: Нестерова Татьяна Сергеевна
Место работы: МБОУ СШ №9,
Городского округа город Выкса Нижегородской области.
Должность: учитель начальных классов











Пояснительная записка

Технологическая карта урока по русскому языку по теме: «Имена существительные собственные»
Предмет: русский язык
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Базовый учебник Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В. П. Канакина, В. П. Горецкий, М.Н. Дементьева, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкина
М.: «Просвещение», 2012.

Тема урока: Употребление заглавной буквы в собственных именах существительных

Цель урока: формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных) по теме: «Имена существительные собственные»
Задачи:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией;
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
- развитие умения использовать различные способы поиска информации;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);
- формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения;
- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
Тип урока: мультимедийный комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, в группах, парах

Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация урока, загадки, карточки для индивидуальной работы с разноуровневыми заданиями, карточки с заданиями для работы в группах (кроссворд), в парах.
Название этапа
Время, мин
Форма работы
Содержание взаимодействия с учащимися
 Деятельность учителя  
 Деятельность учащихся
Формируемые УУД

Организационный
 1-2  
Включение в деловой ритм. Эмоциональный настрой на работу  
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку (Пять)
- Добрый день, ребята. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Давайте поприветствуем друг друга улыбкой, поделитесь хорошим настроением. Надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.

Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь - слушай»
- Значит, чему будет посвящён урок? (Изучению нового).
 Мотивирует обучающихся к учебной деятельности, Контролирует готовность к уроку  
Проявление интереса. Эмоциональный настрой на урок.   




- Регулятивные:
контроль
- Личностные:
самоопределение к деятельности - Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний  
 5-6  
Наблюдение, постановка опыта, самостоятельная работа.  
 Словарно-орфографическая работа. Работа с фразеологическими оборотами: «Попасть в молоко» - промахнуться мимо цели. «Молочные река, кисельные берега» - о сказочном изобилии. Чистописание: Мм мя ям му ум
Коза Милка и козлёнок Мушка пасутся на лугу.




 Организует повторение знаний, закрепление умений. Определяет типичные недостатки.
Демонстрируют знания, умения
-Познавательные:
постановка и решение проблемы;
- Регулятивные:
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
- Личностные:
развитие учебно-познавательных мотивации.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Целеполагание  
 2-3  
Выход на тему урока. Учебная дискуссия. Задание с недостающими данными.
 - Почему я подчеркнула буквы в словах Милка, Мушка?
- Сформулируйте тему урока (обсуждение в парах).
- Чему будем учиться?
Создает проблемную ситуацию, ситуацию познавательных противоречий.  
Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях, связанных с поиском ОСД и личного совершенствования










- Регулятивные:
умение сотрудничать, вступать в дискуссию, умение ставить цели, планировать свою работу..
- Познавательные:
Анализировать доказывать, отстаивать свое мнение - Коммуникативные:
умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

 Открытие нового знания.  





































Психофизическая тренировка


























 10-11  







































1
 Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса, проблемной ситуации. Дидактическая игра. Коллективные формы работы (в парах). Учебная дискуссия. Практическая работа.  






























Релаксация
 Дидактическая игра «Помоги почтальону».






Теперь прочитаем само письмо.
«Здравствуй оля! Живу я хорошо. Я очень рад.
Теперь у меня есть шарик! Твой брат лев».

- Всё ли вы поняли из письма?
- Чему рад автор письма?
Читаем приписку.
«Шарик звонко лает».
- О ком же идет речь в письме?
Исправление ошибок, которые допустил мальчик
- Какие правила нужно знать, чтобы наша речь была понятной?
- Дети называют правила.
Имена собственные пишутся с большой буквы

- Сейчас мы поиграем с вами в интересную игру. Я буду называть слова. Если это имя собственное, то встаньте, если какое-то другое слово – присядьте. Будьте внимательны:
Мама, собака, Жучка, коза, воробей, Мурка, Дима, окунь, Маршак, слон, сорока, Петров, корова, шарик/ Шарик (здесь дети могут засомневаться).
- Ребята, как вы думаете, почему некоторые из вас присели, а некоторые подняли руки, когда я произнесла слово шарик/Шарик?
- Как называются слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение?
(Многозначные).
- Действительно, написание слов шарик/Шарик зависит от его значения.


 Создает проблемную ситуацию. Побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Организует работу в парах. Побуждает к анализу собственных действий.



























Организация психофизической тренировки
Анализируют проблемную ситуацию, ищут решение, выдвигают и проверяют гипотезу.


































Выполняют упражнение
- Познавательные:
формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.
- Личностные:
выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
-Коммуникативные:
Формирование умений учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
- Регулятивные:
предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;


 Первичное закрепление нового материала  





















Гимнастика для глаз.

 4-5  
























1




29
 Практическая работа. Коллективная работа (фронтально) 






















Снятие усталости с глаз
(мультимедийное упражнение)
     Списать текст с карточки, вставить правильную букву.
Незнайка затрудняется в выборе буквы. Помогите ему.
(фронтальная работа – комментирование с проговариванием правила).
«У девочки (Л, л)илии есть братишка (В,в) асилёк и подруга (Р,р) оза. Дети решили собрать букет цветов. В саду (Р,р) оза сорвала две (Л,л) илии, а (Л,л) лия – красивую (Р,р) озу. В поле ушёл (В,в) асилёк и принёс (В,в) асилёк».

 Организует практическую работу. Организует проговаривание нового знания и способа действия.
Работают по алгоритму, излагают, объясняют учебный материал.
- Регулятивные:
Умение организовать учебную деятельность, составлять алгоритм действий.
- Личностные:
формирование самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах, положительное отношение к себе. Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем.
- Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;
- Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Самостоятельная работа  
 4-5  
Выполнение упражнений знаний и умений во взаимосвязи с уже известными знаниями и умениями, способами действий. Практическая индивидуальная работа.
 - Подберите животным клички и запишите их рядом с названиями
- Примените изученные орфограммы. Я уверена, что вы все справитесь.
кошка Дружок
собака Мурка
корова Хавронья
конь Зорька
свинья Орлик
Проверка с помощью мультимедийной презентации.
- С какой буквы написали клички животных?
- Какое правило применили?
Организует ситуацию выбора в соответствии с возможностями, вариантность.
Использует приобретенные знания в практической деятельности. Самооценка.
- Познавательные:
умение использовать информациюи вычленять необходимую для решения учебной задачи.
.
- Личностные:
уточнение собственных возможностей
- Регулятивные:
формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

 Повторение 
 3-4  
 Действие по обобщению: - анализ признаков объекта;
- выделение главных признаков;
- объединение признаков;
- оформление вывода.
Действия по оценке знаний умений и навыков.
 Восстановление деформированного текста (коллективная работа).
- Восстановите текст, исправьте ошибки и подчеркните главные члены предложения
- В каком слове допущена ошибка? (обсуждение в парах)
спал, крыльце, на, котёнок, пушок, маленький
- Запись с комментированием

 Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу.
Выявляют границы применимости нового знания и выполнения заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.  
- Познавательные:
выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;
установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования.
- Коммуникативные:
высказывать сравнения по результатам сравнения.
- Личностные:
формирование собственных представлений о предмете изучения; реализация личностного потенциала; анализ личностного изменения в процессе учения.


Рефлексия учебной деятельности (итог урока)
2-3
Беседа
- Какую задачу ставили в начале урока?
- Удалось ли её решить?
- Что нового узнали на уроке?
- Где можно применить новые знания?
- Какие слова пишутся с большой буквы?
Чтение правила
- Кого хотите поблагодарить?
- Положите зеленый кружок тому, кто вам помог (кружки на парте каждого ребенка)
- Оцените свою работу на уроке (на парте каждого ребенка смайлики с настроением).
Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения.
Анализирует деятельность.
- Регулятивные:
оценка своих достижений на уроке.
- Личностные:
самоопределение
- Познавательные:
Рефлексия мотивации, способов деятельности общения.


КОМУ: Ивановой оле
КУДА: г. выкса
Ул. Зелёная, 5




Заголовок 115