Конспект урока по русскому языку на тему «Употребление заглавной буквы в собственных именах существительных»

Сведения об авторе: Новикова Елена Николаевна, РФ, Свердловская область, город Нижняя Тура, МБОУ»СОШ № 1».
Название публикации: Урок русского языка во 2-м классе с использованием здоровьесберегающих приемов и средств обучения.
Тема: «Употребление заглавной буквы в собственных именах существительных»
Название секции: фестиваль «Конспект урока»
Адрес электронной почты: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Телефон: 89090154909





















Урок русского языка во 2-м классе с использованием здоровьесберегающих приемов и средств обучения.
Тема: «Употребление заглавной буквы в собственных именах существительных»
Цели: 1) Закрепление знаний учащихся об употреблении большой буквы в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, в названиях городов, улиц, рек, стран.
2) Развитие мышления, памяти, внимания, речи учащихся.
3) Воспитание нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения, воспитание интереса к миру детской художественной литературы, взаимоуважения, взаимовыручки, умения работать согласованно с одноклассниками.
Оборудование: компьютерная презентация урока, загадки, перфокарты, карточки со словарными словами, обратная связь, разноуровневые задания, карточки с заданиями для работы в группах, тесты, магнитофон.
Тип урока: закрепление полученных знаний.
Форма урока: урок-путешествие.
Система обучения: традиционная (с использованием элементов технологии творческого развития А. З. Рахимова).
Ход урока.
Организационно – мотивационный этап.
- Ребята! Сегодня необычный урок русского языка. К нам пришли гости. У нас праздник. Вы рады нашим гостям.
- Покажите свое настроение.
Аутогенная тренировка.
- Теперь закройте глаза, повторяйте со мной:
«У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым и терпеливым. Я успею сделать все! Я буду предельно внимателен на уроке.»
- Пусть урок принесет вам радость!
Физминутка.
- Сядьте на стул поудобнее. Сделайте вдох и выдох. Медленно выдыхайте.
- Вдох, задержите дыхание, выдохните.
- Растирайте грудь, спину. Выпрямляем позвоночник.
- Ребята, освоить русский язык трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к занятиям.
1) Актуализация знаний.
1 слайд
- Сегодня все ученики нашего класса отправятся в волшебный мир русской народной сказки «Гуси- лебеди». Помните, гуси – лебеди унесли братца. Побежала девочка искать его. Она просила помощи у печки, яблони и речки. Но прежде чем помощь девочке, они просили ее исполнить их желания.

2 слайд
Девочка, конечно, спешит, волнуется. А нас много, мы поможем ей. Если в сказке у девочки были одни испытания, то у нас с вами – другие и намного сложнее. Испытания будут связаны с темой сегодняшнего урока.
А тему сформулируете сами. В путь! Добро пожаловать в сказку.

3 слайд
Итак, девочка догадалась, что гуси – лебеди унесли братца, и бросилась догонять их. Бежала, бежала, увидела – печь стоит.
- Печка, печка, скажи, куда гуси – лебеди полетели? Печка ей в ответ: «исполни мое желание, скажу!»
- В сказке девочка исполнила желание печки? Печка сказала куда гуси – лебеди полетели? Мы поможем девочке. А чтобы ошибок избежать, будем память развивать.
а) Задание для развития памяти.
- Прочитать пословицы вслух, запомнить, записать, проверить.

4 слайд
1) «Не дорого начало, а похвален конец».
2) «Худо тому, кто добра не делает никому».
- Самооценка.

5 слайд
Побежала девочка дальше. Стоит яблоня.
- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси – лебеди полетели?
- Что сказала яблоня?
- Как поступила девочка?
- Мы поможем девочке.


б) Минутка чистописания.
- Чтобы помочь девочке, нам нужно красиво, каллиграфически правильно и без ошибок списать эти строчки.
Гимнастика для пальцев.

На доске.
Ии Ии Иван Иванушка Иванов
Дорогая яблоня, помоги найти Ивана!
- Подчеркните самые красивые буквы. Оцените свою работу.
- Что интересного заметили? (Все буквы написаны с большой буквы. На второй строчке слово Иван в конце предложения написано с большой буквы).
- Почему? Какой вывод можно сделать?
Обсуждение в группах.

2) Постановка У.З.
- Сформулируйте тему урока.
6 слайд
Обсуждение в группах.
Сообщение темы урока.

7 слайд
Бежит девочка дальше. Течет молочная река, кисельные берега.
- Молочная река, кисельные берега, куда гуси – лебеди полетели?
- Какое желание просит исполнить молочная река?
- Помогла ли она девочке?
- Почему же и печка, и речка, и яблоня не сказали девочке, куда гуси – лебеди полетели?
в) Словарная работа.
- Мы поможем девочке исправить ее ошибки.
- Я загадаю вам загадки.
Девочкам. Мальчикам.
Белое да не вода, Рыжий молокозавод
Сладкое, да не мед. День жует и ночь жует.
От рогатой беру Ведь траву не так легко
И деточкам даю. Переделать в молоко.
- Какое правило нужно помнить, чтобы грамотно написать эти слова. Назовите орфограмму (-оро-, -оло-).
- Сейчас запишем слова с этой орфограммой.
Три группы работают
с перфокартой.
К . рова, м . локо, м . роз,
в . рона, с . рока, в . робей
Взаимопроверка.
- Дайте корове кличку. Составьте предложение и разберите его по членам предложения.
Задание для четвертой группы: списать слова, вставляя пропущенные буквы.
М . рковь, п . мидор, к . ртофель,
. гурец, к . пуста, ов . щи
Самопроверка.
Сочините стихотворение, используя эти слова.

Самооценка
Долго девочка бегала по полям и лесам.

8 слайд
Вдруг видит Избушку на курьих ножках. Стоит, поворачивается. В избушке баба – яга прядет, а на лавочке сидит братец. Ежик помог девочке. Взяла она братца и побежала.
Сестра с братцем добежала до речки.
- Речка – матушка, спрячь меня!
- Исполни мое желание. (Девочка съела простого киселька с молоком). Помогите девочке, выполните свое задание.
г) Проверка домашнего задания.
1) №244 - подчеркнуть названия животных одной чертой, клички – двумя.
Обратная связь – проверка с помощью разноцветных флажков.
2) Индивидуальное задание - записать названия городов, которые находятся на территории Татарстана.
Проверка.

9 слайд
Выбери верное утверждение:
- Имена собственные пишутся с большой буквы
- Имена собственные пишутся с маленькой буквы.
Обсуждение в группах.

Физминутка (магнитофонная запись: шум воды, голоса птиц).
Белые лебеди, лебеди летели и на воду сели.
Сели, посидели. Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
Очень бесшумно на воду садятся.
Операционально – исполнительный этап.
Решение УЗ.
Молодцы! Вы выполнили задание. Речка укрыла девочку с братом под кисельным берегом.
Девочка с братом опять побежали. А гуси – лебеди летят, крыльями машут. Вот – вот схватят.

10 слайд
Стоит яблоня. Обратилась девочка к ней.
Яблоня: «Съешь мое лесное яблоко»
- Как поступила девочка?
А нам яблоня дает такое задание: «В моем лесу обитают разные животные и птицы. Познакомьтесь с ними. Подберите животным клички и запишите их рядом с названиями».

11 слайд
Кошка Шарик
Собака Мурка
Корова Сокол
Конь Зорька
Гусь Гришка
Проверка. (Правильный ответ на экране).
- С какой буквы написали клички животных?
Самооценка
Физкультминутка по тренажерам В. Ф. Базарного.
Глазами водят за паучком по:
- горизонтали,
- вертикали,
- овалу по часовой стрелке,
- овалу против часовой стрелке,
- восьмерке.

- Дайте животным клички на татарском языке.

12 слайд
эт –
м‰че –
сыер –
ат –

-Животных мы называем нашими младшими братьями, нашими друзьями. За что же мы любим их? Как нужно относиться к животным?
- Вы отлично справились с заданием. Яблоня заслонила ветвями. Гуси – лебеди не заметили детей. Девочка опять побежала. А гуси – лебеди летят. Того гляди братца из рук вырвут. Добежали они до печки.

13 слайд
- Печка – сударыня, спрячь меня.
- Съешь моего ржаного пирожка.
А нам печка дает такое задание: «Образуйте фамилии от названий цветов, клички животных – от слов, названия сел – от имен».
Работа в группах.

14 слайд
1) Колокольчик - 2) Шар –
Василек - Стрела –
Ромашка - Пух –
3) Семен –
Иван –
Николай –
4) По учебнику - с. 124 №240.
Проверка.
Вывод. С какой буквы написали названия деревень и городов?
- В каком городе мы живем?
- Почему наш город назвали Казань?

15 слайд - достопримечательности Казани
Сообщение: «Почему наш город назван так, а не иначе».
Гимнастика для глаз.








16 слайд
Тест.
- Заштрихуйте только те слова, которые следует писать
с большой буквы. При правильном ответе – закрасится
цифра «5».
(У,у)читель
(И,и)ван (П,п)етрович

(М,м)альчик
(П,п)аша

(С,с)обака
(Д,д)ружок

(К,к)от
(П,п)ушок

(Г,г)ород
(О,о)мск

(У,у)лица
(Ф,ф)рунзе








Рефлексивно – оценочный этап.
- Какая задача вами была поставлена на уроке?
- Что вы узнали на этом уроке?
- Какие выводы сделали?
- Как смоделировали урок?

- Какие слова пишутся с большой буквы?

17 слайд
Имена, Отчества,
Фамилии
Клички животных
Названия городов, сел






Пишутся с большой буквы

- Прочитайте правило вслух по схеме.
- Прочитайте про себя.
- Расскажите друг – другу.
Отвечает каждая группа.
Молодцы! Печка осталась довольна и спрятала девочку. Гуси – лебеди улетели. А девочка с братом вернулись домой.
-Как вы думаете, изменилась ли девочка?
- Поняла ли она свою ошибку?
Вывод. Чтобы вернуть утраченное, приходится принимать помощь друзей, слушать их советы, иногда приходится следовать требованиям против воли.

«Худо тому, кто добра не делает никому!»

А девочка в знак благодарности дарит вам на память стихотворение - памятку, чтобы оно помогало вам всегда, и в сказке, и в жизни.
18 слайд
Прочитать стихотворение - памятку вслух.
Итог
- Чему научились?
- Кого хотите поблагодарить?
- Положите зеленый кружок тому, кто вам помог.
- Покажите настроение
Оцените свою работу на уроке, обсудите самооценку в группах и утвердите.
Домашнее задание.
1) с.128 №248.
2) Творческое задание.
3) Перевести на русский язык стихи Рафиса Корбанова о животных из газеты «Сабантуй» от 13 января.