Урок русского языка во 2-м классе по теме: Собираем родственников. Правописание корней родственных слов

Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Собираем родственников. Правописание корней родственных слов"
Задачи:
наблюдение за единым написанием корней при сопоставлении звучания и написания корней в родственных словах;
сочетание орфографической и речевой подготовки;
обогащение словарного запаса детей;
активизация познавательной деятельности учащихся, испытывающих трудности в обучении.
Оборудование:
классная доска, на которой таблички тема урока “Секрет корней” и правило “Корни родственных слов пишутся одинаково” прикрыта листами бумаги, украшенными снежинками;
музыка Чайковского и Вивальди “Времена года” (“Зима”);
репродукции картин Левитана о зиме;
“Толковый словарь живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля;
рисунки с изображениями фигурки сказочных героев Зимушки, Мороза и Холода;
карточки с заданиями и тестами;
красочные книжки-малышки с пословицами, загадками, поговорками о зиме, которые дети собирают самостоятельно по предварительному заданию.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель приветствует детей. Проверяет их готовность к уроку. Дети оформляют запись в тетради (число, классная работа).
II. Минутка чистописания.
Учитель. Постарайтесь написать красиво и правильно.
З з. зи. ам. ма. зз. pь
III. Словарная работа.
Учитель. Кто, угадай-ка, седая хозяйка, тряхнет перинки – по миру пушинки? (Зима).
У. Назовите зимние месяцы.
Д. Декабрь, январь, февраль.
У. Запишем эти слова с комментированием.
IV. Сообщение темы урока.
У. В гости к нам пришла красавица Зима.
На доске помещается рисунок Зимы.
У. На уроке мы будем собирать родственников зимы и верных её слуг.
- Какие слова в русском языке называют родственными?
Д. Родственными называются слова, которые имеют общую часть и общее значение.
Работа с тестами в парах. (Индивидуально, по желанию более сильные ученики выполняют задание со [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]).
ТЕСТ
1. Выбери верное утверждение. Раскрась жёлтым цветом выбранную рамку.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Приведи пример родственных слов.
2. Выбери верное утверждение. Соедини линией начало и конец фразы.
Корень
- главная часть предложения


- главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов


- общая часть родственных слов

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Верно ли утверждение: “Слова белый, белеть, белка – имеют одинаковый корень?”
! Можно ли объяснить эти слова с помощью одного слова?
3. Закончи фразу – памятку.
Чтобы найти в слове корень, нужно:
1. Подобрать 2. Выделить
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Выдели корень в словах: шубка, шуба, полушубок

У. Мы вспомнили о том, что уже знали. А гостья Зима пришла не случайно. Я надеюсь, она поможет нам разгадать один важный секрет корней родственных слов.
У. Как в народе ласково называют зиму?
Д. Зимушка.
У. Запишите это слово ( у доски с комментированием, “окошками”).
- О каком способе избежать ошибок вы должны помнить? Будьте внимательны ко всем встречающимся орфограммам!
У. День во время зимы – (какой?)
Д. Зимний.
У. Всё, что происходит во время зимы, – (когда?)
Д. Зимой.
У. Проводить где-то зиму, жить зимой –
Д. Зимовать.
У. Место, помещение, где зимой живут охотники, геологи, полярники, –
Д. Зимовье.
На доске получилась запись: Зимушка, зимний, з.мой, з.м.вать, з.мовье.
У. Какие из этих слов называют предметы, а какие – признаки, действия?
- В каких словах в корне есть орфограммы, а в каких – нет? Почему?
Д. В словах зимушка и зимний буква гласного в корне ударная, значит в корне этих слов нет орфограммы. В словах зимой, зимовать, зимовье в корне буквы гласных находятся в безударной “слабой” позиции, в корнях этих слов орфограммы есть.
У. Как вы думаете, сможем ли мы вставить гласные буквы в “окошки”?
Д. Можно предположить, что гласная будет и, как в словах зимушка и зимний.
У. Узнаем секрет корней.
- Читаем правило: “Корни родственных слов пишутся одинаково”.
У. Помня секрет корней, вставьте буквы в окошки, подчеркни их.
- Ребята, мы, с помощью текста учебника, собрали родственников слова Зима. Предлагаю вам заглянуть на страницы “Толкового словаря живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля. Даль записывает: зимка, зимочка, зимушка, зимонька. А если она суровая, долгая? То – зимища. А если хилая, слякотная – то зимишка. Но как ни зимно (морозно), как ни зимненько (морозненько), как ни з.мновато (студеновато) снежной порой, вот уже по водам, по болотам пролегает зимник – зимний путь по замерзшей глади реки, и бежит по нему резвая лошадка, запряженная в сани, выпархивает из-под саней зазевавшийся з.мородок, и славит зиму возница – з.мохвал”.
На доске появляются карточки с родственными словами, в некоторых из них буква гласного в “слабой” позиции обозначена “окошком”.
У. Все эти слова родственные, потому что объясняются словом зима, значит в корнях слов и безопасные, и опасные места нужно обозначать буквой и.
Физминутка
V. Актуализация знаний.
У. Зима не приходит одна. С ней ее верные слуги.
Мороз трещит – большому холоду быть.
- Мороз и Холод. Эти два господина считают себя близкими родственниками. Так ли это? Почему?
Д. Слова близкие по значению, но не родственные. У этих слов разные корни.
Корень слова – главная,
Значимая часть.
Родственные связи
Дарят корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные смело подбери слова.
У. Некоторым ребятам наши гости прислали на льдинках слова. Выйдите и закрепите их на доске. Вставьте пропущенные орфограммы, выделите корень.
Дети крепят слова м.розный, заморо.ки, морозец, морози, х.лодный, холодильник, хол.дает, группируя их по признаку родства со словами Мороз и Холод, объясняя выбор буквы правилом “Секрета корней”.
VI. Тренировочные упражнения.
У. А какие осадки выпадают зимой?
- Запишите в два столбика родственные слова по секрету корней, но с “окошками” в других частях слов.
Куропатка на ночлег В голубой нырнула (снег).
Чист и ясен, как алмаз, а дорог не бывает. (Лёд)
Что за звездочки такие на пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке? (снежинки)
В свежем воздухе сверкнет белый чистенький (снежок).
У. Что за семейка собралась? Обратимся к справке: “Корень считают одним и тем же, а слова родственными, если е и ё, г и ж заменяют друг друга.
Д. Выделяем корни снег- – снеж-, лед- – лёд.
У. В какие семейки можно поселить слова сосулька, каток и сугроб.
Д. Слова сосулька, каток можно “породнить” со словом лёд, а сугроб со словом снег.
Д. Эти слова не “родственники”, они близки по смыслу, но не имеют общего корня.
У. Продолжим работу над подбором родственных слов.Перед вами тексты, которые помогут в выборе и записи “родственников” слов снег, лёд. Выделите в них корень.
Дети выполняют задания разного уровня сложности по вариантам.
Вариант 1
Вариант 2

Проплясали по сн.гам Снежные метели. Сн.гири снеговикам Песню просвистели. У заснеженной реки В снежном переулке Звонко носятся сн.жки, Режут лёд снегурки. (С. Погореловский)
Слой за слоем падает снег на землю. Каждый слой сначала бывает рыхлый. Снежинки ложатся не плотно друг к другу. Идёт зима. Растут сугробы. Снежный покров становится плотным. А иногда затянется твердой ледяной корочкой – настом. Но как приятно в солнечный зимний денёк лепить снеговика!

Вариант 3
Жили-были старик со старухой. Всё было хорошо, да только детей у них не было. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса. Ребятишки высыпали на улицу поиграть, на ледок салазки выкатили.
Стари со старухой на них из окна глядят.
– А что, старуха, - говорит старик, - давай мы себе из снега дочку сделаем.
– Давай, - говорит старуха.
Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь – а у Снегурочки губки порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается.
(Русская народная сказка)
У. Ребята, есть мнение, что слова снеговик и снеговой образованы от слова снег, поэтому общим для них является корень снег-. Послушайте другое высказывание: “От слова снег образованы не только слова снеговик и снеговой, но и снежок. Значит корень во всех словах сне-”. Какое из этих мнений верно и почему? Какие звуки в словах чередуются?
Физминутка проходит под песенку Деда Мороза “Расскажи Снегурочка” из мультфильма “Ну-погоди!”.
VII. Работа с текстом.
У. Какой бывает снег?
Д. Белый, рыхлый, скрипучий, мягкий, пушистый.
Под музыку Вивальди учитель предлагает созерцать картины зимней природы. Звучит рассказ:
- Разгулялась зимушка – зима. Махнет рукавом – отправит в поход свою свиту. Вьюги, метели да бураны закружат, занесут сугробами города, улицы, дороги. Заколдует, заворожит, нашепчет сонное заклинанье Зима. Оденет деревья в пушистые снеговые шубы. Уснет природа прекрасным чудным сказочным сном.
Ученик читает стихотворение М. Пожаровой “Заклинание зимы”.
Разукрасила зима: На уборе бахрома Из прозрачных льдинок, Звездочек – снежинок. Вся в алмазах, жемчугах, В разноцветных огоньках Льёт вокруг сиянье, Шепчет заклинанье: - Спи, земля моя, усни, Сны волшебные храни: Жди, в парчу одета, Нового расцвета!
У. Что вы видите на картине?
У. Ребята, вам предлагается списать текст, вставить подходящие по смыслу слова. Решайте орфографические задачи. В выделенных словах обозначьте корень.
Волшебница в лесу.
Зима в лес. Дерев? я в тяжелые сн.говые шубы. На ветки пуховые варежки. Раздвинуло солнышк. сизую туч?ку. Под его луч.ми сн.га. Кругом зажглись, разноцветные огон?ки. Ч.дная к.ртина!
Слова для справок: пришла, укутала, надела, засверкали.
VIII. Объяснение д.з.
У. Снеговик предлагает вам рассмотреть картинку и составить “горку” из родственных слов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
IX. Речевая подготовка. Работа с пословицами и приметами.
У. Вспомните пословицы, поговорки, приметы, в которых встречаются родственники слов зима, мороз, снег.
Дети используют самодельные книжки-малышки.
Зима без снега – лето без хлеба. (Письмо под диктовку).
Много снега – много хлеба.
Мороз невелик, а стоять не велит.
Мороз и старого молодит.
Два друга: мороз да вьюга.
- Какой зимний праздник самый любимый нами? (Новый год)
Про него говорят: Новый год – к весне поворот.
X. Подведение итогов. Рефлексия.
- А пока до весны ещё далеко. Давайте подведем итоги сегодняшнего урока. Чем занимались? Что понравилось? Как вы думаете, все ли секреты мы с вами сегодня раскрыли?
- В течение урока вы получали льдинки (блестящая бумага наклеена на бархатную) за ответы. Сколько набрали? Молодцы! Я предлагаю дополнить картинку зимы и закрепить ваши снежинки на фланелеграфе.
- На ветки одного дерева нужно закрепить льдинки так, чтобы показать – понравился ли вам урок. Другое дерево примет ваши льдинки, когда вы расскажете ему, насколько сложно вам было на уроке.
Дети крепят значки на разной высоте деревьев, показывая насколько интересным и доступным был урок.
- Как много снега! Спасибо за работу!



© 20032009 Издательский дом «Первое сентября»


Заголовок 115