Конспект урока по русскому языку на тему Формулировка проблемы


Слепцова Н.И. Урок в 11 классе на тему: « Проблема текста»
Цель урока: научить выявлять проблему в тексте, формулировать ее и излагать письменно.
Задачи урока:
образовательные:
познакомить с понятием «проблема текста», с видами проблем;
формировать умение выявлять проблему текста;
формировать умение формулировать проблему;
развивающие:
развитие логического мышления, речи;
развитие творческих способностей;
воспитательная:
воспитывать внимательное отношение к слову.
Ход урока
1 этап. Организационный момент
Цели и задачи для учителя Цели и задачи для уч-ся Методы и приемы Формирование УУД
Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить уч-ся к работе на уроке, ввести в тему урока Организовать рабочее пространство, подготовиться к работе на уроке, определить тему урока Беседа Личностные УУД: освоить роль ученика, формировать интерес (мотивацию) к учению
Регулятивные УУД: организовать свое рабочее место (самоконтроль)
- Предлагаю вашему вниманию текст. (Распечатка текста на каждом столе и на слайде) Это очерк замечательного русского писателя В.П. Астафьева. Вам должно быть знакомо его имя. Вы читали его произведения? («Васюткино озеро», «Пастух и пастушка», «Прокляты и убиты», «Последний поклон» и т.д.) Но сегодня урок русского языка, а не литературы. Скоро вам предстоит сдавать ЕГЭ. Что самое сложное в заданиях ЕГЭ по русскому языку? (Написать сочинение-рассуждение по предложенному тексту.) Как вы думаете, что мы будем делать с текстом? Да, учиться писать сочинение-рассуждение по предложенному тексту.
- Запишите тему – сочинение-рассуждение. Но это слишком широкая тема, поставим перед собой более реальную цель. Для этого вспомним критерии оценивания ответов на задание С. (слайд)
- Первая задача – формулировка проблем исходного текста. Это и есть тема нашего урока. Запишите.
- Какие задачи поставим перед собой?
Ключевые вопросы урока (запись на доске):
• Что такое проблема?
• Как выявить проблему текста?
• Как сформулировать проблему текста?
2 этап. Усвоение теоретического материала
Цели и задачи для учителя Цели и задачи для уч-ся Методы иприемыФормирование УУД Критерии достижения целей и задач Определение возможных дей-ствий учителя в случае если не удастся достичь поставленных целей Методы организации совместной деятельности уч-ся Методы стимулирования учебной активности уч-ся в ходе опроса Оценивание ответов уч-ся в ходе опроса
Проверить уровень усвоения теоретического материала; выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы Усвоить теоретический материал; уметь выявлять и устранять обнаруженные ошибки Фронталь-ный опрос, взаимо-контроль, вопросы Познавательные:
работать с информацией, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собствен-ное мнение и аргументировать его
Коммуникативные
Осознанно строить речевые высказывания, рефлексия своих действий
Регулятивные:
Осуществляют контроль Показатели хорошего усвоения: правильно рассказал и привел примеры Вопросы, позволяющие понять причины ошибок, совместная работа на дополнительном материале Взаимо-проверкаСтимулирование через баллы, словесное поощрение Оценка в конце урока по рейтингу
- Что же такое проблема?
- Это вопрос, требующий исследования, разрешения; предмет обсуждения, то, ради чего автор создал свой текст. Например, проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, предназначения искусства и т.д.
- Выделяют разные виды проблем (слайд):
философские затрагивают общие особенности развития природы, общества, мышления;
социальные касаются устройства и жизни общества;
политические связаны с деятельностью государственной власти, партий, общественных групп;
экологические отражают взаимодействие человека и природы;
нравственные (этические) связаны с внутренними духовными качествами, с определенными правилами поведения;
семейные касаются семейных взаимоотношений;
- Распределите называемые мною проблемные вопросы по видам (коллективная работа с обсуждением):
Отцы и дети, проблема власти, правда и ложь, любовь в жизни человека, воспитание детей, ответственность за судьбу ближнего, сохранение языка, отношение к инвалидам, совесть, добро и зло, благодарность родителям, смысл жизни, влияние человека на природу, милосердие, личность и власть, взрослые и дети.3 этап. Изучение нового материала
Цели и задачи для учителя Цели и задачи для уч-ся Формирование УУД Формы и методы изложения нового учебного материала Формы и методы организации инд. и групповой деятельности Критерии, позволяющие определить степень усвоения уч-ся нового уч. материала Критерии определения уровня внимания
уч-ся к учебному материалу Методы стимули-рования
уч. актив-
ности
уч-ся Реагирование на ситуации, когда часть
уч-ся не освоила новый уч. материал
Предметные: представляет клише, организует необходимую работу с предложениями, отвечает на вопросы, контролирует правильность ответов
Метапредметные:
развивать анализ, синтез, логическое мышление. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала
Личностные: обеспечить мотивацию, актуализацию субъектного опыта
Коммуникативные:
учить вести диалог, слушать и слышать собеседника
Регулятивные: учить контролировать свое поведение задают
вопросы,
работают с текстами, записывают формулировку. Корректи-
руют предло-
жения,
знакомятся
с клише.
Познавательные:
определение проблемы текста
Коммуникативные
умение отвечать на вопросы, находить нужную информацию в тексте, участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других
Регулятивные:
осуществлять самоконтроль
Личностные: работать в группе, видеть разницу двух заявленных точек зрения и присоединяться к одной из них Постановка проблемы, исследова-
ние, кол-
лективное обучение Состав
группы: сильные,
слабые.
Взаимо-проверка.
Дети ра-
ботают,
учитель наблюдает
и коррек-
тирует Правильность выполнения заданий,
умение объяснить
способ
действия,
ответы на вопросы Учащиеся отвечают
на вопросы
и задают вопросы
сами Словесное поощрение, одобрение; рейтинговая система оценивания Еще раз проговорить правило, способ действия; спросить сначала сильных детей, потом слабых
- Второй ключевой вопрос: Как выявить проблему текста?
- Прежде всего научиться правильно понимать текст. Лучше всего задать вопросы:
- На какие проблемы хочет обратить внимание автор?
- Над чем заставляет задуматься нас текст?
- Ответьте четко, ясно на этот вопрос. Так вы сможете выявить проблему текста. Или искать ключевые слова и предложения.
- Прочитайте текст «Время» (Распечатка текста на каждом столе и на слайде).
«Время, очевидно, идет быстрее, чем человеку кажется. Заметьте: если вы спросите у кого бы то ни было, сколько времени идти до такого-то места, никогда вам не скажут больше, а скажут меньше. Если вам скажут, что идти туда минут двадцать пять, значит, знайте, что на самом деле вы затратили на дорогу не меньше сорока.
Но еще более это заметно на другом. «Я приду через пять минут», - говорит человек. Будьте уверены, что он придет в лучшем случае через пятнадцать, хотя, когда он говорил, ему казалось, что он придет именно через пять.
Всегда кажется, что времени у нас больше, чем на самом деле, и что идет оно медленнее, чем на самом деле.» (В. Солоухин)
- Определите проблему этого текста.
- Почему люди опаздывают? – слишком узкая проблема.
- Человек и время? – слишком широкая.
- Восприятие времени человеком – точная.
- Третий ключевой вопрос: Как сформулировать проблему?
Можно предложить два наиболее простых способа формулировки проблемы (слайд):
Проблема какая:
- автор размышляет над проблемой воспитания;
- в тексте поднимается проблема одиночества;
- текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии.
Формулировка в виде вопроса (напомню, что проблема и есть вопрос, требующий решения) дает больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно:
- Каким должно быть правильное воспитание ребенка? Этой сложной проблеме посвящен текст.
- Прочитав текст, я задумался над вопросом: должен ли человек бояться одиночества?
- Чем должен руководствоваться человек, выбирая профессию? – над этой проблемой размышляет в своем тексте автор.
4 этап. Этап закрепления учебного материала
Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания
- Сложность выделения проблемы заключается еще и в том, что в одном тексте может быть затронуто несколько проблем. Прочитаем текст Астафьева и определим его проблемы.
В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту – инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками на носках.
Обутая и ободрённая, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно.
Инвалид принялся заправлять постели.
Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень споро, – привык, видать, заниматься домашними делами. Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправил две постели.
- Мурочка! Всё в порядке, – известил он даму и присел к столику.
Дама вошла в купе, пальчиком подправила не совсем ловко заделанную под матрац простыню и победительно взглянула на меня: «Вот как он меня любит!»
Инвалид, по-собачьи преданно перехватив её взгляд, будто подтвердил: «Вот как я её люблю!»
Потом они препирались насчёт нижнего места, и дама снисходительно уступила:
- Ну, хорошо, хорошо! – поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте.
Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку – не получилось. Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки, не потревожил ли её.
- Да ложись ты, ради Бога, ложись! Что ты возишься? – строго молвила дама, и супруг её снова заизвинялся, заспешил.
Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. Поскольку были мы оба фронтовики, то как-то и змяли неловкость, отшутились. Познакомились. Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути.
Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку. И я подумал, что любовь, конечно, бывает очень разная и, наверное, я её понимаю как-то упрощённо, прямолинейно или уж вовсе не понимаю. Во всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно. (По В. Астафьеву)
- Нужно понимать, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.
- Какие проблемы можно выделить в приведенном тексте?
- Во-первых, проблема любви. Но нужно конкретизировать, уточнить слишком широкую тему.
- Архитектор любит свою жену, это бесспорно. А она? Ценит ли она любовь мужа? Отвечает ли ему тем же? Достоин ли любви человек, сам неспособный к этому чувству?
- Во-вторых, проблема взаимоотношений между близкими людьми. Могут ли близкие отношения строиться на неуважении одного человека другим?
Сформулируйте проблемы письменно. (выборочная проверка)
- Какую из проблем выбрать? Можно попытаться выделить главную проблему и сделать ее основой своего сочинения. Или выбрать ту проблему, которую легче прокомментировать и по которой у вас найдутся более убедительные аргументы.
- Навскидку можете подобрать примеры из литературы, иллюстрирующие данные проблемы? («Гранатовый браслет» А.И. Куприн)
- А сейчас подведите итог своей работе на уроке (слайд)
Для осуществления итоговой рефлексии учащимся предлагаются ориентировочные вопросы
- Узнали что-нибудь новое? Или научились чему-нибудь новому?
- Достигли ли мы цели, которую ставили в начале урока?
5 этап. Задание на дом
Цели для учителя Цели для учащихся Критерии успешного выполнения д/зМетоды и приемы выполнения
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Д/з позволяет самим выбрать уровень сложности. Это даст возможность уч-ся самим оценить свои силы в изучении ново-го материала, а также развить свои творческие способности Умение правильно опре-делять и формулировать проблему текста Два уровня д/з: стандартный минимум, повышенной сложности
Выполнить одно из заданий или выполнить оба:
1. Отредактировать формулировки проблем, предложенные учащимися.
2. Самостоятельно сформулировать и записать проблему текста, предложенного учителем.