Урок русского языка по теме Слова с проверяемыми парными звонкими и глухими согласными в корне


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»

Урок русского языка во 2 классе по программе «Планета Знаний»

Выполнила Суфиянова Эльза Салиховна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ№1»
Тема урока: «Слова с проверяемыми парными звонкими и глухими согласными в корне».
Тип урока: урок закрепления, систематизации и обобщения знаний
Цель урока: развивать умение распознавать в корне букву, которую нужно проверить, и умение проверять.
Задачи:
Образовательные:
1) Умение находить в словах буквы, обозначающие парные звонкие и глухие согласные звуки;
2)Закрепить знания о проверке слов с глухими и звонкими согласными в корне.
Развивающие:
1)создать условия для развития познавательной активности обучающихся, умения рассуждать, делать выводы;
2)развивать умения работать в паре, в группах.
3)развивать чувство ответственности за результат своей работы
Воспитывающие:
1)воспитывать дружеские отношения в коллективе;
2)воспитывать самостоятельность, трудолюбие, интерес к предмету
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
УУД:
Личностные:
- Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- Придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
-Сформировать положительное отношение и интерес к урокам русского языка;
Познавательные:
- находить, сравнивать, группировать: части речи и т.д.
- работать с информацией, представленной в разных формах;
- осуществлять анализ и синтез ( группы слов);
- строить рассуждения;
Регулятивные:
- самостоятельно организовывать своё рабочее место;
-самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- понимать цель выполняемых действий;
- осмысленно выбирать способ действий при решении орфографической задачи(орфограммы в корне слов).- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы;
-управление своим поведением – контроль, коррекция, оценка действий; управлением временем, взаимоконтроль.
Коммуникативные:
- умение слышать, точно реагировать на реплики;
-умение осознанно строить речевые высказывания в устной речи;
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- организовывать взаимопроверку выполненной работы;
-быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- корректно сообщать товарищу об ошибках;
Технологическая карта урока
Этапы урока Действия учителя Действия ученика Оборудование и УУД.
1.Организационный момент.
Слайд1 Долгожданный дан звонок,
-Здравствуйте, дети!
Пожелайте друг другу удачи!
-Садитесь!
-Что нам сегодня пригодиться на уроке
Начинается урок.
Дети хлопают в ладоши. Приветствуют друг друга.
Хорошее настроение, добросовестная работа, осмысление проделанной работы. Регулятивные. (Настрой на работу)
Личностные
(Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие правила поведения при общении и сотрудничестве.)
2. Актуализация знаний.
а)Минутка чистописания
слайд 2
б)проверка теоретического материала
в) работа в тетради
б) Формулирование темы и цели урока.
Слайд 3
.
в) Закрепление темы в знакомой ситуации.
г) Взаимопроверка
Слайд 4
3.Повторение и обобщение знаний.
а) Работа в парах.
Выбираем букву и способ проверки.
- работа по карточкам.
б) физкульминутка
б) Работа в группах.
4.Рефлексия.
Слайд 5. На слайде записаны слова:
Ры…ка, д…б, гри…ки, зу…ки.
-Прочитайте слова. Определите букву, которую будем писать сегодня на минутке чистописания.
- Докажите, как вы определили, что именно в этих словах пропущена буква б?
Хорошо. Молодцы!
- Скажите, какое слово здесь лишнее? Почему? Обосновать свой ответ.
Открыли тетради. Пишем число. Девятнадцатое мая
Классная работа
Ббп Бббпп
-Определите порядок написания слов в цепочках, продолжите строчку до конца.
На слайде два столбика слов:
Заво…- тетра…ка-…
Горо…- коро…ка-…
Моро…- берё…ка-…
- Прочитайте слова.
- Как можно проверить написание этих слов?
-Что ещё заметили интересного в этих словах?
Молодцы!
- Ребята скажите, пожалуйста, какую же мы с вами тему будем закреплять?
Теперь напишите проверяемые и проверочные слова.
- Дети теперь поменялись тетрадями, проверяем по слайду задание.
- У кого нет ошибок рисуем на полях в тетради зелёный кружок.
- У кого 1 -2 ошибки рисуем на полях жёлтый кружок.
- Встали те, у кого нет ошибок.
- У кого 1-2 ошибки.
- Молодцы! Умницы!
Ребята, сейчас вы
будете работать в парах. Для начала вспомним правила работы в парах. Каждая пара получает одну карточку на двоих.
Задание: Перед вами столбики слов. Над каждым показан выбор букв. Как будете действовать, чтобы его обосновать? Обсуждаем в паре.
-Какой способ проверки вы использовали?
д \\т б\\п
Ло…ка ша…ка
Ули…ка оши…ка
Гря…ка тря…ка
ж\\ш
ло…ка
ча…ка
кру…ка
Молодцы!
Все встали.
- Если я назову слова с парными согласными в корне, вы делаете наклон вперёд. Если я назову слова с безударными гласными в корне, вы делаете наклон назад.
Утюг, снежок, нож, слеза, сова, дуб, голубь, дама, стрела, грудь, столб, оса, рукав, стриж, птенец, доска.
-Теперь работаете в группах. Вспомним правила работы в группах.
- Разделитесь на группы. Выберите командира, читателя, секретаря, помощников.
- У нас получилось 6 групп по 5 человек в каждой группе.
1-2 группы. Задания
Выбрать букву, рядом написать проверочное слово.
Жира…-
Ло…кий-
Бли…кий-
Тра…ка-
Но…ка-
2группа.
Ре..кий –
Ры…ка-
Подру…ка-
Рука…-
Морко…ка-
3группа. Запишите, заменяя признак предмета противоположным по значению словом.
Горький плод, далёкий путь, высокий дом, частый гость, густой суп, неровная дорога, неуклюжий зверь.
4группа.
Подставить буквы, написать проверочные слова.
Гр…за-
д…леко-
п…чтовый-
п…лезный-
х...дьба-
5группа.
Выполните морфемный разбор слов.
Осинка, подготовка, вход, походка, рыбка, берёза, ивушка.
6группа.
Разделите в три столбика слова, запишите вставляя пропущенные буквы, по частям речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
В…рёный, зв…риный, зв…рята, б…льной, пов…р, озв...реть., в…рить.
Проверка работ.
У доски группы представляют свою работу.
Оценивание.
Что было вам интересно на уроке?
-Что было самым трудным?
-Какую цель ставили?
-Достигли мы поставленной цели?
-Оцените свою деятельность на уроке, при помощи светофора
посмотрите на экран и выберите заслуженный кружок.
Спасибо за урок!
Все молодцы!

Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву б, она является орфограммой во всех этих словах.
Ответы детей.
В слове рыбка пропущена б т.к. подбираем проверочное слово рыба, (нет) рыбок, рыбёшка. Дуб – дубы, дубок, дубочек, грибки – грибы, грибочек, (нет) грибов, зубки – зубы, зубок, (нет) зубов.
- Лишнее слово дуб. Это односложное слово, состоит из одного корня. Остальные слова – двусложные, состоят из корня, суффикса и окончания.
- У слова дуб орфограмма буква б в конце слова, в остальных словах – в середине слова.
В цепочках прописная и строчная буква б сочетаются со своей парой по глухости и звонкости -п, количество строчных букв каждый раз увеличивается на одну.
Нужно изменить слова, чтобы после согласного звука стоял гласный или изменить так: один –много, много –один; объяснять значение , скажи ласково, сделай маленьким.
- В первом столбике парный согласный на конце слова, а во втором в середине.
Орфограмму парные согласные в корне слова по глухости – звонкости.
Дети проверяют.
Завод – заводы, заводик
Город – города, городок
Мороз – морозы,
Тетрадка- тетради, тетрадок, тетрадочка
Коробка- коробочка, коробок
Березка – берёзы, берёзонька.
1. Работать дружно, один говорит, другой слушает.
2. Не перебивать дуг друга.
3. Своё несогласие, объясни вежливо.
4. Если не понял, переспроси.
Чтобы правильно выбрать букву гласного и согласного звука в корне, нужно подобрать проверочное слово. Для этого можно:
подобрать однокоренное слово;
-изменить проверяемое.
Узнав букву в проверочном слове, надо написать ту же букву в проверяемом.
Дети называют способы проверки:
1. Один – много, много – один.
2.Сделай слово маленьким, скажи это слово ласково.
3. Использовали слово – помощник ( нет).
1. Работать дружно, помогать друг другу.
2. В группе должен быть старший, ведущий или командир.
3. Слушать друг друга, не перебивать.
4.Работать должны все.
Дети работают в группах.
Красный – мне нужна, помочь, я не могу самостоятельно справиться.
Желтый – мне нужно немножко потрудиться, постараться.
Зелёный - у меня всё получилось, я могу помочь другим.
Дети оценивают себя и других. Коммуникативные
(Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных ситуации, развитие умения слушать других.)
- умение допускать возможность существование разных точек зрения
Регулятивные. (Самостоятельно
формулировать цели урока после предварительного обсуждения.)
Личностные:
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
Познавательные
Перерабатывать полученную информацию.
Регулятивные (Сверять свои действия, исправлять ошибки с помощью учителя, класса.)
Личностные:
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
Личностные:
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
Коммуникативные.
(читать задание, понять его; слушать других; найти правильные ответы; сотрудничать совместным выполнений заданий)
Коммуникативные.
(Слушать, выделять главное; быть готовым слушать других или изменить свою точку зрения.)
Познавательные.
(Перерабатывать полученную информацию;
анализировать.
Регулятивные (Учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.)