Сочинение на Всероссийский конкурс сочинений «Время проходит, но сказанное слово остается» (Л.Н.Толстой)


Всероссийский конкурс сочинений
Московская область г.о.Электросталь
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Лукирская Анастасия Алексеевна
Класс 7-Б
Тематическое направление Русская литература в отечественном кинематографе
Тема сочинения «Время проходит, но сказанное слово остается» (Л.Н.Толстой)
Жанр сочинения эссе
Известно, что театр начинается с вешалки,
а настоящее кино – с хорошей литературы.
Александр Поздняков (историк кино)
Одним из главных путей духовного становления и обогащения человека является чтение книг. С давних пор книгу считают источником знаний. С течением времени важность ее роли в жизни человека не изменилась. Изменилось время. С развитием телевидения и Интернета читатель стал активным зрителем, отдавая предпочтение просмотру кинофильмов, а не прочтению произведений.
Вслед за годом литературы, 2016 год был объявлен годом российского кино, главная задача которого – популяризация и повышение качества отечественного киноискусства. Я бы добавила – пробуждение интереса к русской литературе посредством кино.
Российскому кинематографу посчастливилось возникнуть в конце XIX века, именно тогда, когда был очень высок авторитет отечественной литературы. Со временем на широкий экран вышли фильмы, снятые по произведениям русской литературы: «Руслан и Людмила» ( 1938г., режиссёры: И.Никитченко, В.Невежин), «Гроза» (1933г., постановка В.Петрова), «Маскарад» (1941г., режиссер-постановщик С.Герасимов), «Идиот» (1952г., режиссер И.Пырьев), «Анна Каренина» (1953г., постановка В.Немировича–Данченко и В.Сахновского), «Алые паруса» (1961г., режиссер А.Птушко), «Война и мир» (1967г., режиссер С.Бондарчук) и многие другие.
Просмотр фильма по литературному произведению не может заменить собой вдумчивого и внимательного чтения книги, но помогает нам взглянуть на известное произведение по–другому.
Прочитав повесть В.Железникова «Чучело», я не только соотнесла некоторые события с собственной жизнью, но и испытала много разных чувств: радость, покой и ощущение счастья вызвали у меня чистые и искренние отношения Лены и её дедушки; неприязнь – поступок Димы; негодование и презрение - жестокость подростков; страх – безразличие взрослых на происходящее.
Однако еще ярче и эмоциональнее я представила героев и события после просмотра фильма Ролана Быкова "Чучело». Когда я читала повесть, я сопереживала Лене Бессольцевой, а когда смотрела фильм – плакала. И когда прочитанное наложилось на увиденное, я задумалась: всегда ли я отношусь к окружающим внимательно, достойно ли веду себя в той или иной ситуации, честна ли я в своих поступках, можно ли и как противостоять подлости и несправедливости?.. А главное, я поняла, что в любой ситуации надо оставаться Человеком.
Фильм подарил мне незабываемые эмоции, помог закрепить в памяти портреты героев, но сами образы сложились у меня еще раньше, при прочтении повести. Более того, в моем воображении отпечатались картины, нарисованные автором, но не нашедшие отражения в киноленте.
Значит ли это, что литературное произведение должно быть первичнее кино? Думаю, нет. Например, многие мои одноклассники только после просмотра фантастических фильмов режиссера Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор» и «Дневной дозор» узнали, что они сняты по одноименным романам С.Лукьяненко и захотели их прочитать. А я сейчас читаю повесть И.Бояшова «Танкист», которой заинтересовалась тоже после просмотра военно-мистической картины Карена Шахназарова «Белый тигр».
Мне нравится, что фильм не всегда является копией книги. Интересные режиссерские находки, образы и спецэффекты позволяют увидеть известный сюжет с другой стороны. Современные талантливые актеры охотно берутся за сложные художественные образы, привлекая внимание молодежи к прочтению произведения.
Часто слышу: что выбрать - книгу или фильм? Думаю, такой вопрос неуместен. Хорошая литература порождает настоящее кино. Идеи и образы литературы обогащают киноискусство, а кино, в свою очередь, помогает увидеть, глубже прочувствовать, понять замысел автора.
Корней Чуковский говорил: «Кинематограф тоже есть песня, былина, сказка, причитание, заговор». Литературное слово и слово кинематографа должны волновать, будить воображение, заставлять вдумываться, сопоставлять… понимать. Именно тогда слово, сказанное в литературе или кино, останется в памяти, истории, а значит в вечности.