Методические рекомендации министерства образования по проектированию и организации режима выполнения домашнего задания на уровне начального общего образования


Методические рекомендации по проектированию и организации режима
выполнения домашнего задания на уровне начального общего образования
Установлено, что от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих
здоровье детей, связаны со школой, где ребенок проводит 70% времени
бодрствования в течение многих лет обучения. По данным Института
возрастной физиологии РАО, за период обучения в школе у детей в 5 раз
возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза –
психоневрологических отклонений, в 3 раза – патология органов
пищеварения. Отмечается высокая зависимость роста отклонений всостоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки.
Ухудшение здоровья младших школьников в значительной мере связано сперегрузками и переутомлением, возникающими в том числе, и из-занеправильной организации режима выполнения и объема домашнего задания
(далее – ДЗ).
В целях нормализации нагрузки и недопущения перегрузок младших
школьников Министерство образования Республики Башкортостан обращают внимание учителей начальных классов на неукоснительное выполнение нормативных актов,
методических писем и рекомендаций, направленных наздоровьесберегающую организацию образовательного процесса на уровне
начального общего образования. Учителям начальных классов
рекомендуется тщательно следить за объемом ДЗ, учитывая выходные и
каникулярные дни, а так же острые периоды заболеваний детей младшего
школьного возраста.
В соответствии со статьей 3 Конвенции о правах ребенка за ребенком закрепляется право на отдых и досуговую деятельность.
Основным документом, регламентирующим объемы (дозировку) ДЗ,
является Постановление Главного государственного санитарного врача РФ. В соответствии с пунктом 10.10 обучение в 1-м классе осуществляется без домашних заданий.
Объем домашних заданий (по всем предметам) в соответствии с пунктом
10.30. должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не
превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах – 1,5 часов, в 4
классе – 2 часов.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не
должны группироваться в один день.
Кроме того, в соответствии с письмом Министерства общего и
профессионального образования РФ от 22 февраля 1999 года № 220/11-12 «О
недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» дляобеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели
недопустимо задавать ДЗ на понедельник1.
ДЗ в начальной школе – это эффективное средство самообразования.
Выполнение ДЗ является одним из видов самостоятельной деятельности.
И Это способствует формированию и развитию универсальных
учебных действий (далее – УУД) младшего школьника в соответствии стребованиями федерального государственного образовательного стандарта.
ДЗ может как вдохновить, направить ребенка младшего школьного
возраста на преодоление трудностей, оказать поддержку, так и огорчить,
записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить
контакт со взрослыми и сверстниками.
Продуманное и дозированное ДЗ обеспечивает благоприятную
адаптацию ребенка в школе, позволяет минимизировать их перегрузку,
обеспечить благополучное развитие младших школьников, учесть
возрастные потребности и индивидуальные особенности каждого ученика.
Правильно организованная система ДЗ позволяет снять у младших
школьников страх перед школой, снижает уровень тревожности, формирует
правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность,
активность и самоконтроль.

Учитывая тот факт,
что уровень, объем и скорость освоения содержания программы предмета
учебного плана у учащихся начальной школы может быть разным всоответствии с их зоной ближайшего развития, то не рекомендуется
определять ДЗ фронтально для всего класса. Целесообразно использовать
систему ДЗ, рассчитанную на небольшие группы и индивидуально.
Возможны следующие варианты дифференциации и
индивидуализации ДЗ:
не все учащиеся в классе получают ДЗ (зависит от личныхдостижений);
каждый учащийся получает персональный вопрос по материалам
параграфа или раздела учебника, на который готовит ответ;
класс делится на группы, каждая группа получает специальное ДЗ;
по результатам контрольных, диагностических и проверочных работ
каждый учащийся получает персональное ДЗ в зависимости от личных
достижений;
учащиеся, нуждающиеся в педагогическом сопровождении (болезнь,длительное отсутствие по семейным обстоятельствам, недостаток учебноговремени для усвоения учебного материала), получают индивидуальное ДЗ;
высокомотивированные учащиеся получают ДЗ повышенного уровня
или получают ДЗ с целью подготовки к олимпиадам и турнирам.

В соответствии с письмом Министерства образования РФ от 25
сентября 2000 года № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе
четырехлетней начальной школы» в первом классе четырехлетней
начальной школы домашние задания не задаются, поэтому в этот период
обучения рекомендуется «играть» в выполнение ДЗ.
Пример:
В 1-м классе (2-е полугодие) во время учебных занятий и занятий
внеурочной деятельности следует организовывать деловые игры, ставящие
своей целью приучение младших школьников к выполнению ДЗ
самостоятельно.


В основе методики проектирования и организации режима
выполнения ДЗ на уровне начального общего образования лежит поэтапноеобучение самостоятельной деятельности. Большую помощь учащимся
начальной школы оказывают простейшие алгоритмы самостоятельноговыполнения заданий на уроке, которые учитель вводить постепенно,
проговаривая вместе с учащимися. Со временем в алгоритм выполнения ДЗ
может быть включена работа с памятками, словарями, Интернетом и т.д.

Во 2-м классе, и 3-4 классах рекомендуется задавать ДЗ при обязательном
использовании учебника или учебного пособия, в котором размещено данноезадание. Кроме того, рекомендуется задавать творческие задания надом только в том случае, если будет организована проверка и оценка
данной работы.

+ рекомендуется
использовать различные приемы проверки и оценивания, а именно:
1. Проверка ДЗ:
на последующем уроке устно во время фронтальной работы;
в виде самостоятельной, коллективной или индивидуальной
работы, включающей подобные задания и упражнения;
во время контроля рабочих тетрадей;
индивидуально у классной доски;
в виде выполнения упражнения, включенного в структуру урока;
в виде взаимопроверки;
по образцу или эталону, выведенному на экран интерактивнойдоски.
2. Оценка ДЗ:
с помощью балльного оценивания;
с помощью критериального оценивания;
взаимооценка.
Особенно тщательный контроль требуется при проверке ДЗ во 2-м
классе. Обсуждая с младшими школьниками выполненное ДЗ, рекомендуется
задавать следующие вопросы:
С какими трудностями ты столкнулся?
Кто помогал тебе при выполнении ДЗ?
Какое упражнение не вызвало у тебя затруднения?
Какое слово (пример, выражение, предложение и т. д.) написано
тобой лучше всего?
Понравилось ли тебе выполнять ДЗ и почему?

Организация контрольной (самостоятельной, проверочной) работы
или диктанта на уроке не является основанием для отсутствия домашней
работы. ДЗ может носить характер повторения и закрепления на более высоком уровне того учебного материла, который
лежал в основе контрольной (самостоятельной, проверочной) работы или
диктанта. ДЗ в этом случае должно быть творческим и индивидуальным.
Учителю начальных классов не рекомендуется:
Задавать на дом для изучения новый учебный материал. Ребенок не
должен осваивать самостоятельно программу учебного предмета дома
(исключение могут составлять одаренные дети с высоким уровнем учебноймотивации, либо учащиеся, обучающиеся на дому).
Чрезмерно увеличивать объем ДЗ с целью «потренироваться»,
«подготовиться к выполнению контрольной работы» и т.д.
Задавать ДЗ на выходные, праздничные и каникулярные дни.

В электронном журнале (дневнике) в графе «ДЗ» учителем начальных
классов записываются содержание задания и характер его выполнения
(чтение, пересказ, заучивание наизусть, наблюдение), страницы, номера
заданий и упражнений. Записи ДЗ должны быть полными, четкими и
безошибочными. Сокращение слов, использование условных обозначений,
значков и т.д. должно соответствовать программным требованиям.

Поэтому учителю начальных классов рекомендуется включать дляобсуждения в план проведения родительских собраний следующие темы:
Как правильно организовать домашнюю учебную работу?
Какова роль родителей в выполнении ДЗ?
Помогать или не помогать ребенку, если он затрудняется привыполнении ДЗ?
В соответствии с приложением № 6 к СанПиН 2.4.2.2821-10
родителям (законным представителям) учащихся могут быть даныследующие рекомендации к организации и режиму выполнения ДЗ:
начинать выполнение ДЗ необходимо в 15-16 часов, так как к этому
времени отмечается физиологический подъем работоспособности младших
школьников;
предоставлять по усмотрению учащегося очередность выполнения
ДЗ, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности дляданного учащегося;
предоставлять учащемуся возможность устраивать перерывы позавершению определенного этапа работы;
проводить с учащимся «физкультурные минутки» длительностью 1-
2 минуты.

Положение о ДЗ доводится до сведения учителей
на рабочем совещании при заместителе руководителя и размещается наофициальном сайте ОО для возможности ознакомления с ним родителей
(законных представителей) учащихся.
Для управления, контроля и коррекции деятельности учителя
начальных классов по проектированию и организации режима выполнения
ДЗ на уровне начального общего образования заместителю руководителя ОО
целесообразно использовать метод изучения документации (электронногожурнала, электронного дневника, рабочих тетрадей учащихся),
анкетирование родителей (законных представителей) учащихся и
информационные беседы с участниками образовательных отношений.
Контроль выполнения принятых норм проектирования и
организации режима выполнения ДЗ на уровне начального общего
образования может осуществляться заместителем руководителя ОО понескольким направлениям:
объем и степень сложности ДЗ;
своевременность и корректность фиксации ДЗ учителем вэлектронном журнале и электронном дневнике.