Бинарный урок в 11 классе:«Деятельность человека, как экологический фактор».

11 класс. Бинарный урок: Биология + Химия
Тема по биологии : «Деятельность человека, как экологический фактор».
Тема по химии : «Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия».
Абрамова Марина Викторовна, учитель химии
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Лариса Анатольевна, учитель биологии
Разделы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Химия

Цель проведения: рассмотреть деятельность человека, анализируя его созидательную и разрушительную роль в природе; изучить факторы химического загрязнения окружающей среды и его последствия; продолжать формировать практические умения учащихся.
Задачи урока: устанавливать и развивать причинно-следственные связи как последовательность событий в цепи: фактор (причина) изменения в окружающей среде (последствия) реакции биологической системы (результат). Совершенствовать умения учащихся излагать материал, строить свои выступления в соответствии с законами драматургии, с позиции историзма. Также продолжать развивать умения формировать коллективное решение, обсуждать проблемы, доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ; воспитывать интерес к предмету и зож.
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Методы обучения: НИЛ, работа в группах, практические задания (выполнение л/о), презентация
Оборудование: проектор, химическая посуда, реактивы, лист самооценки, инструктивная карточка , карандаши
Подготовительный этап. Это занятие требует от учителей совместно с учащимися серьезной предварительной работы. Необходимо предварительно объединить обучающихся в 3 группы и распределить между группами среды, подвергающиеся загрязнению. Выступающие при характеристике деятельности человека должны применять исторический подход, давать причинное объяснение экологических явлений с опорой на принцип системности, в соответствии с которым биологические системы и общество (человек) рассматриваются в единстве. Подбирая факты, характеризующие экологическую проблему, следует учитывать их соответствие глобальному, региональному и местному уровням рассмотрения экологической проблемы; доступность для понимания школьниками; авторитетность источника информации. Региональный подход (уровень государства) позволяет обращаться к ученику как к будущему гражданину своей страны; глобальный уровень в наибольшей мере ориентирует на понимание общечеловеческой значимости экологических проблем. Сочетание разных уровней конкретизации создает предпосылки для активной умственной деятельности по установлению причинных и иных зависимостей, способствует поиску путей разрешения противоречий между обществом и природой, желанию личным участием способствовать сохранению и улучшению среды нашей жизни. По ходу выступлений, выделение узловых моментов, формулирование главных тезисов, объяснение новых терминов позволяет учащимся следить за изложением материала, понимать и запоминать учебный материал.
Этапы урока:
Мотивация урока.
Актуализация.
Основная часть урока (рассмотрение темы урока с использованием разработок материала каждой группы).
Выполнение лабораторных опытов каждой группой.
Подведение итогов урока
ХОД УРОКА
1. Мотивация урока
Вступительное слово учителя: Сегодня у нас с вами не совсем обычное занятие:
во-первых, оно включает в себя два урока;
во-вторых, занятие по 2 предметам - химия + биология. По биологии, изучая тему “Деятельность человека как экологический фактор”, мы рассматриваем деятельность человека как антропогенный фактор воздействия на окружающую среду, по химии, изучая химическое загрязнение окружающей среды, мы отмечаем влияние деятельности человека на окружающую среду. И сегодня мы с вами соединим знания по обоим предметам в единое целое, проанализировав деятельность человека как экологический фактор.
И в третьих, мы присутствуем с вами на уроке, где каждая группа выполняет свою роль, подготовив материалы и презентации. Эпиграфом нашего слушания звучат слова великого Евгения Евтушенко, вдумайтесь в них: (слайд №2)
“Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!”
2 Актуализация опорных знаний.
Беседа
Учитель биологии: 1) Какие среды жизни биосферы вам известны?
2) Какая из них больше всего заселена?
3) Почему антропогенный фактор выведен в категорию глобального ?
Учитель химии: 1) Какие вещества (органические и неорганические) загрязняют окружающую среду?
2) Какие оболочки планеты земля больше всего страдают от химических загрязнений?
3) Разложение отмерших организмов является ли загрязнением окружающей среды?
Рефлексия
!! Давайте сформулируем тему нашего урока (слайд №3)
Цель урока (слайд №4) запись в тетрадях по химии и биологии
Учитель химии: Лист самооценки (Приложение №1)
Учитель биологии: з среды обитания (слайд №5)
Водная;
Наземно-воздушная;
Почва.
Проблемный вопрос : Какие самые выраженные факторы присущи каждой среде?
3 Основная часть урока
- Класс объединили в 3 группы и каждая из них изучила влияние человека на разные среды обитания. (НИЛ)
1-я группа (Воздух) (слайд №6-16)
2-я группа (Вода) (слайд №17-26)
3-я группа (Почва) (слайд №27-31)
4. Учитель химии: Выполнение Лабораторных опытов каждой группой
Цель: Исследовать загрязнение окружающей среды
Оборудование: Штативы, пробирки, нефть, керосин, почва, вода.
Инструктаж по Т/Б
Ход работы:
Опыт №1 (1-я группа)
Загрязнение воздуха. (Приложение №2)
Опыт №2 (2-я группа)
Загрязнение воды. (Приложение №2)
Опыт №3 (3-я группа)
Загрязнение воздуха. (Приложение №2)
Рефлексия Учитель химии: Мы поставили много вопросов, над которыми следует задуматься. Мы бы хотели, чтобы ваше отношение к этой проблеме вы показали в виде “экспресс-плакатов”. На это дается 7 минут.
5. Обобщение и подведение итогов урока
Учитель химии: В результате своей жизни и деятельности человек создает очень много загрязняющих веществ, которые, попадая в огромных количествах в атмосферу, образуют с водой кислотные дожди. Кислая дождевая вода, попадая в почву, снижает ее плодородие, подавляя жизнедеятельность бактерий, снижая численность дождевых червей. Серная и сернистая кислоты вместе с другими веществами загрязняют все во мне: реки, озера, грунтовые воды, леса, поля.
Учитель биологии: загрязняющие вещества влияют на эмбрионы, развивающееся зародыши живых существ, отравляя их, вызывают уродства и ненормальности в развитии организма.
- Под воздействием загрязняющих веществ сокращаются сроки жизни - в особенности долгоживущих видов, которые накапливают в организме опасные концентрации загрязнителей.
- Нарушение популяционных явлений. В результате бездумного, бесконтрольного использования ресурсов человеком изменяется структура популяции - соотношение самцов и самок, особей разных поколений; численность сокращается до таких пределов, что нарушается поиск брачных партнеров.
- Вследствие загрязнения среды нарушаются циклы размножения (асинхронность развития половых клеток у самцов и самок), уменьшается количество беременных самок, число детенышей в помете, растет смертность новорожденных. В результате распадается ареал вида, сокращаются площади места обитания.
Нашу голубую планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблем, летящим по просторам Вселенной. А человечество - экипаж этого корабля. Красивое сравнение. А чем-то даже мудрое. Но все мы должны осознать, что у нашего корабля Земля нет аварийного выхода. Зато есть множество вопросов: когда наши города станут чистыми, красивыми? Как определить степень загрязнения окружающей среды в районе школы? Какими экологическими правами обладает гражданин? Кто несет ответственность за разрушение здоровья людей выбросами промышленных отходов? Как спасти наши родники, реки и водоемы, животный и растительный мир от гибели? Какими должны быть основы экологических знаний? Поэтому, каждый из нас из людей должен правильно отвечать на все эти вопросы и быть в первую очередь Созидателем, а в меньшей мере разрушителем.
Вывод в виде коллажа.
Выставка плакатов и подведение итогов.

Приложение к уроку «Деятельность человека, как экологический фактор»
1-я группа
Опыт №1: Загрязнение воды нефтью и нефтепродуктами.
В стакан с Н2О добавить сырую нефть или нефтепродукт. Перемешать (что происходит?) Пользуясь делительной воронкой, разделите 2 жидкости (эмульсию). Сделать вывод – наносят ли вред нефть и нефтепродукты водоемам, как и почему?

2-я группа
Опыт №2: Загрязнение почвы
В стакан с грунтом добавить нефть или нефтепродукт, перемешать. Добавить воду. Разделите эти вещества (отстаивание, фильтрование). Опишите свои наблюдения. Сделайте вывод, как нефть и нефтепродукты влияют на живые организмы в грунте.

3-я группа
Опыт №3: Загрязнение воздуха
В 1-й фарфоровой чашке сожгите полиэтиленовое изделие, во 2-й – гранулы полистирола. Что происходит? Как полимеры загрязняют воздух? Опишите свои наблюдения и сделайте вывод.