Финансовый менеджмент. Тема 4. Политика привлечения заёмных средств

Тема 4. Политика привлечения заёмных средств

4.1. Основные формы заемного финансирования
4.2. Характеристика политики привлечения заёмных средств
4.3. Финансовый леверидж (рычаг). Эффект финансового левериджа
4.4. АНАЛИЗ ДОХОДНОСТИ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА ПО МЕТОДИКЕ ФИРМЫ "ДЮПОН"
4.1. Основные формы заемного финансирования
Слайд № 1
Основными формами заемного финансирования являются: банковский кредит, выпуск облигаций, аренда или лизинг.
Банковский кредит.
Кредит (от лат. Credo - "верю") представляет собой классическую и наиболее известную форму заемного финансирования предприятия.
Субъектом кредитования являются юридическое или физическое лицо, претендующее на получение денежных ресурсов на условиях займа и отвечающее требованиям, предъявляемым кредиторами (как правило, коммерческим банком) к заемщикам.
Доступность кредитов для юридических лиц зависит от различных факторов: макроэкономическая ситуация, организационно-правовой формы ведения бизнеса, отрасли, вида деятельности, финансового состояния, кредитоспособности и др.
Слайд № 2
Объектом кредитования выступают цели, на которые заемщику требуются средства. При получении кредита предприятия обычно преследуют следующие цели:
Финансирование оборотного капитала (текущей деятельности)
Финансирование инвестиционных проектов (капитальных вложений)
Рефинансирование ранее привлеченных займов;
Финансирование сделок по слияниям и поглощениям и др.
Кредиты на пополнение оборотных средств являются краткосрочными (до 1 года). Как правило, их получение занимает немного времени (до двух недель). В большинстве случаев при их предоставлении банки не требуют залогового обеспечения в виде основных средств. Таким обеспечением служит будущая выручка предприятия либо приобретаемые товарные запасы (при условии их ликвидности). Однако банкам сложно контролировать сохранность запасов в количестве, необходимом для обеспечения кредита, а у предприятий по разным причинам может возникнуть потребность сократить их и запустить в оборот. Поэтому такой кредит легче получить предприятиям с хорошей деловой репутацией и устойчивым финансовым состоянием. Программы по кредитному финансированию оборотного капитала существуют практически в каждом российском банке.
Финансирование капитальных вложений - более сложная процедура, поскольку на эти цели обычно требуются значительные объемы средств, а сроки кредитования превышают 1 год. Предоставление залогового обеспечения в банк по таким кредитам является обязательным требованием независимо от масштабов деятельности предприятия, его репутации, финансовых показателей и т.д. В качестве отдельного направления можно выделить использование банковских кредитов для финансирования инвестиционных проектов, запускаемых "с нуля".
Рефинансирование ранее привлеченных заемных средств - получение нового кредита на более выгодных условиях и погашение с его помощью долга, привлеченного на менее выгодных условиях. Операции по рефинансированию в РФ, с одной стороны, имеют объективную основу в виде снижения процентных ставок по кредитам, а с другой - сдерживаются их короткими сроками, снижающими гибкость и эффективность данной операции.
Финансирование сделок по слияниям и поглощениям с привлечением заемных средств - операции, характеризующиеся значительным риском. Банки, выдающие кредиты в данных целях, стремятся компенсировать свои риски за счет повышенных требований к залоговому обеспечению и более высоких процентных ставок.
Необходимо различать кредит и кредитную линию. При предоставлении кредита на ссудном счете клиента отражается вся выданная ему сумма, на которую начисляются проценты в соответствии с условиями кредитного договора независимо от фактического использования заемщиком выделенных средств. С заемщиком заключается соответствующий кредитный договор. Предоставление кредита осуществляется либо разовым зачислением денежных средств на расчетный или валютный счет, либо их зачислением на указанные счета по согласованному графику, с указанием конкретных дат или периодов перечисления, определенных в условиях договора.
В случае предоставления кредитной линии на ссудном счете отражается фактическая задолженность (фактически использованные заемщиком средства), на которую и начисляются проценты. При этом заемщику устанавливается лимит кредитных ресурсов, в пределах которого он может их использовать. Кредитная линия бывает возобновляемая и невозобновляемая. Невозобновляемая кредитная линия открывается для осуществления различных платежей, связанных с одним или несколькими контрактами или партией товара, регулярными финансово-хозяйственными операциями, а также для покрытия периодически возникающих временных разрывов в платежном обороте предприятий. Рамочная кредитная линия открывается заемщику для оплаты отдельных поставок товаров в рамках контрактов, реализуемых в течение определенного периода, а также финансирование этапов осуществления затрат, связанных с реализацией целевых программ. Под каждую поставку (или этап целевой программы) заключается отдельный кредитный договор в рамках генерального соглашения об открытии рамочной кредитной линии. Обеспечение оформляется по каждому кредитному договору.
Слайд № 3.
Финансовая практика выработала различные формы кредитов. Наиболее распространенным является так называемый срочный, или обычный, кредит, предоставляемый банком клиенту для целевого использования на фиксированный срок под определенный процент.
Овердрафт - форма кредитования, предоставляющая возможность клиенту получить краткосрочный кредит, как правило, без оформления обеспечения, сверх остатка средств на расчетном счете в пределах установленного для него лимита, величина которого зависит от кредитной истории, стабильности среднемесячных оборотов в банке и других факторов. Процентная ставка по овердрафту обычно выше, чем по обычному кредиту с обеспечением.
Онкольный кредит предоставляется заемщику без указания срока его использования (в рамках краткосрочного кредитования) с обязательством последнего погасить его по первому требованию кредитора. При погашении этого кредита обычно предоставляется льготный период (по действующей практике - до тех дней).
Револьверный (автоматически возобновляемый) кредит предоставляется на определенный период, в течение которого разрешается как поэтапная "выборка" выделенных средств, так и поэтапное частичное или полное погашение обязательств по нему. Внесенные в счет погашения обязательств средства могут вновь заимствоваться предприятием в течение периода действия кредитного договора в пределах установленного кредитного лимита. Выплата оставшейся непогашенной суммы основного долга и процентов по нему производится по истечении срока действия кредитного договора. Преимуществом этого вида кредита являются минимальные ограничения, накладываемые банком, хотя уровень процентной ставки по нему обычно выше.
Инвестиционный кредит - это долгосрочный кредит (или кредитная линия) на реализацию проекта или программы на действующем предприятии. Поэтому наряду с типовыми требованиями, предъявляемыми к кредитоспособности заемщика и к обеспечению, при выдаче такого кредита банк тщательно изучает бизнес-план проекта (программы), на выполнение которого запрашиваются средства.
Ипотечный кредит может быть получен от банков, специализирующихся на выдаче долгосрочных займов под залог основных средств или имущественного комплекса предприятий в целом. Предприятие, передающее в залог свое имущество, обязано застраховать его в полном объеме в пользу банка. При этом заложенное в банке имущество продолжает использоваться предприятием. Следует отметить, что ипотечное кредитование предприятий пока не получило должного распространения в Российской Федерации.
Синдицированный кредит - это кредит, организуемый пулом кредиторов для одного заемщика в целях финансирования масштабных хозяйственных программ или реализации крупных инвестиционных проектов. Характеризуется он следующими основными чертами:
Совместная ответственность - пул кредиторов выступает по отношению к заемщику как единая сторона, все кредиторы несут перед заемщиком совместную ответственность;
Равноправие кредиторов - ни один из банков не имеет преимуществ по взысканию долга, а все средства, поступающие в счет погашения кредита или от реализации обеспечения, делятся между ними пропорционально предоставленной сумме;
Единство документации - все договоры многосторонние;
Единство информации для всех участников сделки.
Многообразие форм и условий получения кредитов определяет необходимость выработки определенной политики управления этим процессом на предприятиях. Процесс получения кредита можно условно разделить на несколько этапов.
Первый этап - определение заемщиком потребности в кредитных ресурсах и параметров займа (вид кредита, объем, срок, приемлемая процентная ставка и т.д.), а также экономическое обоснование их использования.
Денежные ресурсы можно привлекать единовременно и периодически - на определенных этапах развития финансируемого проекта. К примеру, в строительстве получение кредитных средств может быть связано со сроками оплаты услуг различных подрядчиков. В таком случае целесообразно разбивать кредит на отдельные транши, чтобы не платить банку за привлеченные денежные средства в период. Когда предприятие фактически ими не пользовалось.
Особое внимание следует уделять экономическому обоснованию потребностей в заемных средствах. По мнению большинства экспертов и специалистов коммерческих банков, для российских предприятий по-прежнему остается актуальной проблема неспособности заемщиков предоставить качественный бизнес-план или технико-экономическое обоснование (ТЭО). С одной стороны, это обусловлено с ошибочными представлениями о степени важности этих документов при принятии решения банком, с другой - низким профессиональным уровнем специалистов, ответственных за их подготовку. Частое следствие низкого качества обоснования - повышение стоимости кредита (процентной ставки) либо даже отказ банка в предоставлении заемных средств.
На данном этапе следует также предварительно выбрать предмет залогового обеспечения, исходя из собственных представлений о величине его стоимости.
Второй этап - выбор банка и проведение предварительных консультаций с потенциальным кредитором. На данном этапе предприятию необходимо сделать выбор в пользу того или иного банка и определить наиболее существенные условия кредитного соглашения.
При выборе банка следует учитывать обязательные экономические нормативы его деятельности, устанавливаемые Центральным банком РФ. Помимо ликвидности и надежности, анализ нормативов позволяет определить максимальный объем средств, которые могут быть предоставлены этим банком в ссуду. Норматив, ограничивающий размеры предоставляемых кредитов, в стандартных случаях составляет 25% от собственного капитала банка.
Практически обязательным условием предоставления кредита отечественными банками является наличие обеспечения своевременного и полного исполнения обязательств заемщиком.
Основное требование к залогу - его рыночная стоимость должна быть достаточной для компенсации банку основного долга по ссуде (сумма кредита), всех процентов в соответствии с договором за 1 год, а также возможных издержек, связанных с реализацией залога (пени, штрафы, судебные и прочие издержки при обращении взыскания на обеспечение).
Второе требование к залогу - оформление юридической документации таким образом. Чтобы время, необходимое для его реализации в случае невозврата кредита, не превышало 150 дней. Очевидно, что имущество или права, передаваемые в качестве залога, должны быть ликвидными в отношении не только рыночного спроса, но и действующего законодательства.
На третьем этапе, когда выбран банк-партнер и согласованы примерные условия кредита, предприятие направляет ему всю необходимую документацию: юридические документы, бухгалтерскую отчетность. ТЭО, бизнес-планы и т.п. Состав запрашиваемых документов зависит от конкретных параметров кредита и требований банка. На продолжительность данного этапа значительное влияние оказывает наличие или отсутствие всего объема необходимых документов.
В настоящее время кредитование реального сектора является основной операцией российских банков. Вместе с тем отечественные предприятия испытывают устойчивый дефицит кредитных ресурсов, в особенности для финансирования инвестиций.
В качестве основных причин, сдерживающих рост инвестиционного кредитования, аналитики и эксперты отмечают острый дефицит краткосрочных заемных ресурсов (под оборот), невозможность удовлетворения инвестиционных потребностей крупных заемщиков из-за низкой капитализации и слабой ресурсной базы коммерческих банков, а также высокий уровень риска долгосрочных кредитов.
В целом заемное финансирование за счет банковских кредитов в Российской Федерации имеет следующие преимущества:
Гибкость условий предоставления (в договоре можно предусмотреть специфические требования как заемщика, так и кредитора), а также возможность их пересмотра при необходимости;
Сравнительно небольшие затраты времени и средств на привлечение (от двух недель до двух месяцев);
Конфиденциальность сделки, отсутствие строгих требований к раскрытию информации о бизнесе и др.
К недостаткам кредитного финансирования в российской Федерации относятся:
Низкая капитализация и преобладание коротких пассивов у коммерческих банков, а также жесткие требования Центрального банка РФ к формированию резервов под возможные неплатежи, делающие невозможным получение значительных объемов средств на долгосрочной основе;
Высокие процентные ставки (14-22%), обусловленные инфляцией, а также значительными макро - и микроэкономическими рисками;
Требования к залогу (более 100% от объема кредита);
Низкая рентабельность, кредитоспособность и неудовлетворительное финансовое состояние многих предприятий и др.
Несмотря на очевидные преимущества и общую тенденцию снижения процентных ставок, дешевые и долгосрочные банковские займы по-прежнему остаются недоступными для большинства российских предприятий.
Слайд № 1
Выпуск облигаций
Другой популярной формой заемного финансирования в отечественной и мировой практике является выпуск облигаций.
Согласно законодательству Российской Федерации размещение облигаций могут осуществлять только хозяйственные общества (ООО, ЗАО, ОАО) по решению совета директоров, если иное не предусмотрено уставом. В решении о выпуске облигаций должны быть определены форма, сроки и иные условия их обращения и погашения.
Выпускаемые облигации должны иметь номинальную стоимость. При этом номинальная стоимость всех выпущенных облигаций не может превышать размер уставного капитала общества либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для цели выпуска облигаций. Выпуск облигаций разрешается только после полной оплаты уставного капитала общества.
Выпуск облигаций без обеспечения допускается не ранее третьего года существования хозяйственного общества и при условии надлежащего утверждения к этому времени его двух годовых балансов.
Однако, несмотря на очевидные успехи и перспективы развития этого инструмента, масштабы российского рынка облигаций существенно уступают развитым странам.
Вместе с тем облигационные займы дают отечественным предприятиям ощутимые преимущества по сравнению с банковскими кредитами и векселями, поскольку они позволяют привлекать средства по ставке от 7-15% годовых на срок от 3лет и более, не требуя при этом залогового обеспечения.
В целом можно выделить следующие преимущества облигационных займов, дающие возможность:
Увеличивать сроки заимствований (в настоящее время сроки обращения облигаций отечественных предприятий составляют от 3 до 5 лет и более);
Формировать публичную кредитную историю эмитента, что позволяет в будущем снижать стоимость заемных ресурсов и увеличивать сроки их привлечения, а также выходить на международные рынки капитала;
В случае необходимости использовать более гибкие формы обеспечения, например гарантии третьих лиц;
Диверсифицировать источники заимствования за счет увеличения числа кредиторов (инвесторов), что обеспечивает уменьшение стоимости, так как снижаются риски и исключается зависимость от одного кредитора;
Оперативно управлять структурой долга за счет проведения операций на вторичном рынке;
Подготовить условия для публичного размещения акций предприятия и др.
Однако выпуск и размещение облигаций обходятся предприятию дороже, чем получение банковского кредита и кроме того. Привлечение подобных займов требует значительных затрат времени (от 4 месяцев) и организационной подготовки.
Слайд № 1
Лизинг.
Потребности предприятий в непрерывном техническом перевооружении, внедрении новейших технологий, расширении производства товаров и услуг привели к возникновению новых форм привлечения капитала, одной из которых является использование такого инструмента, как лизинг (leasing)
В общем случае лизинг представляет собой договор, согласно которому одна сторона - арендодатель (лизингодатель) передает другой стороне - арендатору (лизингополучателю) права на использование некоторого имущества (здания, сооружения, оборудования) в течение определенного срока и на оговоренных условиях.
Обычно такой договор предусматривает внесение арендатором регулярной платы за используемое оборудование на протяжении всего срока его эксплуатации. По окончании срока действия соглашения или в случае его досрочного прекращения имущество возвращается владельцу. Однако лизинговые контракты часто предусматривают право арендатора на выкуп имущества по льготной или остаточной стоимости либо заключение нового соглашения об аренде.
Слайд № 4.
В настоящее время в хозяйственной практике развитых стран применяются различные формы лизинга, каждая из которых характеризуется своими специфическими особенностями. К наиболее распространенным из них следует отнести:
Операционный, или сервисный, лизинг
Финансовый, или капитальный, лизинг
Возвратный лизинг
Раздельный, или кредитный, лизинг
Прямой лизинг и др.
Необходимо отметить, что все существующие виды подобных соглашений являются разновидностями двух базовых форм лизинга - операционного либо финансового.
Операционный (сервисный) лизинг - это соглашение, срок которого меньше периода полной амортизации арендуемого актива. При этом предусмотренная контрактом плата не покрывает полную стоимость актива, что вызывает необходимость сдавать его в лизинг несколько раз.
Важнейшей отличительной чертой операционного лизинга является право арендатора на досрочное прекращение контракта. Подобные соглашения также могут предусматривать оказание различных услуг по установке и текущему техническому обслуживанию сдаваемого в аренду оборудования. Отсюда второе, часто употребляемое название этой формы лизинга - сервисный. При этом стоимость оказываемых услуг включается в арендную плату либо оплачивается отдельно.
Нетрудно заметить, что в целом условия операционного лизинга являются более выгодными для арендатора. В частности, возможность досрочного прекращения аренды позволяет своевременно избавиться от морально устаревшего оборудования и заменить его на более высокотехнологичное и конкурентоспособное. Кроме того, при возникновении неблагоприятных обстоятельств предприятие может быстро свернуть данный вид деятельности, досрочно возвратив соответствующие оборудование владельцу, и существенно сократить затраты, связанные с ликвидацией или реорганизацией производства.
Обратной стороной указанных преимуществ являются:
Более высокая, чем при других формах лизинга, арендная плата;
Требования о внесении авансов и предоплаты;
Наличие в контрактах пунктов о выплате неустоек в случае досрочного прекращения аренды;
В настоящее время эта форма лизинга не получила в российской федерации должного развития, более того, согласно законодательству операционный лизинг трактуется как краткосрочная аренда и регулируется ГК РФ. Соответственно, он не попадает под действие Закона "О лизинге" и на него не распространяются предусмотренные данным Законом льготы.
Финансовый лизинг - соглашение, предусматривающее специальное приобретение актива в собственность, с последующей сдачей в аренду (временное пользование) на срок, близкий к сроку полезной службы (амортизации). Выплаты по такому соглашению, как правило, обеспечивают лизингодателю полное возмещение затрат на приобретение актива и оказание прочих услуг, а также соответствующую прибыль.
По истечении срока действия сделки лизингополучатель может вернуть актив владельцу, заключить новое лизинговое соглашение или купить объект лизинга по остаточной стоимости.
В отличии от операционного, финансовый лизинг существенно снижает риск владельца имущества. По сути, его условия во многом идентичны договорам, заключаемым при получении банковских кредитов, так как предусматривают:
Полное или почти полное погашение стоимости оборудования;
Внесение периодической платы, включающей стоимость оборудования и доход владельца (фактически - основная и процентная части);
Право объявить арендатора банкротом в случае его неспособности выполнить заключенное соглашение и т.д.
Финансовый лизинг является базой для образования других форм долгосрочной аренды - возвратной и раздельной (с участием третьей стороны).
Предприятиям реального сектора лизинг позволяет в условиях сравнительно меньшего финансового напряжения (рассредоточения затрат во времени) обновлять основные фонды, формировать технологическую базу для новых видов продукции, расплачиваясь за имущество из средств, полученных за счет операционной деятельности.
Формально лизинг является сравнительно доступной формой привлечения инвестиций для средних и малых предприятий, поскольку не требует сложного пакета гарантий и дополнительного обеспечения, так как предприятие получает оборудование в полную собственность лишь при условии полного выкупа.

4.1. Характеристика политика привлечения заёмных средств

Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном счете повысить рыночную стоимость предприятия.
Хотя основу любого бизнеса составляет собственный капитал, на предприятиях ряда отраслей экономики объем используемых заемных средств значительно превосходит объем собственного капитала. В связи с этим управление привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия.
Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). Эти финансовые обязательства в современной хозяйственной практике дифференцируются следующим образом:
1. Долгосрочные финансовые обязательства. К ним относятся все формы функционирующего на предприятии заемного капитала со сроком его использования более одного года. Основными формами этих обязательств являются долгосрочные кредиты банков и долгосрочные заемные средства (задолженность по налоговому кредиту; задолженность по эмитированным облигациям; задолженность по финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе и т.п.), срок погашения которых еще не наступил или не погашенные в предусмотренный срок.
2. Краткосрочные финансовые обязательства. К ним относятся все формы привлеченного заемного капитала со сроком его использования до одного года. Основными формами этих обязательств являются краткосрочные кредиты банков и краткосрочные заемные средства (как предусмотренные к погашению в предстоящем периоде, так и не погашенные в установленный срок), различные формы кредиторской задолженности предприятия (по товарам, работам и услугам; по выданным векселям; по полученным авансам; по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами; по оплате труда; с дочерними предприятиями; с другими кредиторами) и другие краткосрочные финансовые обязательства.
В процессе развития предприятия по мере погашения его финансовых обязательств возникает потребность в привлечении новых заемных средств. Источники и формы привлечения заемных средств предприятием весьма многообразны. Классификация привлекаемых предприятием заемных средств по основным признакам.
С учетом изложенной классификации организуется управление привлечением заемных средств, которое представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями предприятия в заемном капитале на различных этапах его развития. Многообразие задач, решаемых в процессе этого управления, определяет необходимость разработки специальной финансовой политики в этой области на предприятиях, использующих значительный объем заемного капитала.
Слайд № 5.
Политика привлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.
Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных средств включает следующие основные этапы:
1. Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.
На первом этапе анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных средств в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.
На втором этапе анализа определяются основные формы привлечения заемных средств, анализируются в динамике удельный вес сформированных финансового кредита, товарного кредита и внутренней кредиторской задолженности в общей сумме заемных средств, используемых предприятием.
На третьем этапе анализа определяется соотношение объемов используемых предприятием заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводится соответствующая группировка используемого заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных заемных средств предприятия и их соответствие объему используемых оборотных и внеооборотных активов.
На четвертой стадии анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческого) кредитов. Эти условия анализируются с позиций их соответствующей конъюнктуре финансового и товарного рынков.
На пятой стадии анализа изучается эффективность использования заемных средств в целом и отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала, рассмотренные ранее. Первая группа этих показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.
Результаты проведенного анализа служат основой оценки целесообразности использования заемных средств на предприятии в сложившихся объемах и формах.
2. Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде. Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования. Основными целями привлечения заемных средств предприятиями являются:
а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее время большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности финансировать полностью эту часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;
б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;
в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств в этом случае выступает необходимость ускорения реализации отдельных реальных проектов предприятия (новое строительство, реконструкция, модернизация); обновление основных средств (финансовый лизинг) и т.п.
г) обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников. В этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели;
д) другие временные нужды. Принцип целевого при влечения заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется обычно на короткие сроки и в небольших объемах.
3. Определение предельного объема привлечения заемных средств. Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями:
а) предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;
б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не только с позиций самого предприятия, но и с позиций возможных его кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств.
С учетом этих требований предприятие устанавливает лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности.
4. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе различных форм заемного капитала, привлекаемого предприятием из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия в заемном капитале.
5. Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе. Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств основывается на целях их использования в предстоящем периоде. На долгосрочный период (свыше 1 года) заемные средства привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов (хотя при консервативном подходе к финансированию активов заемные средства на долгосрочной основе привлекаются и для обеспечения формирования оборотного капитала). На краткосрочный период заемные средства привлекаются для всех остальных целей их использования.
Расчет необходимого размера заемных средств в рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видов. В процессе этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств.
Полный срок использования заемных средств представляет собой период времени с начала их поступления до окончательного погашения всей суммы долга. Он включает в себя три временных периода:
а) срок полезного использования;
б) льготный (грационный) период;
в) срок погашения.

а) срок полезного использования это период времени, в течение которого предприятие непосредственно использует предоставленные заемные средства в своей хозяйственной деятельности;
б) льготный (грационный) период это период времени с момента окончания полезного использования заемных средств до начала погашения долга. Он служит резервом времени для аккумуляции необходимых финансовых средств;
в) срок погашения это период времени, в течение которого происходит полная выплата основного долга и процентов по используемым заемным средствам. Этот показатель используется в тех случаях, когда выплата основного долга и процентов осуществляется не одномоментно после окончания срока использования заемных средств, а частями в течение определенного периода времени по предусмотренному графику.
Расчет полного срока использования заемных средств осуществляется в разрезе перечисленных элементов исходя из целей их использования и сложившейся на финансовом рынке практике установления льготного периода и срока погашения.
Средний срок использования заемных средств определяется по каждому целевому направлению привлечения этих средств; по объему их привлечения на кратко - и долгосрочной основе;
по привлекаемой сумме заемных средств в целом.
Соотношение заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе, может быть оптимизировано также с учетом стоимости их привлечения.
6. Определение форм привлечения заемных средств. Эти формы дифференцируются в разрезе финансового кредита; товарного (коммерческого) кредита; прочих форм. Выбор форм привлечения заемных средств предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности.
7. Определение состава основных кредиторов. Этот состав определяется формами привлечения заемных средств. Основными кредиторами предприятия являются обычно его постоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание.
8. Формирование эффективных условий привлечения кредитов. К числу важнейших из этих условий относятся:
а) срок предоставления кредита;
б) ставка процента за кредит;
в) условия выплаты суммы процента;
г) условия выплаты основной суммы долга;
д) прочие условия, связанные с получением кредита.
Срок предоставления кредита является одним из определяющих условий его привлечения. Оптимальным считается срок предоставления кредита, в течение которого полностью реализуется цель его привлечения (например, ипотечный кредит на срок реализации инвестиционного проекта; товарный кредит на период полной реализации закупленных товаров и т.п.).
Ставка процента за кредит характеризуется тремя основными параметрами: ее формой, видом и размером.
По применяемым формам различают процентную ставку (для наращивания суммы долга) и учетную ставку (для дисконтирования суммы долга). Если размер этих ставок одинаков, то предпочтение должно быть отдано процентной ставке, так как в этом случае расходы по обслуживанию долга будут меньшими.
По применяемым видам различают фиксированную ставку процента (устанавливаемую на весь срок кредита) и плавающую ставку процента (с периодическим пересмотром ее размера в зависимости от измения учетной ставки центрального банка, темпов инфляции и конъюнктуры финансового рынка). Время, в течение которого ставка процента остается неизменной, называется процентным периодом. В условиях инфляции для предприятия предпочтительней является фиксированная ставка или плавающая ставка с высоким процентным периодом.
Размер ставки процента за кредит является определяющим условием при оценке его стоимости. По товарному кредиту он принимается при оценке в размере ценовой скидки продавца за осуществление немедленного расчета за поставленные товары, выраженной в годовом исчислении.
Условия выплаты суммы процента характеризуются порядком выплаты его суммы. Этот порядок сводится к трем принципиальным вариантам: выплате всей суммы процента в момент предоставления кредита; выплате суммы процента равномерными частями; выплате всей суммы процента в момент уплаты основной суммы долга (при погашении кредита). При прочих равных условиях предпочтительным является третий вариант.
Условия выплаты основной суммы долга характеризуются предусматриваемыми периодами его возврата. Эти условия сводятся к трем принципиальным вариантам: частичному возврату основной суммы долга в течение общего периода функционирования кредита; полному возврату всей суммы долга по истечении срока использования кредита; возврата основной или части суммы долга с предоставлением льготного периода по истечении срока полезного использования кредита. При прочих равных условиях третий вариант является для предприятия предпочтительней.
Прочие условия, связанные с получением кредита, могут предусматривать необходимость его страхования, выплаты дополнительного комиссионного вознаграждения банку, разный уровень размера кредита по отношению к сумме заклада или залога и т.п.
9. Обеспечение эффективного использования кредитов. Критерием такой эффективности выступают показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала.
10. Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам. С целью этого обеспечения по наиболее крупным кредитам может заранее резервироваться специальный возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов включаются в платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности.





Виды кредитной политики Слайд № 6.

Название
Характеристика
Финансовые последствия

1.Консервативная (жесткая)
Направлена на минимизацию кредитного риска. Это достигается за счет:
Сокращения круга покупателей в кредит за счет групп повышенного риска,
Минимизации сроков и размеров предоставленного кредита,
Ужесточения условий предоставления кредита и повышения его стоимости,
Использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.
Снижает объем реализации продукции и формирования устойчивых коммерческих связей, особенно в условиях обострения конкуренции.

2 Агрессивная
Характеризуется стремлением предприятия к максимальному наращиванию объема реализации продукции, в том числе за счет продажи в кредит, не считаясь с высоким уровнем риска:
Максимальное распространение кредита на все группы покупателей, в том числе и на рискованных,
Увеличение периода предоставления кредита и его размера,
Снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров,
Предоставление покупателям возможности пролонгировать кредит.
Может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств из оборота, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать значительные расходы по взысканию долга, а в конечном итоге снизить рентабельность активов.

3. Умеренная
Характеризуется средним уровнем кредитного риска
Ищет компромисс между риском и рентабельностью активов

Задача выбора кредитной политики решается каждым предприятием исходя из целевых установок, планов и предпочтений руководства и финансовых менеджеров.
Рекомендации: предприятия, имеющие недозагрузку промышленных мощностей и низкий уровень переменных затрат могут придерживаться более либеральной политики и соглашаться на больший уровень задолженности, чем предприятия, работающие на полную мощность, но имеющие небольшую прибыль. Менее жесткие условия по оплате продукции применяются при реализации избыточных запасов или устаревшей продукции. Дефицит реализуемой продукции позволяет ужесточить политику.

4.3. Финансовый леверидж (рычаг). Эффект финансового левериджа

Деятельность любой коммерческой организации не обходится без риска. Риск, определяемый структурой источников капитала, называется финансовым риском. Одна из важных характеристик финансового риска соотношение между собственным и заемным капиталом. Привлечение дополнительных заемных средств выгодно организации с точки зрения получения дополнительной прибыли при условии превышении рентабельности совокупного капитала рентабельности заемного.
Leverage (рычаг) американский термин, применительно к экономике означающий некоторый фактор, при небольшом изменении которого сильно меняются связанные с ним показатели. Использование дополнительного (заемного) капитала можно понимать как усиление собственного капитала с целью получения большей прибыли. Коэффициент финансового левериджа (плечо финансового рычага) определяется как отношение заемного капитала к собственному капиталу. Он прямо пропорционален финансовому риску организации. Показатель «Коэффициент финансового левериджа» правильнее рассчитывать не по данным бухгалтерской отчетности, а по рыночной оценке активов. Чаще всего рыночная стоимость собственного капитала успешно действующей организации превышает балансовую стоимость, а значит, меньше коэффициент финансового левериджа и ниже уровень финансового риска.
Слайд № 7.
Эффект финансового левериджа (рычага) определяется как приращение чистой рентабельности собственных средств, полученное за счет использования кредита, и рассчитывается по формуле:
ЭФЛ(р) = (1 - Т) х (РСК - СЦК3) х ЗК : СК,
где ЭФЛ(р) эффект финансового левериджа (рычага);
Т ставка налога на прибыль;
РСК рентабельность совокупного капитала, %;
СЦК3 средневзвешенная цена заемного капитала, %;
ЗК заемный капитал, ден. ед.;
СК собственный капитал, денежных. ед.
Эффект финансового левериджа показывает, на сколько процентов увеличивается рентабельность собственного капитала за счет привлечения заемных средств. Рекомендуемое значение ЭФЛ(р) равняется 0,330,5. Эффект финансового левериджа (рычага) возникает за счет разницы между рентабельностью активов и стоимостью заемных средств. В формуле выделяют три составляющие, которые позволяют управлять ЭФЛ(р):
1)налоговый корректор финансового левериджа (рычага) (1 - Т), который отражает степень проявления ЭФЛ(р) в зависимости от различного уровня налогообложения прибыли. Данное обстоятельство проявляется в следующих случаях:
а) наличие дифференцированных ставок по различным видам деятельности,
б) льготы по налогу на прибыль,
в) осуществление операционной деятельности в свободных экономических зонах с льготным режимом налогообложения;
дифференциал финансового левериджа (рычага) (РСК - СЦК3), характеризующий разницу между рентабельностью совокупного капитала и средневзвешенной ценой заемного капитала. Чем выше положительное значение дифференциала, тем большим при прочих равных условиях будет эффект. Таким образом, финансовый леверидж (рычаг) бывает положительным, отрицательным и нейтральным;
коэффициент финансового левериджа (рычага) (ЗК : СК) характеризует сумму заемного капитала, приходящегося на единицу собственного капитала.
Знание механизма воздействия финансового левериджа (рычага) на уровень прибыльности собственного капитала и степень финансового риска позволяет управлять стоимостью и структурой капитала. В результате привлечения заемных средств и изменения структуры капитала можно увеличить рентабельность собственного капитала.


4.4. АНАЛИЗ ДОХОДНОСТИ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА ПО МЕТОДИКЕ ФИРМЫ "ДЮПОН"
Слайд № 8.
Способность приносить доход является основной характеристикой использования капитала. Куда бы ни был направлен капитал как экономический ресурс - в сферу реальной экономики или в финансовую сферу - он всегда потенциально способен приносить доход при условии эффективного его использования. Таким образом, главной целью финансовой деятельности предприятия является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия. Доходность собственного капитала анализируется с помощью методики, разработанной фирмой "DUPONT".
Суть этой методики сводится к разложению формулы расчета доходности собственного капитала на факторы, влияющие на эту доходность. Анализ ведется на основании полученных расчетных коэффициентов. От того, какой из показателей влияет на доходность собственного капитала больше всего, и будет зависеть оценка и рекомендации по улучшению эффективности деятельности предприятия для максимизации доходности собственного капитала.
На первом этапе аналитик отвечает на вопрос, как изменился ключевой финансовый показатель - доходность акционерного капитала - и в каком направлении изменялись факторы, определившие его динамику и включенные в модель. Существуют 3 модели анализа по методу DUPONT.
Использование той или иной модели зависит от необходимой степени детализации анализа доходности собственного капитала.
Доходность собственного капитала в различных моделях:
ROE = Доходность активов x Финансовый рычаг
ROE = Рентабельность продаж x Оборачиваемость активов x Финансовый рычаг
ROE = Операционная рентабельность x Бремя процентов x Налоговое бремя x Оборачиваемость активов x Финансовый рычаг
На втором этапе аналитик должен понять конечные причины, обусловившие изменение финансовых коэффициентов. К основным причинам следует отнести изменение показателей первичной отчетности, лежащих в основе расчета коэффициента, а именно: выручки, прибыли, основных и оборотных активов, задолженности, соотношения собственных и заемных средств и т.п. В ходе анализа целесообразно выделить показатели, оказавшие наибольшее влияние на результирующие коэффициенты.
Для составления рекомендаций по максимизации финансовых показателей аналитик должен обладать дополнительными знаниями о специфике предприятия, иметь представления об объективных ограничениях и внутренних потребностях производства. Так, например, увеличение выручки на промышленном предприятии при ограниченном предельном уровне загрузки мощностей и т.п.
Аналитик может не ограничиваться разработкой рекомендаций по улучшению показателей, а подкрепить их числовыми данными, то есть оценить влияние изменения одного или нескольких факторов на динамику коэффициента доходности собственного капитала и оценить чувствительность результата к такому изменению.
Оценка производится путем изменения значения показателя в первичной отчетности (баланс и отчет о прибылях и убытках) при неизменных прочих условиях - анализ "при прочих равных". К примеру, предвидя снижение цен на сырье и перезаключение контрактов с поставщиками по более выгодным условиям, аналитик имеет возможность искусственно снизить себестоимость, при этом необходимо рассчитать достигнутое таким образом изменение всех коэффициентов в модели.
Слайд № 9.
Показатели, используемые в моделях DUPONT
Коэффициент
Экономический смысл

Доходность собственного капитала
Данный показатель является наиболее важным с точки зрения акционеров компании. Он является критерием оценки эффективности использования инвестированных акционерами средств. Определяется как частное от деления чистой прибыли на собственный капитал по балансу.

Доходность активов
Характеризует эффективность использования активов компании. Показывает, сколько единиц прибыли заработано одной единицей активов. Определяется как частное от деления чистой прибыли на общую стоимость активов (среднюю за период или на конец отчетного периода). Показатель связывает баланс и отчет о прибылях и убытках.

Коэффициент финансового рычага
Показывает степень использования задолженности. Определяется как частное от деления совокупных активов на собственный капитал. При помощи показателя можно оценить предел, до которого предприятию следует полагаться на заемные средства. Принято, что значение коэффициента не должно быть ниже трех, то есть соотношение заемных и собственных средств должно быть не менее 2.

Рентабельность продаж
Определяется как деление чистой прибыли на выручку от реализации. Коэффициент показывает, сколько единиц прибыли остается в распоряжении предприятия с каждого рубля средств, полученных от реализации продукции.

Оборачиваемость активов
Показатель характеризует количество продаж, которое может быть сгенерировано данным количеством активов. Коэффициент показывает, насколько эффективно используются активы.

Налоговое бремя
Определяется как частное от деления чистой прибыли на прибыль от финансово-хозяйственной деятельности (после выплаты процентов). Коэффициент показывает, какая часть прибыли остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов.

Бремя процентов
Показывает, какая часть прибыли от основной деятельности остается после уплаты процентов.

Чистая маржа
Характеризует, во сколько раз прибыль от производственной деятельности превышает чистую прибыль.


13PAGE 15


13PAGE 141615




V Заголовок 1N Заголовок 2@ Заголовок 3H Заголовок 4Ў: 15r15список ненумерованныйn13список нумерованныйT Основной текст с отступом^ Основной текст с отступом 2b Основной текст с отступом 3B Нижний колонтитул, Номер страницы^ Основной текстH Основной текст 2
КалединzF:\Лекции по фин.менеджменту\Тема 4. Политика привлечения заёмных средств\Тема 4. Политика привлечения заёмных средств.doc
КалединXC:\Documents and Settings\P4P800-VM\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Тема 4.asd
КалединzF:\Лекции по фин.менеджменту\Тема 4. Политика привлечения заёмных средств\Тема 4. Политика привлечения заёмных средств.doc
КалединzF:\Лекции по фин.менеджменту\Тема 4. Политика привлечения заёмных средств\Тема 4. Политика привлечения заёмных средств.doc
КалединXC:\Documents and Settings\P4P800-VM\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Тема 4.asd
КалединzF:\Лекции по фин.менеджменту\Тема 4. Политика привлечения заёмных средств\Тема 4. Политика привлечения заёмных средств.doc
КалединXC:\Documents and Settings\P4P800-VM\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Тема 4.asd
КалединzF:\Лекции по фин.менеджменту\Тема 4. Политика привлечения заёмных средств\Тема 4. Политика привлечения заёмных средств.doc
КалединzF:\Лекции по фин.менеджменту\Тема 4. Политика привлечения заёмных средств\Тема 4. Политика привлечения заёмных средств.doc
КалединzF:\Лекции по фин.менеджменту\Тема 4. Политика привлечения заёмных средств\Тема 4. Политика привлечения заёмных средств.doc!
·І
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·