Элективный курс по экономике Финансовое благополучие и разумное управление личным капиталом


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новоусманская СОШ №3»
Новоусманского муниципального района
Воронежской области
«Рассмотрено»
На заседании ШМО «Согласовано» Утверждаю
Руководитель ШМО Зам.директора по УВР И.о. директора
_________Н.В. Пономарева ________ В.А. Кульбака ________И.В.Царев
Пр. № __от «___» _____2016 г. «____»___________2016 г. «___»___________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного среднего образования
элективного курса
«Финансовое благополучие и разумное управление личным капиталом »
для обучающихся 10 «А» класса
на 2016-2017 учебный год
Учитель : И.А. Воронова
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, М.- Просвещение, 2004 г.,
Данная рабочая программа составлена на основе  авторской программы к учебнику Экономика. Основы экономической теории. 10-11 класс. В 2-х частях. Издание 16-е. – М.: Вита - Пресс, 2011, подготовленной автором учебника С.И. Ивановым и М.А. Скляром. Программа опубликована в Сборнике программно-методических материалов по экономике. – М.: Вита- Пресс, 2008.
Авторской программы, составленной Желновач М. В., Захаровой Е. Ю., Кирилловым К. В., Обердерфер Д. Я., Солдатовой С.
Положения о рабочей программе МКОУ «Новоусманская СОШ № 3».
Планируемые предметные результаты:
углубить и расширить знания по экономической теории;
повышение учебной мотивации обучающихся;
сформированность социально-экономической картины мира (владение базовыми экономическими понятиями: рациональный выбор, экономическая система, собственность, фирма, домашнее хозяйство, рынок, финансы, налоги, банки, деньги, государственная экономическая политика, мировое хозяйство, глобализация, интеграция);
владение знаниями специфики развития экономической сферы жизни современного российского общества, экономических институтов;
владение знаниями устройства экономических институтов в современной российской практике: рынка товаров и услуг, рынка труда, рынка земли, банковской и налоговой систем.
Предметными результатами изучения курса «Экономике» 10-11-х классах являются следующие умения:
Выпускник научится:
оценивать ресурсы своей семьи, составлять семейный бюджет;
знать особенности развития финансовых рынков и институтов на основе анализа основных экономических закономерностей и причинно-следственных связей;
обоснованно принимать экономические решения в области управления личными финансами, планирования семейного бюджета на основе анализа имеющейся экономической информации;
прогнозировать влияние событий, происходящих в экономике региона, России, в международной экономике, на благосостояние своей семьи, эффективность принятых экономических решений;
осознанно выбирать услуги, оказываемые финансовыми посредниками на финансовом рынке в зависимости от целей сбережения средств или получения кредита (поиска инвестиций); прогнозировать личные (семейные) риски и подбирать способы финансовой защиты, программы страхования.
Содержание учебного предмета с определением основных видов деятельности
№ Тема Кол-во часов Вид деятельности
1 Введение. Люди и деньги. 1 Работа с текстом «История денег»
2 Рациональное экономическое поведение семьи. Семейный бюджет. Понятие активов и пассивов. 1 Работа над основными понятиями темы. Работа с текстом «Искусство управления деньгами».
3 Источники доходов семье: заработная плата, доходы от собственности, доходы от предпринимательской деятельности, трансферты, прочие доходы. 1 Построение семейного бюджета (отчет о прибылях и убытках)
4 Пенсия. Пенсионная система РФ. Пенсионная реформа. 1 Работа с графиком «смысл пенсионной реформы».
5 Основные статьи расходов семьи. Личные налоги. Оптимизация налогового бремени. Планирование семейного бюджета. Способы преодоления семенного дефицита. 1 Составление схемы « Источники доходной части и расходов семейного бюджета.»
6 Личный финансовый план (ЛФП). Этапы построения ЛФП. Техника построения «таблицы событий». 1 Подготовка к составлению ЛФП.
7 Банки. Банковский депозит. Характеристики банковского депозита. Капитализация. П.р.№2 «Выбор банка. Открытие депозита». 1 Работа с текстом « Виды банковских депозитов.»
8 Инвестирование. Стратегии инвестирования: консервативные, умеренные, агрессивные. Выбор стратегии. Распространённые ошибки при инвестировании. Доходность инвестиций. Дивиденды. Рост стоимости активов. 1 Тестирование: « К какому типу инвестора вы относитесь?»
9 Определение надежности инвестиций. Критерии, по которым определяется надёжность компании. П.р. №2 «Проверка компании на надёжность». 1 Работа с таблицей. Личный анализ активов и пассивов ( балансовый отчет)
10 Фондовый рынок. Особенности работы фондового рынка. 1 Работа с таблицей « Рынки акций и облигаций».
11 Коллективное инвестирование. Паевые инвестиционные фонды: структура, виды, особенности работы. Общие фонды банковского управления. Сравнительный анализ работы ОФБУ и ПИФов. П.р. №3 1 Работа с текстом «История создания паевых инвестиционных фондов».
12 Способы увеличения пенсии. Возможность распоряжения накопительной частью пенсии. Управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды. 1 Заполнение таблицы: « ПИФ и ОФБУ: сходство и отличия.»
13 Страхование. Виды страхования. Выбор страховой компании. П.р. №4 « Выбор управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда». 1 Работа с таблицей « Виды страхования.»
14 Экскурсия в коммерческий банк, в страховую компанию, в агенство недвижимости, в негосударственный пенсионный фонд. 1 15 Создание личного финансового плана. 1 Этапы проектной деятельности.
16 Постановка и уточнение целей. Этапы построения личного финансового плана. 1 Построение ЛФП.
17 Защита и обсуждение личных финансовых планов. 2 Защита проектов.

Календарно-тематическое планирование
№ урока Тема урока Кол-во часов Дата по плану Дата факт.
1. Введение. Люди и деньги. 1 2. Рациональное экономическое поведение семьи. Семейный бюджет. Понятие активов и пассивов. 1 3. Источники доходов семьи: заработная плата, доходы от собственности, доходы от предпринимательской деятельности, трансферты, прочие доходы. 1 4. Пенсия. Пенсионная система РФ. Пенсионная реформа. 1 5. Основные статьи расходов семьи. Личные налоги. Оптимизация налогового бремени. Планирование семейного бюджета. Способы преодоления семейного дефицита. 1 6. Личный финансовый план(ЛФП). Этапы построения ЛФП. Техника построения «таблицы событий». 1 7. Банки. Банковский депозит. Характеристики банковского депозита. Капитализация. П.р.№1 «Выбор банка. Открытие депозита». 1 8. Инвестирование. Стратегии инвестирования:: консервативные, умеренные, агрессивные. Выбор стратегии. Распространённые ошибки при инвестировании. Доходность инвестиций. Дивиденды. Рост стоимости активов. 1 9. Определение надёжности инвестиций. Критерии, по которым определяется надёжность компании. П.р.№2 «Проверка компании на надёжность». 1 9. Фондовый рынок. Особенности работы фондового рынка. 1 10. Коллективное инвестирование. Паевые инвестиционные фонды: структура, виды, особенности работы. Общие фонды банковского управления. Сравнительный анализ работы ОФБУ и ПИФов. П.р.№3 «Выбор ПИФа». 1 11. Способы увеличения пенсии. Возможность распоряжения накопительной частью пенсии. Управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды. 1 12. Страхование. Виды страхования. Выбор страховой компании. П.р.№4 « Выбор управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда». 1 13. Экскурсия в коммерческий банк, в страховую компанию, в агенство недвижимости, в негосударственный пенсионный фонд. 1 14. Создание личного финансового плана. 1 15. Постановка и уточнение целей. Этапы построения личного финансового плана. 1 16. Защита и обсуждение личных финансовых планов. 2