Статья ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.


ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
ГанатовскаяС.П. Учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №47» Советского района г. Казани Республики Татарстан.
Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.Мне бы хотелось поделиться с некоторыми своими наработками и удачными формами работы, которые я применяю с учётом использования проблемно – диалогической технологии.
В УМК «Начальная школа 21 века», по которой я работаю, активно используется технология проблемно-диалогического обучения.В своей деятельности я использую метод постановки проблемной ситуации. Ученик сам осознает противоречие и формулирует проблему. Диалогом побуждаю учеников осознать противоречие и сформулировать проблему. Создавая учебную проблему, я помогаю ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Для этого использую различные приемы.
Первый прием – «яркое пятно». Я сообщаю классу интригующий материал, захватывающий внимание учеников, но при этом связанный с темой урока. В качестве «яркого пятна» чаще всего использую сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрацию непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности.
Пример.Математика.1класс.Тема:«Число3.Цифра3»Учитель: В далекие времена люди с большим трудом научились считать: сначала всего до двух. За двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали « один, два, много», то после двух было «всё». Поэтому число 3, которое при счете должно идти за числом 2, означало «ВСЕ». Долгое время число 3 было для многих народов пределом счета, совершенством, счастливым числом. Число 3 стало излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Сегодня мы тоже познакомимся с числом 3.
Второй прием - проблемные ситуации, возникшие "с удивлением" Важно заметить, что, создавая проблемную ситуацию, я ввожу противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления. Пример.Математика. 2 класс.Тема: «Выражения со скобками».Учитель делает на доске запись: 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21.Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные!Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем?Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?
Третий прием - проблемные ситуации, возникшие «с затруднением» В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.Пример. Математика.3 класс. Тема: «Письменное сложение и вычитание многозначных чисел». Учитель: Решите примеры. Вспомните алгоритм. Один ученик у доски, остальные выполняют задание в тетради.(Решают примеры, проговаривают алгоритм. Примеры: 468 - 143,742 - 318,419-185. Далее следует практическое задание на новый учебный материал.) Решите следующий пример, работайте на листочках. (Фронтально решают пример: 500 - 283.) Решили пример? (Побуждение к осознанию противоречия.)Ученики: Да, решили.Учитель: Какие получились ответы? (Называют разные ответы.) Я вам предложила решить одинаковый пример? (Ответ: да.) А ответы получились какие?Ученики: Разные. Учитель: Почему?Ученики: Мы еще не решали такие примеры.Учитель: Чем этот пример отличается от тех, которые мы только что решали?Ученики: В уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.Учитель: Значит, какие примеры будем учиться решать?Ученики: Примеры на вычитание трехзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.Учитель: Верно. Тему фиксируем на доске.
Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила – доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям Проблемно - диалогический урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность, так как для диалога с учителем нужны и смелость, и решительность. Кроме того, в работу включается весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников.
Литература
Зверева, Н. М. Практическая дидактика для учителя: учебное пособие . М.: Педагогическое общество России, 2001. – 154 с.
Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пособие для учителя 2006. - 168 с.
ЧирановаО. И. Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации современных целей образования младшего школьника Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 2. - С. 31-33