Конспект самопознания для 10 класса для детей и родителей «Семейный круг радости»


Урок самопознания в 10 классе для учащихся и их родителей.
Учитель самопознания Ступникова Л.А.
Березовская сш
Район имени Г.Мусрепова , СКО
Тема урока: «Семейный круг радости».
Цель: воспитание ценностного отношения к семье; формирование позитивного опыта семейных отношений;
раскрытие основных жизненно важных принципов существования и сохранения «идеальных» семейных взаимоотношений
Задачи:  
          возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада:
          развитие у учащихся творческого восприятия семейных  ценностей;
         воспитание у школьников ответственного отношения к созданию в будущем своей семьи;
воспитание в душе школьника гармоничного видения мира.
Ресурсы: листы бумаги, ручки, «кирпичики», наградные жетоны.
Межпредметные связи: литература.
Формы работы: работа в группе, индивидуальная.
Ход урока.
- Рада приветствовать вас на уроке самопознания, хочется поговорить с вами на тему семьи и семейных отношений. Думаю, что для ребят хорошую службу сослужит опыт родителей и гостей в понимании семейных отношениях. Я предлагаю родителям и гостям быть не слушателями и зрителями, а активными участниками нашего занятия. Предлагаю работать в группах: группа юных и группах опытных. Для начала познакомимся с правилами работы в группе.
1. Словарная работа. Прием «Кластер»
Для начала определимся, что такое семья? (работа в группах)
Презентация ответов.

- В словаре С.И. Ожегова:
«Семья группа живущих вместе близких родственников»

Когда появилось слово "семья”?
Когда – то о нём не слыхала земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
,,Сейчас я тебе семь вопросов задам
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: "Я".
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё так же ответила: "Я".
- Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
"Я, я", – тихо молвила Ева – Я, я
Сказала она знаменитых семь "Я”.
Вот так на земле появилась семья.

В Казахстане День семьи отмечается во второе воскресенье сентября.
Празднование Дня семьи, любви и верности имеет духовно-нравственное и просветительское назначение. Его установление призвано обратить внимание всего казахстанского общества на то, что семья, как основной элемент общества была и остается хранительницей духовно-нравственных ценностей, национальной культуры и исторической преемственности поколений. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа.

2. Ситуация (работа в группах).
Задание.
Обыграйте ситуацию.
Ответьте на вопросы кто прав? Кто не прав?
Найдите выход: как быть, чтобы ситуация стабилизировалась.

Ситуация первая (группа 1).
Мама в комнате дочери , «роется» в ее сумке, держит в руках тетрадки дочери и пачку сигарет.
Дочь неожиданно входит в комнату:
- Мама, как ты можешь рыться в моих вещах?
- Я так и знала, дружба с этой компанией не доведет ни до чего хорошего!
- Мама, я думала, ты мне доверяешь?
- Моя дочь курит! Дожилась!
- Сигареты попали ко мне случайно, я не курю. Но это сейчас не главное, ты
- Если я не курю, у меня нет в сумочке сигарет
- Мама, ты не права
- Уйди, чтоб глаза мои тебя не видели!

Ситуация вторая (группа 2).

Утро в семье.
- Дорогая, ты не знаешь, где мой бумажник?
- Знаешь, ты уже взрослый мальчик, должен знать, где лежат твои вещи.
- Если бы у нас дома был порядок, я бы знал, где мои вещи.
- Если бы ты больше времени уделял семье, помогал мне, я бы больше успевала по дому, и больше порядка было бы.
- Если бы ты меньше болтала по телефону, времени было бы больше.
- Если бы ты меньше лежал на диване у телевизора, времени на помощь семье тоже было бы больше.
- Ну и неблагодарная же ты, я на работе целый день тружусь, чтоб деньги в доме были, а ты
- А я что? Помой, постирай, погладь, есть приготовь, за детьми посмотри Сам неблагодарный!
Презентация ответов.

Семья – группа индивидуумов, нынешняя жизнь ждет от нас усилий, отказа себе в чем – то, внимание к каждому, самому мелкому шагу семьи. Поэтому конфликтные ситуации в семье неизбежны, важно соблюдать технику безопасности в этих ситуациях, помня, что в семье родные люди, ближе которых нет. К сожалению, от конфликтов в семье больше всего страдают дети. Есть такое понятие, как социальное сиротство.

Викторина:
Как по – латыни звучит слово «семья»? Фамилия.
Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, а ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи и материнства. Догадайтесь, какая птица считалась птицей Геры? Аист.
Божеством нарождающихся людей у древних славян считался Род. Существовал и близкий к нему бог – покровитель семьи и права собственности, поддерживавший гуманные нравственные принципы, деливший все по справедливости. Его же вспоминали, когда нужно было удалить зловредные силы. Как звали этого бога? Чур. «Чур меня, чур меня».
От имени какой славянской богини произошли слова «ладить», «ладный», «налаживать»? (От имени Лады – богини красоты, любви и брака).
Почему на Руси вплоть до XVIII века кузнец считался покровителем семьи и брака? (Он ковал кольца новобрачным).
Как звучит русская пословица, в которой фигурируют фрукты, о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает»).
Какое выражение стало символом большой семьи?
А) трое в лодке;
В) четверо за компьютером;
В) пятеро в ванной;
Г) семеро по лавкам.

Как в старину на Руси назывался свадебный обряд?
А) щи;
Б) каша (русская пословица «С ними каши не сваришь»)»
В) окрошка;
Г) кулебяка.
Какое из этих музыкальных произведений традиционно звучит на церемонии бракосочетания?
А) вальс Штрауса?
Б) полонез Огинского?
В) марш Мендельсона?
Г) хабанера Бизе.
Что, согласно традиции многих стран, молодая жена бросает в толпу гостей?
А) перчатку?
Б) букет?
В) бутылку шампанского?
Г) фату.

Анкета.
Отметьте те фразы, которые вы используете в общении со своим ребенком (которые родители используют в общении с вами).
Что ты получил сегодня?
Я так и знала.
И в кого ты такой уродился/лась?
Не расстраивайся, мы все исправим.
Уйди, чтоб глаза мои тебя не видели!
Сколько можно тебе это объяснять?!
Ты ведь можешь, постарайся!
Ты сам сделаешь, или тебе нужна моя помощь?
Садись и учи, а я потом проверю!
Давай разберемся и сделаем вместе.
Знаешь, мне это тоже давалось с трудом!
Кто – нибудь получил отметку лучше, чем ты?
Вот так и будешь с «3» на «2» ехать!
Посмотри, как я училась, а ты?
Давай - ка еще раз заглянем в учебник. Попробуем вместе понять непонятное.
Вот придет отец (мать)! Он ( она) тебе покажет за «2»!

Сравнение результатов анкетирования –ответы детей – ответы родителей - вывод.

Творческая деятельность (работа в группах).
Итак, каждая семья живет в доме. Предлагаю побыть строителями.

А дом заставленный добром, - еще не дом.
И даже люстра над столом, - еще не дом.
И на окне с живым цветком – еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
(Л.Суслова)

- Как вы создадите тепло в ваших домах, сможете решить только вместе. Вам предлагаются строительные материалы. Строим и объясняем, почему именно так.

Презентация работ.
Обобщение (слово учителя).
Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень - очень важных.

Во - первых, это главное - любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по - разному.

Второе - дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца - не напиться.
А дети - это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!

Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.

Четвертое - терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды...
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.

А пятое - ответственность и дом
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.

Шестое уваженье. Только с ним
Приобретешь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.

И наконец, седьмое - чистота
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива, где полностью.


Звучит песня «Родительский дом».
Награждение самых активных участников урока.






































15