Методы и приемы работы со слабоуспевающими учащимися. Методическое совещание


МБОУ Хоточчунская основная общеобразовательная школа.
Методическое объединение учителей естественно-математического цикла.
Методы и приемы работы со слабоуспевающими учащимися.
Методическое совещание
Рук МО естественно- математического
Черноградская Екатерина Васильевна,
учитель математики

2014
Методы и приемы работы со слабоуспевающими учащимися.
Методическое совещание
Цели методического совещания принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний, умений и навыков учащихся;
разработка системы методов и приемов педагогической и психологической поддержки неуспевающих учеников;
обеспечение единства действий по предупреждению неуспеваемости школьников и повышению уровня их воспитанности.
Классификациянеуспеваемости ( Славина Л.С.)
дети с неправильным отношением к учению;
дети, с трудом усваивающие учебный материал;
дети, у которых не сформированы навыки учебной деятельности;
дети, у которых отсутствуют познавательные интересы
дети, не умеющие трудиться
Причинынеуспеваемости(Бабанский Ю.К.)
Внутренние по отношению к школьнику
недостатки биологического развития (дефекты органов чувств, особенности высшей нервной деятельности);
недостатки психологического развития (слабое развитие эмоциональной сферы, воли, отсутствие положительных мотивов, познавательных интересов);
недостатки воспитанности личности (недостатки в развитии моральных качеств, в отношениях к учителям, коллективу, семье).
Внешние по отношению к школьнику:
недостатки образования личности (пробелы в специальных знаниях и умениях, навыках учебного труда);
недостатки опыта влияния школы (недостатки процесса обучения, учебных пособий и т.д., воспитательных воздействий);
недостатки влияния внешкольной среды(влияние семьи, сверстников, культурно-производственного окружения)
Классификациянеуспеваемости (Гельмонт А.М.)
Глубокое общее отставание
Устойчивая
Эпизодическая
Глубокое общее отставание
Низкий уровень предшествующей подготовки (отсутствие преемственности, слабая база)
Неблагоприятные обстоятельства (физические дефекты, болезни, плохие бытовые условия, отсутствие родительской заботы)
Низкий уровень умственного развития;
Недостатки воспитанности и личностные особенности (недисциплинированность, лень)
Устойчивая неуспеваесмостьНедостатки подготовки на предшествующих этапах развития;
Недостаток интереса к изучаемым предметам;
Трудности волевой регуляции
Эпизодическая неуспеваемость
Непрочность знаний;
Слабый текущий контроль за успеваемостью
Недостаток методики преподавания (отсутствие учета зоны актуального развития, индивидуального подхода, дифференциации)
Нерегулярность подготовки домашнего задания;
Неаккуратное посещение уроков.
Напряженность в межличностном взаимодействии (с учителем, одноклассниками, родителями)
Признаки отставания
ученик не может сказать, в чем заключается трудность;
не задает вопросов по существу изучаемого материала;
не активен, отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, преодоление трудностей, напряжение мысли;
не может дать оценки своей работе, не контролирует себя;
не может воспроизвести основные понятия и определения.
Способы выявления причин неуспеваемости
Анализ обучающих самостоятельных работ;
Наблюдение за способами деятельности ученика на уроке;
Беседа с учащимся по поводу возникших трудностей в усвоении материала.
Как чувствует себя ребенок в школе
Высокое желание учиться
Удовлетворенность общением с одноклассниками
Школьная тревожность
Самооценка
Самочувствие
Приемы педагогической поддержки слабоуспевающих учеников
В процессе контроля за подготовленностью учащихся:
создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;
снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;
предложения учащимся примерного плана ответа;
разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;
стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
При изложении нового материала:
применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала
привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником
В ходе самостоятельной работы на уроке:
разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание;
напоминание приема и способа выполнения задания;
указание на необходимость актуализировать правило;
ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений;
инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;
стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;
более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления
Мониторинг обученности и воспитанности
изучение уровня сформированности специальных умений и навыков;
изучение уровня развития общеучебных умений;
развитие коммуникативных навыков, формирование адекватной самооценки;
развитие эмоционально-волевой сферы
Приемы педагогической поддержки слабоуспевающих учеников
При организации самостоятельной работы:
выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений;
более подробное объяснение последовательности выполнения задания;
предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
Советы родителям слабоуспевающих учеников
Всячески укрепляйте уверенность ребенка в своих силах;
Давайте ребенку только одно задание на определенный промежуток времени, чтобы он мог его выполнить;
Поддерживайте дома четкий распорядок дня;
Отрабатывайте формы поведения в различных ситуациях;
Проявляйте заинтересованность школьными делами ребенка;
Будьте последовательны в своих требованиях, поощрениях и наказаниях;
Не предъявляйте завышенные требования к ребенку и не вводите его в роль «неудачника».
Мониторинг. Коррекционная деятельность педагога