К ПРОБЛЕМЕ ОЦЕНКИ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ


Карпенкова Д.В.К ПРОБЛЕМЕ ОЦЕНКИ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИКурск 2015 Коррекционно-педагогическая помощь в развитии навыков общения рассматривается многими учёными как необходимое условие реализации специального образования и социо-культурной адаптации младшего школьника с нарушением интеллек-туального развития (O.K. Агавелян, Д.И. Бойков, С.В. Комарова, П.О. Омарова, Е.С. Унковская, Л.М. Шипицына и др.). Систематическая, целенаправленная, коррекционная работа по развитию коммуникативной сферы приводит к выраженным положительным резуль-татам: к улучшению вербального и невербального общения; развитию межличностных отношений; усилению активности, самостоятельности, что выражается в росте социальной активности этих детей (Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, 2009). Особенности психического и речевого развития затрудняют общение детей с нарушениями интеллекта не только со сверстника-ми, но и со значимыми взрослыми, что отрицательно сказывается на положении ребенка в коллективе сверстников, определяет его негативное отношение к окружающим, формирует отрицательные черты характера (А.И. Гаурилюс, Л.И. Даргевичене, Д.И. Бойков, А.Р. Маллер, Л.М. Шипицина и др.) Анализ литературных данных позволяет заключить, что при общем для всех детей дефекте — нарушении интеллектуальной деятельности — речевые расстройства характеризуются стойкостью и требуют длительного коррекционного воздействия (Т.А. Власова, Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, В.Г. Петрова, М.Е. Хватцев, Ж.И. Шиф и др.). Большая часть специальных исследований, в которых изучались особенности речевого развития учащихся с нарушениями интеллекта, посвящена вопросам логико-содержательной стороны речи (Е.А. Гордиенко, Р.И. Лалаева, В.Г. Петрова и др.); выявлению и формированию ее лексической стороны (Г.И. Данилкина, Г.М. Дульнев, З.Н. Смирнова, Т.К. Ульянова и др.); определению путей коррекции грамматического строя речи (М.Ф. Гнездилов, К.Г. Ермилова, Г.В. Савельева, М.П. Феофанов и др.); методике совершенствования навыков связной устной и письменной речи (А.К. Аксенова, В.В.Ворон-кова, С.Ю. Ильина, И.Ю. Свиридович и др.). Коррекционно-педагогическая помощь в развитии навыков общения рассматривается как необходимое условие реализации специального образования и социокультурной адаптации младших школьников с интеллектуальным недоразвитием (O.K. Агавелян, И.М. Бгаж-нокова, Д.И. Бойков, Д.Н. Исаев, Е.В. Ка-занцева, С.В. Комарова, Н.М. Назарова, П.О. Омарова, Е.И. Разуван, Е.С. Унков-ская, Л.М. Шипицына и др.). Любой урок, к какой образовательной дисциплине он бы не относился, будет служить решению задач речевого развития учащихся по следующим направлениям: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического); функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи и речевого общения); когнитивное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений. Несоответствия в организации и содержании коррекционно-педагогического воздействия на учащихся школ VIII вида между:– потребностями в развитии потенциальных возмож-ностей учащихся с нарушением интеллекта к овладению речевой коммуникацией и недостаточной разработан-ностью научно-методических основ изучения их коммуникативных способностей и уровня развития речи;– между особенностями протекания речевой коммуникации у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и существующим современным содержанием, методами и приемами ее формирования;– традиционными формами обучения речевой коммуникации в условиях школы и необходимостью разработки новых подходов к методическому обеспечению логопедических занятий школьников с нарушением интеллекта. Эффективность коррекционной работы по развитию речевой коммуникации у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью во многом зависит от понимания особенностей протекания коммуникативной деятельности в целом (оценки ее структурных компонентов) и степени их компетентности в этой сфере. Изучение речевых средств общения (1 серия констатирующего эксперимента) включало задания для обследования различных сторон речи учащихся. 2 серия констатирующего эксперимента была посвящена изучению особенностей общения учащихся с нарушениями интеллекта с педагогами и сверстниками. Рис. Уровни коммуникативно-речевого развития младших школьников с нарушениями интеллекта (%) Благодарю за внимание!